Функции и задачи социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:53, контрольная работа

Описание работы

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: познавательные (гносеологические) и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.

Содержание работы

Введение
1 Функции, задачи социологии
2 Социальный контроль
3 Структура программы социологического исследования, характеристика ее основных частей
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 60.07 Кб (Скачать файл)

ТИТУЛЬНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Функции, задачи социологии

2 Социальный контроль

3 Структура программы  социологического исследования, характеристика  ее основных частей

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общество — саморегулируемая сложная социальная система. Важнейшую роль в социальном регулировании общественной жизни играет социальная культура, а прежде всего социальные ценности, нормы, социальные институты и организации.

Выступая в  качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования, а также функции и задачи.

Вместе с тем в социальной структуре общества имеется и  играет немаловажную роль особое структурное  образование – институт социального  контроля. Он выступает как часть общей системы социального регулирования и призван обеспечивать различными средствами нормальное упорядоченное функционирование и развитие общества, а также предотвращать и исправлять такие социальные отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь и социальный порядок.

Я считаю тему данной контрольной  работы актуальной, так как общество – система динамичная и по мере развития этой системы складываются и развиваются различные традиции, нормы, ценности. Кроме того человек  заинтересован в спокойной и  благополучной жизни, в социальном порядке, в успешном развитии и функционировании общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ СОЦИОЛОГИИ

 

Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci(etas) — общество и греческого logos — наука, знания, означая буквально «наука об обществе». Именно в гаком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт.

Выступая в  качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования.

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. Общество, так же как физические или биологические явления и процессы, существует независимо от воли и сознания людей.

Если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности.

Установив предмет и объект социологии, можно сформулировать ее основные задачи, представленные на рисунке 1.

 

Разработка рекомендаций для управленческих решений


 

 

Исследование сущности социальных решений


 

 

Выявление динамики сущности общества


 

Вычленение основных компонентов  социальной структуры общества


 

 

Изучение социальных фактов

 

Рисунок 1  - Иерархия основных задач социологии

 

Вычленение основных задач социологии позволяет определить и ее основные функции. Исходя из вышеизложенного, функции социологии как науки могут быть сведены к следующему:

  1. Познавательная функция, имеющая своей целью и содержанием изучение общества и понимание его структуры, особенностей взаимодействия в обществе различных индивидов и групп.
  2. Концептуально-описательная функция, предоставляющая исследователю и изучающему социологию определенную систему понятий и категорий, а также правил описания, отражающих особенности социальной реальности.
  3. Оценочная функция, т.е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие в нем соответсвующие организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и цепям.
  4. Объясняющая функция, дающая научное объяснение социальным явлениям, событиям и процессам на основе выявленных 
    фактов, тенденций и закономерностей.
  5. Мировоззренчески-идеологическая   функция,    претворяющая  в жизнь определенные общественно-политические идеалы.
  6. Прогностическая функция, т.е. выявление прогнозов на 
    основе познания тенденций и закономерностей социального развития, построение наиболее вероятных сценариев тех или иных событий в будущем, определение возможной траектории развития социальных процессов.
  7. Управленческая функция, связанная с тем, что выявив тенденции и закономерности социального развития, определив варианты тех или иных изменений в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе.

8. Образовательная (обучающая) функция, вытекающая из того, что социология, определив социальную сущность тех или иных процессов и явлений, выявив тенденции и закономерности и развития, осуществив прогноз их изменений в будущем, способна через систему учебных заведений и различные институты повышения квалификации кадров широко распространять социологические знания и оценки.

Современный этап развития гуманитарных наук характеризуется возрастанием роли социологии в обществе. Она  занимает в системе общественных наук все более ведущую роль. Это  диктуется рядом факторов.

Во-первых, социология дает другим общественным наукам обоснованную теорию общества, его структурных элементов, обеспечивает понимание их взаимодействия.

Во-вторых, представляет им технику  и методику изучения личности и ее деятельности, изучения социальных систем различных уровней; методы социального  измерения, разрабатываемые социологией, активно используются другими общественными  науками.

В-третьих, социология проводит так  называемые “социальные” исследования, то есть междисциплинарные исследования: социально-экономические, социально-политические, социально-демографические, социально-психологические  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

Социальный контроль —  система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном  смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид  согласовывает свое поведение с  ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального  мира.

Основная задача социального  контроля - создание условий для  устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный контроль по отношению  к обществу выполняет две основные функции:

  • Охранительную функцию. Эта функция иногда мешает социальному контролю выступать сторонником прогресса, но в перечень его функций как раз и не входит обновление общества – это задача других общественных учреждений. Так, социальный контроль охраняет мораль, право, ценности, требует уважать традиции, выступает против того нового, что как следует не проверено.
  • Стабилизирующую функцию. Социальный контроль выступает в качестве фундамента стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой  особый механизм поддержания общественного  порядка и включает два главных  элемента – нормы и санкции.

Социальные нормы - это  предписания о том, как правильно  надо себя вести в обществе.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие  людей соблюдать социальные нормы.

Все социальные нормы можно  классифицировать в зависимости  от того, насколько строго соблюдается  их исполнение. За нарушение одних  норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют  очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение  табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной  тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности  семейные (например, отказ выключать  свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют  строгие санкции.

Нормы связывают людей  в единую общность, в коллектив. Каким образом подобное происходит? Во-первых, нормы - это еще и ожидание: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют  определенные функции в зависимости  от того, в каком виде они себя проявляют - как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидание поведения (реакции, поведение других людей). Защита чести и достоинства  членов семьи представляет собой  обязанность каждого мужчины. Здесь  речь идет о норме как стандарте  должного поведения. Этому стандарту  соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи, надежда на то, что  их честь и достоинство будут  защищены.

Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

  • Позитивные санкции – это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.
  • Негативные санкции – осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия – заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.
  • Формальные санкции исходят от официальных организаций – правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.
  • Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:
  • Материальными – подарок или штраф, премия или конфискация имущества;
  • Моральными – награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции  были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

  • санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;
  • санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;
  • санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и  санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует  сопровождающая ее санкция, то она перестает  действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает  быть элементом социального контроля.

В зависимости от способа  вынесения санкций – коллективного  или индивидуального – социальный контроль может быть внешним и  внутренним. Внутренний контроль еще  называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются  настолько прочно, что люди, нарушая  их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего  поведения, человек, например, завидует более удачливому сопернику. В таких  случаях говорят о муках совести. Совесть – проявление внутреннего  контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена  сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной  стихии, он основывается на волевом  усилии.

Самоконтроль – это  одно из важнейших условий самореализации личности и её успешного взаимодействия с другими людьми. Общество оценивает  человека, но и индивид оценивает  общество, государство и самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему  со стороны окружающих людей, групп  и общества человек принимает  их не механически, а избирательно, переосмысливает их через определенный собственный опыт, привычки, усвоенные  им ранее социальные нормы. Соответственно и отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным, либо положительным, либо отрицательным, либо нейтральным.

Информация о работе Функции и задачи социологии