Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 07:01, статья

Описание работы

Статья посвящена теоретическому обзору и анализу особенностей речевого поведения коммуникантов разного пола в интернет-коммуникации. С распространением нового типа общения – интернет-коммуникации – возникла потребность исследований проявления гендера в этом виде дискурса. Cвобода выбора человеком собственной модели гендерного поведения способствует возникновению «множественной идентичности» и виртуальной мультигендерной языковой личности. Автор описывает явления «играизации» и «карнавализации» интернет-коммуникации, которые можно наблюдать на всех языковых уровнях и делает вывод о важной роли гендера во время языковой игры в интернет-коммуникации, предполагает, что андрогинный гендерный тип является наиболее адекватным в современных условиях.

Файлы: 1 файл

ст.19 ГЕНДЕР В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ред.docx

— 52.32 Кб (Скачать файл)

В плане языковых экспериментов  с гендерной идентичностью интересна работа еще одной американской исследовательницы Мэри Хиллс, которая хотела установить, в состоянии ли мужчина или женщина скрыть или изменить свою гендерную идентичность при интернет-общении в чатах, и если в состоянии, то до какой степени [Hills, 2000: 2]. Фактически ученая поставила задачу изучить, что происходит с речью, когда гендерная роль усиленно проигрывается, инсценируется. Пытаясь воспроизвести идентичность противоположного гендера, люди преувеличивают и сознательно «выпячивают» те черты, которые, по их мнению, свидетельствуют о «демонстрации» половой принадлежности человека. В основном это касается выбора в предпочтении тем для разговора и частотности употребления единиц «вежливой» и маркированной лексики (табу, бранных и нецензурных выражений, вульгаризмов, а также лингвистических маркеров мужского и женского рода при их наличии в языковой системе).

Психологи считают, что игры с идентичностью могут быть обусловлены проявлениями либо негативной идентичности, либо ролевыми экспериментами с отходом от реального «Я» к более динамичному и идеальному. В интернет-пространстве происходит как бы постоянное проигрывание социальных ролей, которые в реальной жизни по каким-либо причинам не получают желаемого развития [Митина, Войскунский, 2005: 212]. Также было замечено, что мужчины более склонны к перемене пола, а женщины – к его сокрытию и маскировке [Turkle, 1995: 121]. Некоторые исследователи объясняют этот факт стремлением к овладению новым коммуникативным опытом, созданию нового типа общения, апробированием коммуникативных стратегий и тактик противоположного пола для достижения более быстрого коммуникативного эффекта [Компанцева, 2004: 33]. При этом виртуальная смена пола может быть тесно связана с языком обслуживания того или иного национального сегмента сети Интернет. Например, в русском языке сложнее, чем в английском избежать употребления маркеров пола: окончаний в прилагательных мужского или женского рода, личных и притяжательных местоимений, глаголов в прошедшем времени и прочее.

 Анализ гендерных исследований, позволяет утверждать, что гендер может приобретать определенную специфичность именно в интернет-коммуникации: некоторые гендерные особенности коммуникации могут проявляться иначе, или же нейтрализовываться, или возникают новые формы, которые не фиксируются при обычном общении. Наиболее контрастно гендерные различия проявляются, когда отправитель и адресат имеют противоположные гендерные позиции. Однако все эти особенности носят вероятностный, а не инвентарный характер, и при определенных условиях они могут исчезать вовсе или видоизменяться, что позволяет говорить о гендере, как о «плавающем» и не стабильном параметре [Якоба, 2012 а]. А социальное пространство Интернета (очевидно, в силу своей собственной социальной конструируемости) всю вариативность, плавучесть и нестабильность гендера ещё более усиливает.  Исследования в этой области показывают, что гендер становится не столь конструируемым, сколь разыгрываемым и воссоздаваемым, и именно это способствует распространению явления мультигендерной позиции, когда человек может репрезентировать себя в интернет-коммуникации попеременно как носитель любого гендерного типа, маскулинного, фемининного либо андрогинного.

   Одним из наиболее встречаемых предметов исследования в плане гендерных репрезентаций в интернет-коммуникации становится чат и конструирование в нём гендерной идентичности. Для уточнения гендерной идентичности в языке появились даже специальные аббревиатуры «Morf» ((Male or Female) в переводе с англ.: «мужчина или женщина») или «Sorg» ((straight or gay) в переводе с англ.: «натурал или гомосексуал»), призванные «прояснить» гендерную или сексуальную идентичность виртуальной личности. В ряде работ было показано, что «неопределенная» половая идентичность часто является достаточно сильным коммуникативным барьером в интернет-коммуникации и приводит к её сбоям [Горошко, 2004]. Наблюдение позволяет утверждать, что когда пол или гендер того, с кем происходит взаимодействие, известен, коммуникация работает. Если возникает проблема идентификации, коммуникация дает сбой. Таким образом, исследователи приходят к выводу, что приписывание пола (гендера) является базовой практикой повседневного взаимодействия; она становятся необходимым нерефлексируемым фоном для социальной коммуникации. Когда категоризация по полу или гендеру затруднена, возникает коммуникативный срыв. Это доказывает, что демонстрация, определение, признание и использование гендерной идентичности являются неотъемлемой частью успешной коммуникации и неготовность  продолжать коммуникацию при невозможности определить поло-гендерную принадлежность партнера коммуникации, как реальной, так и опосредованной.

В некоторых работах используются понятия «множественной идентичности»   или «мультигендера», которые реализуют  себя при помощи дискурсивных практик, для того, чтобы подчеркнуть момент определенной свободы выбора человеком  собственной модели гендерного поведения. Предположительно, гендерная характеристика в структуре индивидуальной идентичности не остается неизменной, так как зависит от концептуальных и структурных характеристик системы гендерных отношений. Именно Интернет дает огромную свободу выбора и (или) изменения идентичности, в том числе и гендерной, при желании коммуниканта. Ведь интернет-коммуникация носит преимущественно опосредованно-вербальный характер – пользователи сети дистанцированы временем и пространством и ограничены сенсорно, и часто только фотография, аватар и ник дают представление о гендере или поле коммуниканта. Пользователь может скрывать или менять свою идентичность так часто и когда захочет. По разным исследованиям мужчины чаще склонны к смене виртуальной идентичности с маскулинной на фемининную, а женщины предпочитают просто скрывать ее. Смена гендерной идентичности может быть объяснена желанием  попробовать что-нибудь новенькое, представив себя на «чужом месте», банальной скукой и желанием развлечься, одев на себя «маску», а также желанием сохранить анонимность.

Таким образом, можно сделать предположение  о том, что гендерно-маркированное речевое поведение является необходимым условием успешной интернет-коммуникации, но коммуниканты сами решают, какой гендер в каждом конкретном случае коммуникации предпочесть. Интернет-коммуникация предоставляет возможность выбора гендерной идентичности в силу своих особенностей, что позволяет нам говорить о «плавающем» гендере или мультигендере как специфическом явлении интернет-коммуникации. Игровой компонент становится неотъемлемой частью интернет-коммуникации. Играизация (термин С.А. Кравченко) и карнавализация (термин М.В. Бахтина) интернет-коммуникации способствуют распространению и положительному восприятию этих явлений в Сети. Игры с идентичностью (надевание разных психологических масок) выполняют не только развлекательную функцию, но позволяют решить некоторые психологические проблемы, являясь ролевыми экспериментами, помогают овладеть новым коммуникативным опытом. Языковые средства карнавализации интернет-коммуникации обнаруживаются на всех языковых уровнях: в семантике, прагматике, синтаксисе, морфологии, пунктуации,  фонетике, графике и орфографии, в текстовых характеристиках и т.д., что было рассмотрено автором в предыдущих статьях [Якоба, 2012 б]. 

Не только гендер, но и возраст, уровень образования, национальность, социальный статус и другие  психофизиологические и социально-стратификационные особенности индивида влияют на использование тех или иных языковых явлений в процессе коммуникации. В разных языках степень «андроцентризма» является разной и зависит от набора языковых средств, привычных и принятых в конкретной культуре. Существуют языки, где инвентарные различия в употреблении языковых средств носят традиционный характер. Каждый индивид осознанно или бессознательно выбирает такое лингвистическое поведение и стиль общения (маскулинный, фемининный, андрогинный или недифференцированный), которые отражают его характер и внутренний мир и приближают к цели коммуникации, по его мнению. Исследования лингво-гендерного уровня языковой личности учитывают влияние гендера коммуниканта на его речь, поведение, позволяют выделить определенные признаки, дифференцирующие гендерные стереотипы, соотносимые с концептами маскулинности и фемининности. Гендерное неравноправие мужчин и женщин демонстрируется различными средствами через язык, через общеупотребимые сентенции и поговорки; через государственные бюрократические проявления, через социальные чувства, нормативные ролевые нормы.

Распространению нового типа культуры гендерных отношений способствуют процессы глобализации в мире, получившие начало в индустриальной эпохе и достигающие системного состояния в следующую за ней постиндустриальную эру. Сегодня в изменяющемся обществе третьего тысячелетия, по мнению М. Киммела, дегендеризация качеств и поведения — именно качеств и поведения, а не людей — усилится. Мы останемся женщинами и мужчинами, равными, но способными понимать наши различия, и не будем стремиться использовать различия как основание для дискриминации [см.: Киммел, 2006: 410].

Можно предположить, что в ближайшем будущем  тенденция демонстрации гендерной принадлежности в интернет-коммуникации будет ослабевать и андрогинность (как приобретение лучших маскулинных и фемининных качеств) начнет доминировать, поскольку происходит интерференция и слияние мужских и женских коммуникативных тактик с целью большей результативности коммуникации. Выделяемые маскулинный, фемининный, недифференцированный и андрогинный стили общения, по нашему наблюдению, зависят от уровня социально-статусной позиции, цели и степени формальности общения, отражают психологическую особенность индивида. Демонстрация врожденного или приобретенного гендерного статуса является не только снятием некоего барьера на пути к успешной коммуникации, но и показателем собственного чувства уверенности в себе.

На данный момент, исследования гендерных аспектов интернет-коммуникации, которые прогнозируют дальнейшее распространение и употребление  гендерно-маркированного речевого поведения и объясняют гендерные особенности,  причины их возникновения и использования в интернет-коммуникации и т.п., все еще остаются недостаточно разработанными, чтобы делать достаточно достоверные долгосрочные прогнозы, что является предпосылкой дальнейших исследований в гендерной лингвистике. Представляется важным отметить перспективность исследований в данной области, возможность расширения числа сопоставляемых языков и культур, проведение комплексного анализа гендерных характеристик, представленных на всех уровнях языка.

 

Библиографический список:

  1. Вакурова Е. П. Особенности речевого поведения коммуникантов, обусловленные влиянием гендерной идеологии (на материале англоязычных электронных дневников). 10.02.04 — германские языки. Автореф. дис …к. филол. н. Санкт-Петербург, 2011. 16 c.
  2. Горошко Е.И. Говорящий пол (Квантитативные исследования в лингвистической гендерологии) 2003. Режим доступа:  http://www.genderstudies.info/lingvo/lingvo2.php 
  3. Горошко Е. И. Гендерные особенности русскоязычного Интернета // Наукові записки Луганського національного університету. Вип.5, Т.3 Серія “Філологічні науки”: Зб. наук. праць [Поліетнічне середовище: культура, політика, освіта]/ Луган. Нац. Пед. Ун-т ім. Тараса Шевченка. – Луганськ: Альма-матер, 2004. С.8-30.
  4. Горошко Е. И. Гендерные особенности электронной коммуникации в Интернете / Е. И. Горошко / / Право и безопасность. – Харьков: ХНУ ВС, 2005. – № 4 / 6. С. 189-192.
  5. Горошко Е. И. Гендерные аспекты интернет-коммуникаций. – Автореф. дис… д. социол. н.: 22.00.04. Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина. – Харьков, 2009. 21 с.
  6. Каменская О. Л. Гендергетика – наука будущего // Гендер как интрига познания. М.: Рудомино, 2002. с.13-19.
  7. Киммел M. Гендерное общество. М., 2006. 464 c.
  8. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. Монография. Москва, 1999. 189 c.
  9. Кирилина А.В. Проблемы гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Гендер как интрига познания. М.: Рудомино, 2002а. с.20-27.
  10. Кирилина А. В. Новый этап развития отечественной лингвистической гендерологии // Гендерные исследования и гендерное образование в высшей школе: Материалы международной научной конференции, Иваново, 25-26 июня 2002 г.: В 2 ч. – Ч. II. История, социология, язык, культура. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2002б. с. 238-242.
  11. Колосова, О.Н. Биосоциальные различия в английском языке (Когнитивный аспект) [Текст] О.Н. Колосова. М.- Тверь: Тверской госуниверситет, 1994. 105 с.
  12. Компанцева Л. Ф. Гендерные основы Интернет – коммуникации в постсоветском пространстве. – Луганск: Альма-матер, 2004. 335 c..
  13. Митина О. В., Войскунский А. Е. Интернет в гендерном измерении // Введение в гендерные исследования. – М.: Аспект-Пресс, 2005. 212 c.
  14. Остапенко И. А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет-коммуникации (Социально-философский анализ) : Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 : Ростов н/Д, 2004. 196 c. РГБ ОД, 61:04-9/463
  15. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии серебряного века // Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1997. - 159 с.
  16. Фомин А.Г. Психолингвистическая концепция гендерной языковой личности: Автореф. дис. … докт. филол. наук / 10.02.19. Барнаул, 2004. 45 с. Режим доступа: http://psycholing.narod.ru/auto/fomin-auto.htm
  17. Якоба  И.А. (а), Особенности Интернет-коммуникации (лингвистический, социальный, гендерный аспекты) // Статья. Вестник ИрГТУ, 2012. -  № 3. С.365- 372.
  18. Якоба  И.А. (б), Языковая игра в интернет-коммуникации// Материалы XXV Междунар. научно-практ. конференции “Проблемы современной филологии, педагогики и психологии” (16 - 21 мая 2012) Великобритания: Лондон, МАНВО, 2012. С.154-156.
  19. Blum, K. D., Gender Differences in Asynchronous Learning in Higher Education: Learning Styles, Participation Barriers and Communication Patterns // JALN.  1999.  vol.  3. N1. 20 p.
  20. Bem S., Martyna W., Watson C. Sex typing and androgyny. — Journal of Personality and Social Psychology, 31, 1975. P. 634—643.
  21. Hills, M. You Are What You Type: Language and Gender Deception on the Internet. Bachelor of Arts with Honors Thesis, 2000. 53 p.
  22. Labov, W. The Social Stratification of English in New York City, Washington DC, Center for Applied Linguistics. 1966. 485 c.
  23. Labov, W. Sociolinguistic Patterns, Philadelphia, University of Pennsylvania Press. 1972. 344 p.
  24. Turkle, Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet, London: Simon & Schuster. 1995. 347 p.

Информация о работе Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития