Гендерные проблемы женщины в спорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:43, реферат

Описание работы

В течение последних 10 - 15 лет и в нашей стране, и за рубежом сохраняется устойчивый интерес к изучению женской проблематики в рамках гендерных исследований, то есть исследований, направленных на изучение пола как социокультурного явления. Использование данных методологических подходов позволяет понять, каким образом складывалась гендерная асимметрия в сфере физической культуры и спорта, как влияет андроцентристское мышление на развитие женского спорта, каким способом можно разрешать гендерные конфликты в международном спортивном и олимпийском движении.

Содержание работы

Введение;
История участия женщин в спортивной деятельности;
Женщина и Спорт;
Гендерные проблемы женщины в спорте;
Разрешение проблемы. План социальной помощи;
Заключение;
Список литературы;
Приложение.

Файлы: 1 файл

рефератшаки2рова.docx

— 63.72 Кб (Скачать файл)

Мужчины более тяготеют к среде, которая была бы им поддержкой и опорой, где они могли бы соответствовать стереотипам мужественности, как, например, в спорте.

 

Еще в раннем возрасте дети усваивают активное поведение, являющееся подходящим для их пола, поскольку мальчиков поощряют за участие в жесткой активности, а девочек - в «тихой активности». Поэтому мальчики и девочки могут воспринимать различные физические упражнения как подходящие или не подходящие для их пола.

В спорте пол спортсменов играет решающую роль. Женщины полностью исключены из некоторых видов спортивных мероприятий. Главная причина этого представление о том, что женщины физически слабее мужчин. Исходя из этого женщины просто не в состоянии соревноваться с мужчинами. Такая сегрегация спортсменов по признаку пола считается некоторыми авторами неправомерной, даже если она оправдывается соображениями безопасности.

Однако уже эмпирическим фактом стало увеличение числа женщин, участвующих в соревнованиях всех уровней, в том числе и высшего. Но расширение участия женщин в спорте происходит не без сопротивления мужчин и женщин. Существует женский социальный стереотип, связывающий спорт с мужественностью, в связи с чем у женщин возникает опасение, что, занимаясь спортом, они станут мужеподобными и внешне, и внутренне. Для женщин в большей степени приветствуются такие виды спорта, в которых можно проявить обаяние, грацию, эмоциональность (то есть традиционно женские качества): фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика и т.д. Среди видов спорта, менее приемлемых для женщин, можно назвать те, которые в наибольшей степени требуют проявления маскулинных черт и поведения: бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д. При восприятии женщины, специализирующейся в видах спорта, относящихся к прерогативе мужчин, утрируется проявление маскулинных черт.

Всё это формирует определённую дискриминацию женщины, которая выбрала своим видом деятельности именно мужской вид спорта.

Так же в качестве проблемы можно указать одиночество, связанное  с тем, что женщина всю свою спортивную карьеру уделяет время только тренировкам и времени на личную жизнь у неё не остаётся. Сюда же можно отнести проблему, связанную с получением травмы (которая, к примеру, привела к бесплодию).

То есть после завершения спортивной карьеры, женщина чаще всего оказывается в очень сложной ситуации: она одинока и бесплодна. Такой женщине необходима социальная и психологическая помощь, план которой я предоставляю ниже.

 

4. Разрешение  проблемы. План социальной помощи.

 

Психологически-социальная составляющая заключается в том, что необходимо направить клиентку на курсы реабилитации, где с ней проведёт курс бесед профессиональный психолог.

Такая помощь, включает следующие этапы:

    1. Беседы, направленные на разрешение кризисной ситуации;
    2. Выявление  истинной  проблемы клиента и   помощь  в ее осознании;
    3. Помощь в корректировке целей;
    4. Прописывание шагов по реализации поставленной цели;
    5. При психологических и физиологических напряжениях научить женщину техникам релаксации;
    6. Библиотерапия, видеотерапия.

В ходе работы клиентке рекомендуется книги, журналы и видеоматериалы,  где освещены актуальные  вопросы и сходные бесплодным парам проблемы. В этих методах используется принцип эмоционального сопереживания, который позволяет женщине опосредованно получать ответы на волнующие вопросы.

 

Здесь ведется работа в двух направлениях, либо мы  помогаем смириться, женщине с  фактом бездетности, либо рассматриваем вариант с  усыновлением ребенка.

 

При беседе с бездетной женщиной, прежде всего, выясняется сила мотивации для усыновления. Затем проводятся консультации, где рассматриваются, с какими трудностями она может столкнуться при воспитании приемного ребенка.

 

Родительская мотивация должна быть очень сильной. Но, несмотря на сильную мотивацию, некоторые  приемные родители сталкиваясь с теми или иными трудностями при общении с усыновленными детьми, отказываются от этих детей, что приводит к большой психологической травме как усыновленных детей, так и усыновителей.

 

Поэтому следующим шагом будет участие семьи в щколе замещающих родителей.

 

 

 

Юридический аспект

 

Если клиентка решается на  усыновление  ребенка, следующим этапом работы психолога  будет предоставление достоверной информации женщине. Предоставление информации в консультировании часто бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают вопросы, за которыми кроется их тревога о своем будущем.

 

Это может быть юридическая консультация, включающая в себя ознакомление с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275) (с изменениями от 4 апреля 2002 г., 10 марта 2005 г., 11 апреля 2006 г.)

 

Организационный аспект

 

Так же в задачу социальной помощи будет входить организация тематических собраний, кружков для  женщин, столкнувшимися со схожими проблемами.

 

Ещё возможно, посредством сотрудничества с учебными центрами и образовательными учреждениями, организовать курсы обучения новой профессии/специализации для дальнейшей профессиональной реабилитации женщины уже в новой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта. Спорт - составная часть физической культуры, спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов. Однако и эту сферу деятельности человека затронула гендерная специфика, проблема гендерных отношений в спорте рассматривалась в данной работе.

Несмотря на проблемы, указанные в данной работы, женщине  всегда будет место в спорте. Даже попав в трудную ситуацию, женщина – спортсменка может рассчитывать на социальную помощь и поддержку. Ведь даже если ты больше не можешь заниматься тем, что  было твоей работой на протяжении многих лет, всегда можно найти выход и альтернативу. Ведь жизнь продолжается!

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Ворожбитова А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005;
  3. Тараканов Б.И. Педагогические аспекты подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой. Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. № 6;1999;
  4. Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов, 2001;
  5. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001;
  6. Федоров Л. П. Научно-методические основы женского спорта: Учебн. пос. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта,  - 54 с
  7. Глоссарий гендерных терминов. ЮНИФЕМ , 2001 г.
  8. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.,2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Яркий пример одной из гендерных проблем на мировой арене спорта.

 

На чемпионате мира вспыхнул скандал

17:06 / 19.08.2009

Кастер Семеня. Фото: Reuters

На чемпионате мира по легкой атлетике, проходящем в эти дни в Берлине, вспыхнул пикантный скандал. Спортсменка из ЮАР Кастер Семеня может быть отстранена от участия в финале в беге на 800 метров из-за возникших сомнений, является ли она мужчиной или женщиной.

Восемнадцатилетняя Семеня появилась практически ниоткуда только в последние месяцы перед чемпионатом мира, показав лучший результат сезона в мире 1:56.72. Уже на первенстве планеты в Берлине она выиграла полуфинал, "оставив за его бортом" в том числе олимпийскую чемпионку из Кении Памелу Джелимо.

Однако телосложение представительницы Южной Африки и мужественный стиль зародили предположение, что она, возможно, не полностью женского пола. Подобные утверждения преследовали ряд атлетов в течение прошлых лет, включая Марию Мутолу из Мозамбика, легендарную бегунью на 800 метров, сообщает официальный сайт федерации Легкой атлетики России.

 

 

Правила ИААФ гласят, что в соревнованиях среди женщин должны участвовать только женщины, но некоторые люди рождаются со смешанным набором хромосом и имеют как мужские, так и женские особенности.

Официальные представители ИААФ в ближайшее время должны вновь встретиться, чтобы обсудить этот вопрос, и есть вероятность, что подросток из Претории будет отстранен от участия в финале. По некоторым данным ИААФ проводило ряд тестов, включая физические проверки и генетическое исследование Семени, и эти результаты уже получены.

Другой известный случай гендерных проблем из истории легкой атлетики касался Стеллы Уолш, польской спринтерши, которая выиграла серебряную медаль на Олимпийских играх 1936 года на том же самом берлинском стадионе, где Семеня должна бежать в финале на 800 метров. Уолш была известной спортсменкой, которая также выиграла Олимпийское золото в Лос-Анджелесе в 1932 году, но когда доктора исследовали ее после смерти в 1988-м, то было доказано, что она имела "неоднозначные гениталии" и была в большей степени мужчиной, чем женщиной.

 


Информация о работе Гендерные проблемы женщины в спорте