Гендерные проблемы женщины в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:43, реферат

Описание работы

В течение последних 10 - 15 лет и в нашей стране, и за рубежом сохраняется устойчивый интерес к изучению женской проблематики в рамках гендерных исследований, то есть исследований, направленных на изучение пола как социокультурного явления. Использование данных методологических подходов позволяет понять, каким образом складывалась гендерная асимметрия в сфере физической культуры и спорта, как влияет андроцентристское мышление на развитие женского спорта, каким способом можно разрешать гендерные конфликты в международном спортивном и олимпийском движении.

Содержание работы

Введение;
История участия женщин в спортивной деятельности;
Женщина и Спорт;
Гендерные проблемы женщины в спорте;
Разрешение проблемы. План социальной помощи;
Заключение;
Список литературы;
Приложение.

Файлы: 1 файл

рефератшаки2рова.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

 

   Содержание:

 

  • Введение;
  • История участия женщин в спортивной деятельности;
  • Женщина и Спорт;
  • Гендерные проблемы женщины в спорте;
  • Разрешение проблемы. План социальной помощи;
  • Заключение;
  • Список литературы;
  • Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В течение последних 10 - 15 лет и в нашей стране, и за рубежом сохраняется устойчивый интерес к изучению женской проблематики в рамках гендерных исследований, то есть исследований, направленных на изучение пола как социокультурного явления. Использование данных методологических подходов позволяет понять, каким образом складывалась гендерная асимметрия в сфере физической культуры и спорта, как влияет андроцентристское мышление на развитие женского спорта, каким способом можно разрешать гендерные конфликты в международном спортивном и олимпийском движении.

Одним из приоритетных направлений социальной политики государства является развитие детского и юношеского спорта. Данной проблемой активно занимаются учреждения дополнительного образования, а именно: спортивные детские школы олимпийского резерва, школы спортивного мастерства, детско-юношеские школы, спортивные кружки, секции. Ежегодно данные учреждения готовят спортсменов высшей квалификации, чемпионов, среди которых значительно количество женщин.

Современный спорт — уникальное явление жизни социума и человека. Он красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил, поэтому становится понятным влечение женщин к спортивной деятельности. Они не только занимаются традиционно женскими видами спорта, но и осваивают все новые и новые спортивные дисциплины, достигая высочайших спортивных результатов и стремительно приближаясь к абсолютным рекордам, установленным мужчинами.

Актуальность данной темы исследования заключается в следующем. Несмотря на увеличение числа женщин, участвующих в спортивной деятельности в последние годы, и расширение для них возможностей участвовать в решении национальных и международных проблем, число женщин, занимающих руководящие посты, не увеличилось. Совершенно явно низкое представительство женщин среди руководителей, тренеров и официальных представителей, особенно высокого уровня. Таким образом, нельзя говорить о достижении равных возможностей для женщин и девушек.

Опыт женщин, их отношение к ценностям и деятельности способны обогатить спорт, повысить его роль и способствовать его развитию.

Целью данной работы является рассмотрение проблемы гендерных отношений в спорте.

 

1. История участия  женщин в спортивной деятельности

 

Во второй половине XIX в. одна за другой разрабатываются национальные системы физического воспитания (среди получивших всеевропейское признание - шведская, немецкая, английская).

Особое внимание врачи и педагоги начали уделять проблеме здоровья девушек и женщин. В России, принадлежавшей в этом смысле к стану наиболее консервативных стран, национальная система так и не сложилась (хотя мы не можем не отметить величайшую заслугу П.Ф. Лесгафта, приложившего немало сил в этом направлении). Зато отечественная пресса довольно рано заинтересовалась западными нововведениями. Впрочем, основная задача российских просветителей заключалась не в том, чтобы убедить общественность в пользе той или иной системы, а в том, чтобы сформировать общественное сознание, внедрить идею о необходимости телесного и интеллектуального развития женщин.

К началу XX в. значительное внимание в женских учебных заведениях стало уделяться физическому развитию учениц. На смену прежнему идеалу, распространенному среди привилегированных слоев общества, - слабой и бледной, - приходит тип энергичной и волевой женщины. В учебные планы женских учебных заведений кроме традиционных танцев обязательным предметом стала входить и гимнастика. В Англии и Германии раньше, чем в других европейских государствах, осознали необходимость физического воспитания для женщин.

Наряду с позитивными изменениями весьма сильной оставалась традиционная точка зрения о физиологической неприспособленности женщин к тяготам самостоятельной жизни. Указывая на "ограниченные возможности" женской физиологии, противники эмансипации говорили, например, что сама возможность получения равного с мужчинами образования, в том числе и физического, "гибельно отражается на здоровье девушек вследствие недостаточной устойчивости их организма и физической силы…".

Тем не менее к концу XIX в. выступать против необходимости женского телесного развития постепенно становится дурным тоном. А в большинстве женских школ появляется новая вакансия - преподаватель гимнастики. К началу ХХ в. предрассудки о вреде и ненужности телесного развития женщин были практически преодолены. Все аргументы в пользу "формирования здоровой матери" были приняты, и вопрос о том, нужно ли заботиться о здоровье, женщины, фактически закрылся.

Стремясь доказать свое социальное равноправие, женщины теперь старались не только конкурировать с мужчинами в интеллектуальной сфере, но и наравне с ними участвовать в спортивной соревновательной деятельности, которая в 1900-е гг. постепенно становилась символом преуспевания и высокого положения в обществе. Спортивные состязания в начале ХХ в. стали повсеместным увлечением в Европе и России. О масштабах нового бума можно судить по многочисленным заметкам в периодической печати. На страницах педагогической и спортивной периодики начинает преобладать мысль о том, что спортивные состязания являются наилучшей школой моральной дисциплины. Соответственно меняются и приоритеты женского физического образования: различные виды гимнастики перестают быть определяющими формами телесно-двигательной деятельности. На первый план выходит соревновательный аспект. Разумеется, стремление женщин участвовать в спортивных состязаниях вызвало ожесточенное сопротивление со стороны наиболее консервативной части общества. Российская педагогическая печать неоднозначно реагировала на попытки женщин выйти за рамки традиционного стереотипа фемининности.

Проблема участия женщин в физкультурно - спортивном движении на рубеже XIX-XX вв. в России была так же актуальна, как и в других странах Европы и Америки. В этот период в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется телесный имидж женщины в целом, соответственно и отношение к ее потенциальному участию в рекреативной и соревновательной практике. Вторая половина XIX столетия характерна тем, что в разных странах происходит организационное оформление физкультурно-спортивного движения, появляются международные ассоциации, союзы и федерации спорта, зарождается олимпийское движение. Набирающий силу феминизм не мог обойти вниманием вид деятельности, который так ярко репрезентировал гендерное неравенство, догматически определял "естественные" мужские и женские занятия, декларировал мужское превосходство, основывающееся на соматических и физиологических функциональных различиях мужчин и женщин. Женщины стремятся освоить традиционно "мужскую" спортивную сферу. Какой должна быть физическая нагрузка у женщин, может ли женщина заниматься спортом, какими видами спорта рекомендуется заниматься, каким образом влияют физическая активность и спорт на женственность, на репродуктивную функцию и здоровье - эти вопросы обсуждаются ведущими специалистами педагогической, медицинской и спортивной отраслей.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, во-первых, изменение общественного мнения в пользу активного участия женщин в различных видах телесно-двигательной практики; во-вторых, тенденцию к популяризации женского спорта в странах Европы, Америки и России на рубеже XIX-XX вв.; в-третьих, имевшиеся потенциал и конкурентоспособность российских женщин на мировой спортивной арене.

2. Женщина и Спорт.

 

Современный спорт - это уникальное явление жизни социума и человека. Он красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил. Становится понятным влечение женщин к занятиям спортивной деятельностью. Во всем мире увеличивается число людей, занимающихся спортом, женщины также с большим энтузиазмом не только занимаются традиционно женскими видами спорта, но и осваивают все новые и новые спортивные дисциплины. Они достигают высочайших спортивных результатов, стремительно приближаясь к абсолютным рекордам, установленным мужчинами.

Однако сегодня занятия спортом проходят в совершенно новых для нашей страны социально-экономических условиях, при постоянно изменяющейся (как правило, в худшую сторону) экологической ситуации, повышенных стрессах, экстремальных физических нагрузках, интенсивной фармакологической поддержке. Как влияют негативные факторы на организм женщины? Что ожидает женщину-спортсменку в будущем, после завершения спортивной карьеры? Как сложится ее семейная жизнь?

Стремление женщин соревноваться наравне с мужчинами во всех видах спорта ознаменовалось полным успехом. Преодолены последние формальные запреты для женщин заниматься многими видами спорта. Этот их успех характеризуется как своеобразный феномен ХХ века, в котором практика опережает теорию, а общественное мнение не успевает за действительностью. Всего несколько лет назад общественность согласилась с участием женщин в футболе и марафонском беге, а женщины уже овладели такими новыми для них видами спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика и супермарафон в виде круглосуточного бега.

Стремление женщин заниматься всеми без исключения видами спорта наравне с мужчинами еще вызывает противоречивые мнения у руководителей и организаторов спорта, в том числе и у многих ученых. Современный уровень знаний о специфических особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для отдельных видов спорта, является весьма скромным, скорее гипотетическим, нежели глубоко научным. Это обстоятельство не позволяет достаточно точно сформулировать меру влияния занятий различными видами спорта и стремления к самым высоким спортивным результатам на состояние женского организма.

Снизить негативное влияние экстремальных нагрузок, найти способы их регламентации, обеспечить медицинский контроль, оптимально совместить спортивный режим с выполнением женщиной особой биосоциальной роли - вот задача ученых, тренеров, руководителей сферы спорта. Ученым, чтобы определиться в приоритетных направлениях своего участия в решении данных проблем и занять верную позицию, необходимо ответить на ряд вопросов:

соотносятся ли спортивные интересы женщин с той социальной ролью, которую они реализуют в обществе?

согласуется ли спортивная деятельность с женской психикой, с понятием женственности, принятым в данном социуме?

останется ли женщина и после занятий спортивной деятельностью здоровой, способной к созданию семьи, рождению детей?

будет ли она счастлива после завершения спортивной карьеры?

Ответов на данные вопросы у ученых пока нет. Видимо, в самое ближайшее время необходимо провести ряд конкретно-социологических исследований, которые позволили бы оценить возможности женщин и необходимость дальнейшего интенсивного освоения ими мужских видов спорта. Игнорировать решение данных вопросов - значит усугублять проблемы развития женского спорта, доводить его до кризисного состояния, из которого, думается, никто не выйдет победителем. Современный уровень знаний не позволяет в полной мере определить особенности женского организма, которые обусловливают высокие результаты в различных видах спорта.

Рассмотрение спортивных результатов с точки зрения полового диморфизма показывает, что у женщин темпы роста спортивного мастерства более высокие, чем у мужчин. Этот факт подтверждает целесообразность разработки специфической для женщин методики спортивной тренировки.

Наиболее характерной особенностью современного женского спорта является интенсивное освоение женщинами тех его видов, которые до недавнего времени считались привилегией только мужчин: футбола, хоккея, единоборств, тяжелой атлетики, некоторых видов легкой атлетики. Заметное место в этом перечне занимают разновидности спортивной борьбы (дзюдо, самбо и вольная борьба), которые в нашей стране начали активно развиваться с начала 80-х гг.

Современная ситуация требует большей научной обоснованности развития женского спорта: изучение влияния на женский организм интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок, разработка научно-методических основ оптимизации тренировочных нагрузок, разработки социально-психологических основ женского спорта.

 

 

 

3. Гендерные проблемы женщины в спорте.

 

Спорт как социальный институт формирует личность, способную быстро адаптироваться в изменяющемся мире. Внутри самого спорта существует полоролевая иерархия, которая в свою очередь делит его на «мужские» и «женские» виды спорта в зависимости от тендерных стереотипов теории социальных ролей. По-прежнему существуют очень жесткие представления о том, какие виды спорта приемлемы для девушек и женщин, а какие им не подходят. Вместе с тем, исследования показывают, что различия между средним мужчиной и средней женщиной не настолько велики, чтобы они сказывались на достижениях в спорте. Спортивные успехи женщин часто признаются недостаточно, поэтому для них более значимым становится хорошее выполнение служебных обязанностей.

Поскольку спорт считается институтом социализации, способствующим усвоению стереотипно мужского поведения, так как в основном формирует мужские качества, то степень соответствия избранного вида спорта тендерным стереотипам мужественности и женственности влияет на уверенность в себе спортсменов разного пола и уровень испытываемой ими предсо- ревновательной тревоги. Обычно мужчина-спортсмен представляется физически сильным, крепким, доминантным, в то время как женщина-спортсменка привлекательной, грациозной, пассивной. Для женщин больше подходят такие виды спорта, в которых можно проявить артистичность, эмоциональность, технику владения телом (то есть традиционно женские качества): фигурное катание, синхронное плавание, гимнастика и т.д. Среди видов спорта, менее приемлемых для женщин, можно назвать те, которые в большей степени требуют маскулинных черт и поведения: бокс, тяжелая атлетика, борьба и т.д. При восприятии женщины, специализирующейся в видах спорта, относящихся к прерогативе мужчин, утрируется проявление маскулинных черт. На самом деле совсем не обязательно, что эти маскулинные черты проявляются во внешнем виде, деформируют личность, негативно влияют на спортсменку. Вместе с тем, отнесение спорта к мужским занятиям повышает вероятность полоролевого конфликта у женщин-спортсменок, которые одновременно стремятся и к соответствию стереотипам женственности, и к высоким спортивным результатам, требующим проявления «мужских» личностных качеств и стратегий поведения.

Информация о работе Гендерные проблемы женщины в спорте