Гендерная социализация в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Слово "гендер" сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт

Содержание работы

Введение 3
Механизмы социализации 4
Институты социализации и их роль в процессе гендерной социализации 6
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

социология реферат гендерная социализация.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

Сегодня все больше родителей пытаются избежать навязывания  своим детям гендерных стереотипов. Однако многие все же продолжают поощрять участие своих детей в типичных для их пола формах игры и выполнении соответствующих домашних обязанностей. И даже в тех случаях, когда родители предпринимают сознательные усилия, пытаясь воздерживаться от обучения своих детей гендерным ролям, некоторые формы поведения могут казаться настолько "естественными", что реализуются детьми на бессознательном уровне. Так, отец мальчика может предложить ему поиграть в догонялки, помочь поменять масло в машине или подстричь газон. Девочке же скорее будут напоминать о том, что нужно убрать комнату или же будут приглашать ее принять участие в приготовлении обеда. Такое различие в обращении ориентирует детей на специфические и совершенно отличные друг от друга взрослые роли. Исследования показывают, что отцы чаще сообщают своим детям о гендерных ожиданиях, чем матери.

Родители, в особенности  отцы, имеющие только дочерей, гораздо  больше стремятся к гендерному равноправию, чем родители сыновей. Этот факт свидетельствует о том, что в североамериканском обществе, часто отдающем предпочтение мужчинам, желание обеспечить наилучшее будущее своим детям может побуждать родителей девочек исповедовать принципы гендерной справедливости при воспитании своих дочерей. [3].

Языковые и коммуникативные  стили также играют важную роль в  развитии и поддержании гендерных  стереотипов, а также в разделении ролей между полами. Так, был проведен широкомасштабный обзор исследовательской  литературы, посвященной изучению влияния  на детей их разговоров со своими родителями. Результаты показали, что матери больше разговаривают со своими детьми. Также  в своей речи они используют меньше приказов и информативных реплик, но больше поощрительных фраз. Другие исследования показывают, что девочки  чаще, чем мальчики, применяют кооперативные  стратегии коммуникации, тогда как  мальчики более склонны использовать контролирующие обороты речи. Несомненно, к вероятным источникам половых  различий относится и тот факт, что «дети начинают усваивать  гендерно-ролевые стили речи от своих родителей».[3].

Рассмотрим  подробнее влияние родительского  отношения на Формирование психологического пола ребенка. Отношение к полу ребенка формируется у родителей еще до того, как он появляется на свет. Родители стараются определить пол будущего ребенка и строят в отношении его разнообразные планы, выбирают имя и создают образ еще не родившегося ребенка.

Ребенок родился. Родителям  объявляют, что у них мальчик  или девочка. Пол ребенка определен - это номинативный, или приписываемый пол. Является ли он гарантией того, что ребенок, названный мальчиком, станет со временем считать себя мужчиной, а девочка - женщиной? Однозначного ответа нет, многое зависит от биологических предпосылок и воспитания. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», т.е. гендерные стереотипы. Когда друзья, родители, родственники обсуждают внешность новорожденного, гендерные стереотипы присутствуют во всем: «Какой большой! Он будет спортсменом!», «Какая хорошенькая! Она просто куколка!».

На что опираются  родители, воспитывая мальчика или  девочку? В первую очередь, на собственные  представления о том, каким должен быть мужчина и какой женщина. Во многом эти представления у  разных людей похожи. Это гендерные  стереотипы, чья роль в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика. Директивы, оценки, установки, которые дают детям родители, даже фраза, произнесенная не со зла, невзначай, влияют на эмоциональное благополучие ребенка и создают структуру его гендерного самосознания и идентичности.

Есть одна интересная особенность - если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности младшего выражены сильнее: так младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. Это же относится и к мальчикам, имеющим братьев.

Таким образом, семья - первая и основная среда, в которой  ребенок получает сведения о своем  поле, о том, что имеется противоположный  пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный  опыт подсказывают родителям, каким  должен быть мальчик и какой девочка. Родители более определенно отождествляют  себя с ребенком своего пола и хотят  быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям - это  всегда немного отношение как  к маленьким женщинам, а отношение  матерей к сыновьям - как к маленьким  мужчинам. Так, в полных семьях ребенок  уже на очень раннем этапе развития получает сведения о собственном  поле. Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена  семьи не становится диктатом для  других, ребенок легко и естественно  воспринимает свой пол и половое  поведение.

Детская художественная литература

Главными  героями большинства сказок и  историй являются мужские персонажи, именно они предстают в качестве активного и творческого начала. Героини чаще бывают жертвами, объектами  защиты и поклонения. В американском учебнике по социальной психологии Д. Майерса приводятся сведения о том, что за последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта (Caldecott Award books), девочки в четыре разя чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как вилы, плуг, оружие). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, женщины выполняют большую часть домашней работы. И повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми 

По мнению авторитетного гендерного социолога М. Киммела, книги, как и СМИ, хотя и не оказывают прямого воздействия на гендерное поведение детей, их репрезентации становятся существенным фактором в выстраивании ребенком собственных представлений о гендере. Кроме того, если принять во внимание позицию психоаналитиков, согласно которой любимые в детстве сказки определяют дальнейшую судьбу человека, логично предположить, что через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, т. е. чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. Иными словами, с позиций концепции Л. С. Выготского, через книгу происходит врастание ребенка в гендерную культуру того общества, где он живет и развивается.[5].

Школа и другие образовательные учреждения.

Школа выступает  для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир. «Главная цель образования - создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию» [5].

Образование - важнейший  институт социализации вообще и гендерной социализации в частности. В образовательных учреждениях учащиеся получают разнообразные уроки гендерных отношений. «В школах и университетах мы узнаем, кто важен для общества, а кто - нет, кто повлиял на ход истории, на развитие науки, искусства, литературы и социальной организации, какие возможности и какая ответственность существует для разных людей в обществе. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентичности, а также имеющиеся у нас возможности личного, гражданского и профессионального выбора. Наконец, школы учат нас на собственном примере. Сама организация образования, как и господствующие здесь гендерные роли, встраивают в нас модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции».

Гендерная социализация в школе - это процесс воздействия  системы образования на мальчиков и девочек таким образом, чтобы они усвоили принятые в данной социокультурной среде гендерные нормы и ценности, модели мужского и женского поведения. Ориентация на жесткое воспроизводство традиционных стереотипов означает, что не соответствующие им способности мальчиков и девочек будут подавляться и это приведет к увеличению численности так называемых «латентных жертв» социализации. Ими становятся люди, которые не вписываются в общепринятые нормы, но которых система образования все-таки заставила эти нормы соблюдать. Такой тип социализации обозначается как гендерно-нечувствительный

Передача социальных норм и опыта происходит не только на уроках и классных часах, через  публичные выступления и задушевные разговоры учителей с детьми. Не менее важными являются организация  жизни школы, ее атмосфера, взаимоотношения  между учителями и учениками, самими учениками, между учителями  и родителями.

Результаты исследований, опубликованные в 70-х, 80-х и начале 90-х годов, в целом свидетельствовали  о том, что на уроках с мальчиками и девочками обращаются совершенно по-разному. Среди других данных в  отчетах об этих исследованиях сообщалось, что:

- учителя чаще вызывают и хвалят мальчиков, чем девочек;

- мальчиков, выкрикивающих  ответы с места, не дожидаясь,  пока их вызовут, обычно не  наказывают, тогда как девочек часто ругают за подобное поведение;

- мальчиков чаще хвалят за содержательную сторону их письменных работ, тогда как девочек чаще хвалят за аккуратность;

-учителя начальных классов более терпимы к недисциплинированному поведению мальчиков, чем девочек;

- мальчикам уделяется больше внимания, чем девочкам; учителя чаще помогают им и хвалят их;

- учителя уделяют  больше внимания девочкам, демонстрирующим  зависимые формы поведения, но  чаще откликаются на просьбы  мальчиков, когда те ведут себя  независимо и агрессивно;

- девочки, учащиеся  в средних классах школы, часто  испытывают неуверенность в своих  способностях по математике и  другим естественнонаучным дисциплинам.

Как показывают эти  данные, школа также является важным фактором гендерно-ролевой социализации. Учителя часто взаимодействуют  с учащимися, исходя из собственных  гендерно-ролевых стереотипов. Так, классный руководитель может ожидать, что мальчики будут хорошо успевать по таким предметам, как математика и естественные науки, а девочки - по языку и литературе. В результате мальчики и девочки получают различные  типы поощрения. Это может препятствовать достижениям учащихся, которые, возможно, не будут проявлять особых стараний в тех областях, где они не получают достаточного поощрения.[8].

К счастью, в последнее  время появляется все больше свидетельств того, что в современных школах предпринимаются усилия, препятствующие навязыванию учащимся стереотипных гендерных ролей. Благодаря притоку молодых учителей, являющихся представителями поколения, более восприимчивого к гендерным вопросам, ситуация в школе постепенно меняется.

Сверстники.

Данному фактору  гендерной социализации пока уделяется  меньшее внимание, чем влиянию  семьи и школы. Вместе с тем  очевидно, что девочка/мальчик стремится  быть принятой(ым) не только родителями, но и сверстниками, а это принятие непосредственно связано с усвоением распространенных в той или иной группе гендерных норм и стереотипов.

В подростковом возрасте, когда авторитет родителей несколько  меркнет, наиболее важными субъектами для подражания и определения  «норм» жизни становятся сверстники. Нередко многие мальчики мечтают  стать «крутыми», на деле утверждая  себя в этой Роли употреблением спиртного  и курением.

К моменту достижения школьного возраста дети примерно 95% своего времени проводят со сверстниками своего пола. Разделение полов, продолжающееся в школьные годы, способствует половой  типизации игровой активности детей. А это является для них подготовкой к принятию взрослых гендерных ролей. Компании девочек часто играют с куклами и чайными сервизами. Мальчики же участвуют в спортивных состязаниях и стрельбе из игрушечных пистолетов. Такое влияние сверстников способствует развитию у женщин склонности к проявлению заботы и отказу от самоутверждения, а у мужчин - выработке психологического комфорта при демонстрации духа соперничества и настойчивости.

К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть еще более важную роль. Для  детей этого возраста конформизм  приобретает особую значимость. В итоге, следование традиционным гендерным ролям обеспечивает вероятность быть принятыми своими сверстниками. Большинство индивидов, ведущих себя нетипичным для своего пола образом, подвергаются значительному давлению в форме изоляции и насмешек. Результаты исследований свидетельствуют о том, что, несмотря на существенные изменения, происшедшие в обществе за последние годы, новое поколение детей продолжает проявлять по отношению к своим сверстникам гендерно-стереотипные реакции.[7].

 

 

СМИ.

Культура представляет собой систему представлений  о мире и человеческой жизни; систему  ценностей, норм и правил поведения, общих для людей связанных  определенным образом жизни. Как  известно, усвоение культурных норм, формирования мировоззрения человека происходит в процессе социализации. В современных  условиях одним из ведущих институтов социализации являются СМИ. Нередко  мы формируем представления о  мире, некую ментальную реальность, основываясь на своем опыте общения  со СМИ, а затем эти представления  становятся основой всех установок  и моделей поведения. Однако, современная культура продолжает носить патриархатный характер, следовательно СМИ отражают маскулинистически ориентированные ценности, каждодневно обрушивая на свою аудиторию потоки информации пропитанные гендерными стереотипами. Бесконтрольность их деятельности, массированное использование психофизиологических механизмов воздействия влечет, фактически, прививание идей, оценок, форм поведения. СМИ буквально штампуют сознание индивида, скрыто навязывая стереотипные версии гендерных взаимоотношений

Немалую роль в этом процессе играет реклама. Под воздействием СМИ дети с раннего возраста привыкают к мысли, что существуют сферы деятельности, где они добьются успеха, прежде всего потому, что принадлежат к определенному полу, то есть у них формируются стереотипные представления о мужском и женском. Непропорционально большое количество женщин показываются в традиционной роли домохозяек и матерей, а их деловые и общественные роли умаляются. Зачастую женщин исподволь связывают с насилием, особенно в качестве жертв мужского насилия. Эта тенденция особо ярко прослеживается в фильмах с массовыми убийствами, адресованных подростковой аудитории.

Как указывает Харрис Р., «...если одни и те же темы о том, как следует вести себя и рассуждать мужчинам и женщинам, повторяются в одной передаче за другой, возрастает вероятность того, что их примут за реальность».

Таким образом, СМИ искажают внутренний мир человека, деформируют его представления, насаждают псевдокультуру.

Информация о работе Гендерная социализация в современном обществе