Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 12:09, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть содержание основных функций социологического знания, дать им определение и показать их роль в дальнейшем развитии социологического знания.
Введение………………………………………………………………………...... 3
Раздел I «Понятие и классификация функций социологии»………………….. 5
Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии »…..................... 11
Раздел III « Управленческая функция социологической науки»……………. 15
Заключение…………………………………………………………………….... 18
Список использованной литературы………………………………………….. 20
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений.
Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Вот тут-то и вспоминают о процессах. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей.
Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества. Шире и глубже раскрыть основные направления обновления общества и дает возможность выявления отклонений от общецивилизационного развития. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности. Задача социологии теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформации и демократизации общественной жизни . Процесс трансформации общества идет от одного качественного состояния к другому как раз в связи с сознательным
Превращением целей в результат, а результатов в предпосылки, условия и средства развертывания сознательной деятельности, демократизации общества.
Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологических кадров (хотя и это имеет место, поскольку профессиональная подготовка их в стране начата лишь несколько лет назад), сколько несформированной у большинства управленческих кадров потребности в социологическом обосновании управленческих решений.
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизации и накопление информации, полученной в результате исследований.
Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
В 1920 году, составляя свой «Общедоступный учебник социологии», П. А. Сорокин писал: «Мы страдаем не только от сил мертвой и живой природы, но и от плохого устройства общества. Благодаря нашему невежеству в области социальных явлений мы до сих пор не умеем бороться с бедствиями, берущими начало в общественной жизни людей… Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация продолжают быть спутниками человеческого общества… Не помогают ни тюрьмы, ни виселицы, ни расстрелы, ни множество подобных мер борьбы… Подобно тому, как познание живо и мертвой материи дало человеку средства подчинить их силы его целям, так и познание явлений общественной жизни может указать человеку действительные лекарства против общественных бедствий… Вот с этой – практической - точки зрения изучения социологии приобретает громадное значение»1.
В словах Сорокина, безусловно, содержится большое преувеличение. Ни одна наука не может претендовать на изобретение некой «панацеи», способной избавить человечество от роковых бедствий и страданий. И все же любая наука вносит свою посильную лепту в улучшение человеческой жизни и совершение общественных отношений. Не является исключением и социология. В рассуждениях Сорокина обозначена одна из основных функций социологии – практическая. Именно практическая функция выражает связь социологии с жизнью, с многообразием человеческой деятельностью. С первых своих шагов социология ставила перед собой
__________________________
1 Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет. М., 1994 С. 14 – 15
задачу не только объективно
исследовать существующее положение
вещей, но и активно вмешиваться
в ход социальных процессов. Значительная
часть социологических
Деятельность социологов дает конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля, помогающего преодолевать негативные явления в общественной жизни. Без такой информации возрастает возможность возникновения социального
напряжения, кризисов и катаклизмов. Опасность таких явлений была осознана в нашей стране, когда она вступила на пусть реформ и массы начали пробуждаться от многолетней «спячки».
Следует отметить, что роль социологии, разумеется, не сводится к «пожарным» функциям, направленным на «тушение» социальных конфликтов. Социологии не чужд ни один из актуальных вопросов, волнующих общественность и ставящих подчас в тупик работников управления, предпринимателей, юристов и педагогов. В большинстве цивилизованных стран органы представительной и исполнительной власти, политические партии широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.
Но практическая направленность социологии выражается не только в ее способности давать богатую и разнообразную информацию. Социология непосредственно связана с управленческой деятельностью. Не случайно некоторые социологи предпочитают вести речь не о «практической», а об «управленческой» функции социологии, полагая, что этот термин правильнее выражает чуть дела. Социологические разработки – рекомендации, аналитические обзоры, методики – служат исходным материалом, используемым в процессе обсуждения и принятия управленческого решения. Исследования, проводимые социологами, способны установить точный «диагноз» в тех случаях, когда допускаются ошибки, возникают проблемные ситуации, затрудняющие выполнение намеченных планов и решений.
Следует также отметить, что социология является методологической основой социальной работы, которая должна рассматриваться в единстве с теорией и практикой социальной педагогике. Она охватывает сложный комплекс проблем, связанных с формированием полноценной личности и адаптацией ее к изменяющимся условиям социальной среды. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, институт социальных педагогов влияет на формирование гуманистических, нравственно здоровых отношений в социуме, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Социальная педагогика решает конкретные проблемы воспитания в зависимости от местных условий и времени. Поэтому она опирается и широко использует достижения социологии, позволяющие определить структуру, социальные группы общества, их динамику и т. п. это помогает выявить вопросы, требующие решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, в социокультурной среде конкретного региона.
Если практическая функция
социологии заключается в
«сейчас», то прогностическая функция нацелена на предсказание ближайших и более отдаленных последствий тех действий, которые предпринимаются сегодня.
Осуществляя практическую функцию, социологическая наука выступает в качестве самостоятельной социальной ценности, занимающей важное место в системе ценностей цивилизованного общества. Ценностное значение социологии проявляется, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, эта наука представляет собой интеллектуальную ценность, поскольку своими изысканиями она удовлетворяет потребность человека во все более глубоком познании социальной действительности. Во-вторых, она обладает бесспорной практической ценностью, помогая человеку действовать адекватно своей природе и во все более полном соответствии с потребностями общественного развития.
Мировоззренческая функция
социологии вытекает из того, что объективно,
участвует в социально-
Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Раздел II «Теоретико-познавательная функция социологии»
Как и любая интеллектуальная деятельность, социология начинается с познания. Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития. Она имеет целью изучение и выработку рекомендаций по решению проблем, возникающих во всех сферах общественной жизни, в более или менее широких пространственно-временных интервалах, относящихся к различным социальным группам и общностям.
Социология опирается
на систематизированные и
Полученная в процессе социологических
исследований информация, как правило,
служит основанием для дальнейшего развития
теоретических положений. Те исходные
методологические идеи, которые социолог
закладывает в своем исследовательском
проекте, обогащаются выводами проведенных
исследований и позволяют получить новое
знание.
Вместе с тем прирост нового знания достигается
в том случае, если четко сформулирована
социальная проблема, которая обычно регистрируется
как противоречие между потребностями
общественного развития и субъективной
деятельностью людей.
Для выработки предложений по устранению
имеющихся противоречий анализируется
как объективная, так и субъективная социальная
информация. На современном этапе общественного
развития все больше и больше повышается
интерес к информации, которая характеризует
внутренний мир людей, их намерения, ориентации,
мотивы, ценности и готовность действовать
во имя их претворения в жизнь. Собственно,
подход к предмету социологии, призванный
рассматривать реальное сознание и поведение
людей, можно также трактовать как попытку
субъективировать общественные процессы.
Однако нужно ясно понимать, что изучение
состояния, выявление тенденций и проблем
практического сознания и поведения людей
обязательно предполагает учет объективных
условий, использование объективной информации.
Именно такое сочетание дает реальную
картину и достаточно всесторонне фиксирует
то, что происходит в жизни страны, в социальных
группах и особенно в сфере труда и быта.
Теоретико-познавательная функция социологии заключаются в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализ объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Также прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках социальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Познавательная функция социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализа, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в том, чтобы выявить связи между ними, проявляющиеся в форме определенных тенденций.
Начало любого социологического исследования обязательно начинается с описания социальных фактов и процессов. Описывать – это прежде всего считать. Считать вещи и факты, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Цифровые таблицы имеют определенную форму. Статистика показывает, что наиболее запоминающийся внешний облик – тот, который позволяет себя сосчитать. Важно понять то, что обычно не понимается. Социология религии дает возможность сосчитать число людей, приходящих к мессе; но какой смысл в полученной цифре? Гораздо важнее выделить истинно верующих, ибо посещение мессы еще не говорит о степени веры человека.
При проведении социологического исследования в своей описательной работе социолог часто опирается на данные, предоставленные другими, например административной и экономической статистикой. В странах, где статистика развита, то, как поданы эти данные, не всегда годится для социолога, который вынужден их перерабатывать и заново интерпретировать. В странах с «неполной статистикой» работа становится гораздо более деликатной.