Гендерная социализация в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 11:51, реферат

Описание работы

Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Слово "гендер" сейчас уже прочно вошло в русскоязычную научную терминологию. Оно обозначает социальные аспекты пола в отличие от биологических, соответственно пол понимается не как однозначная биологическая данность, а как сложный многомерный социальный конструкт

Содержание работы

Введение 3
Механизмы социализации 4
Институты социализации и их роль в процессе гендерной социализации 6
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

социология реферат гендерная социализация.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

В результате инициативы государственных и общественных организаций по устранению стереотипных гендерно-ролевых отношений не находят отклика в общественном сознании, так как основная масса населения существование гендерных диспропорций воспринимает как данность и не видит в них дискриминирующего начала[7].

В результате взаимодействия указанных выше институтов социализации к 17—18 годам формируется индивид, который не просто идентифицирует себя с мужчиной или женщиной, но и  уверен в том, как он должен вести  себя в различных обстоятельствах (и как должны относиться к нему представители противоположного пола) в качестве мужчины или женщины. Иными словами, в результате социализации индивид приобретает определенный набор гендерных ролей и стереотипов. По мнению большинства современных  социологов, социализация человека на этом не заканчивается, она продолжается, правда с меньшей интенсивностью, в течение всей жизни.

 

 

Заключение

Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными институтами  социализации через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует вести себя мальчику и девочке, юноше и девушке, какими личностными качествам» должны обладать мужчины и женщины. Некоторые  представления окрашены традиционно  и не вполне соответствуют реалиям  периода социальных трансформаций. Такие устарелые представления-стереотипы иногда тормозят и/или искажают развитие личности, препятствуют ее самореализации.

Гендер является неотъемлемой частью социальных практик взаимодействия людей и оказывает влияние на все аспекты жизни человека - на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения и саморазвития, хобби, одежды, стиля поведения в семье, на работе, в учебном заведении и т.д.

Изменения, происходящие в обществе, способствуют изменению социальных статусов мужчин и женщин. Научно-технический прогресс, культурные сдвиги делают несущественными  многие аспекты "природной" дифференциации полов. Это способствует процессу разрушения традиционных гендерных стереотипов. Придет время, когда не будет иметь  места предопределенность гендерных  ролей и каждый человек, независимо от пола, свободно будет выбирать тот  стиль жизни и особенности  поведения, которые соответствуют  его/ее склонностям и интересам. Определяющим в выборе профессиональных и распределении семейных ролей  будет выступать индивидуальное своеобразие личности, а не половая  принадлежность. Таким образом, каждый человек может быть агрессивным  или экспрессивным, рациональным или  эмоциональным, сдержанным или сентиментальным, что будет определено условиями  конкретной ситуации.

Этот  переход от традиционных ролей к  новым отношениям – болезненный, сложный и напряженный процесс. Чтобы легче преодолеть этот переходный период нужно учиться относиться друг к другу и взаимодействовать, не обвиняя друг друга и не ощущая себя виновным. Нужно учиться строить отношения, базируясь па процессе, а не на символах; учиться доводить спор до конца; учиться равновесию близости и отдаления; замечать, признавать и использовать гнев одного из партнеров; помогать друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Берн Ш. Гендерная психология // Учебное пособие. Ш. Берн - Санкт-Петербург, 2001. - 320с.
  2. Воронцов Д.В. Социальная психология пола // Методические указания к спецкурсу «Основы гендерной психологии». Д.В. Воронцов - Ростов-на-Дону, 2007.
  3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: гендер, семья, родство // Учебное пособие, том 10. В.И. Добреньков - М., 2009.
  4. Дружинин В.Н. Психология семьи // Учебное пособие 3-е изд. В.Н. Дружинин - Санкт-Петербург, 2005. - 176с.
  5. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Психология действия. Избранные психологические труды. А.В. Запорожец - М., 2000.
  6. Клецина И.С. Гендерная социализация // Учебное пособие. И.С. Клецина - Санкт-Петербург, 1998. - 114с.
  7. Крайг Г. Психология развития // Учебное пособие Крайг Г – Санкт-Петербург, 2008.
  8. Смирнова А. В. Гендерная социализация в общеобразовательной школе // Учебное пособие. Смирнова А. В. – Н. Новгород, 2005.

 


Информация о работе Гендерная социализация в современном обществе