Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:09, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.
Введение………………………………………………………………………...... 3
Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»………………….. 5
Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии »…..................... 11
Раздел III « Управленческая функция социологической науки»……………. 15
Заключение…………………………………………………………………….... 18
Список использованной литературы………………………………………….. 20
Одним из важных условий описания проблемной ситуации является выбор таких исследовательских методов, которые позволят собрать наибольший объем необходимой информации об объекте и предмете исследования. Чем объемнее объект, например, какое-нибудь крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация и тем большее число респондентов она должна охватывать.
Для того чтобы описать определенные социальные факты и процессы необходимо получить, обработать, анализировать и обобщить соответствующую социологическую информацию. Получение этой информации осуществляется с помощью методов сбора. Основными методами сбора информации являются: наблюдение, опрос (анкетирование), интервью и анализ документации. Одно из ведущих мест среди этих методов сбора информации занимает – метод опроса. Это объясняется рядом его достоинств. Он позволяет одномоментно получить значительный объем информации. Сбор информации с помощью метода опроса удобен, не требует особых материальных и физических затрат. Опрос даже большого массива респондентов достаточно просто осуществить в техническом плане. Внимание к методу опроса определяется тем, что вербальная информация легко поддается обработке, легко регистрируется и носит универсальный характер.
Описание проблемной ситуации, в проводимом каком либо социологическом исследовании – весьма ответственный и трудоемкий момент. От того, насколько верно будет описана проблема, во многом зависит весь дальнейший ход исследовательского процесса. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа.
Вслед за описанием становится необходимым объяснение установленных социальных фактов и выявление связей между ними. Объяснение, т.е. раскрытие сущности установленного социального факта является важным понятием, т. к. от того, на сколько точно будет раскрыта сущность установленного социального факта зависит и конечный результат любого социологического исследования.
Естественным продолжением
описания и объяснения оказывается
диагностическая функция, смысл
которой – в определении
Реализация познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки – социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.
Таким образом, при проведении социологического исследования социолог сначала описывает ситуацию, потом объясняет причинно-следственную связь, а затем ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием дальнейшего исследования сформулированной проблемы.
Раздел III «Управленческая функция социологической науки»
Управленческая функция социологии заключается в нахождении разумных способов решения конкретных общественных проблем здесь и сейчас, равно как и проблем, которые могут возникнуть в результате определенных управленческих воздействий там и потом. Реализация этой функции тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. Важным моментом является прогноз ближайших и более отдаленных последствий, что позволяет минимизировать негативные тенденции.
К управленческой функции следует отнести и те способы ее воздействия на общественные процессы, которые нередко выделяют в самостоятельную функцию – идеологическую. На наш взгляд, в этом нет необходимости, ибо идеологический компонент присущ всем без исключения функциям социологии.
В настоящее время остро встал вопрос о более эффективном участии социологии в решении актуальных социальных проблем обновления общества. В этой связи нуждается в осмыслении реальный опыт организации и проведения социологических исследований, который в большинстве своем складывается под влиянием потребностей практики.
Прежде всего необходимо назвать исследования, направленные на изучение состояния, тенденций и основных проблем экономической и политической жизни. Большое развитие получил анализ политических процессов, деятельности средств массовой информации. Широко известен опыт центров по изучению общественного мнения, деятельность которых связана не только с выполнением научно-исследовательских задач, но и с решением прикладных задач экономической и социальной политики.
Все большее место занимают вопросы национальных и межнациональных отношений. Всплеск конфликтов, этническая напряженность стимулировали деятельность социологов по поиску путей выхода из кризиса. Их данные активно используются в решении проблем малых народов, при определении пределов и границ национальных суверенитетов.
Но, пожалуй, центральное место отводится путям перехода к рыночным отношениям, политическим и социальным последствиям вхождения людей в новые экономические реалии. Перед социологами труда, специалистами по индустриальной социологии встали принципиально новые вопросы, которые было трудно предвидеть еще десять лет тому назад: наличие многообразных форм собственности, в том числе и частной, начало функционирования совместных (с иностранными фирмами) предприятий, создание новых, в том числе и горизонтальных, связей между ними. В 1990 году впервые был зарегистрирован новый фактор экономического сознания и поведения людей – осознание грядущей безработицы, которая вызывает тревогу практически у каждых двух из пяти человек.
Особую значимость приобретает участие социологии в рассмотрении таких проблем, как насилие и преступность в обществе, что стало важным показателем происходящих в обществе изменений.
Изучение реальных ситуаций, на решение которых может быть направлена управленческая функция социологии, резко увеличило значение экологических и духовно-нравственных проблем. Причем значение последних кризис в экономике не ослабил, а, наоборот, усилил. Их роль в преобразовании жизни людей возросла.
К числу управленческих
следует отнести также контроль
Говоря о консультационной
функции как разновидности
Функции социологии связаны с тем, что наука не ограничивается познанием социальной реальности. Она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиции гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности.
Тот факт, что в рамках
социологии осуществляются не только
теоретические и
Заключение
Необходимо отметить, что благодаря реализации своих групп функций, социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных фактов, процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этот богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную и обязательно достоверную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными фактами и процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.
Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных фактов и процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна:
– определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;
– представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
– рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.
Большое значение в жизни
общества имеет использование
Таким образом, результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.
Список использованной литературы
1) Андри Медра «Основы социологии» (учебник для ВУЗов), г. Москва, 2000 г.;
2) Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. «Социология» (учебный курс), г. Москва – Ростов-на-Дону, 2007 г.;
3) Горелов А.А. «Социология» – 2002 г.;
4) Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. «Социология» (учебник для ВУЗов), г. Москва, 2000 г.;
5) Капитонов Э.А. «Социология XX века» – 1996 г.;
6) Кравченко А.И. «Социология» (учебник для ВУЗов), г. Москва, 2005 г.;
6) Кравченко А.И. «Социология» (учебное пособие), г. Екатеринбург, 1998 г.;
6) Лавриненко В.Н. «Социология» (учебник), г. Москва, 1998 г.;
7)Маршак А.Л. «Социология», г. Москва, 2002 г.;
8) Радугин А.А., Радугин К.А. «Социология» – 1995 г.;
9) Томпсон Д.Л., Пристли Д. «Социология», г. Львов, 1998 г.;
10) Фролов С.С. «Социология» – 1998 г.;
11) Харчева В.Г. «Социология» – 2000 г.