Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:20, реферат
задачи:
- изучить особенности гендерных стереотипов;
- показать значимость гендерных стереотипов при формировании семейных отношений;
- проанализировать предмет семестровой работы на примере исследования гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Представления о гендерных стереотипах 5
1.2. Взаимоотношения родителей и детей в семье 7
1.3. Стили поведения матери и отца 11
1.4. Различия в отношении к сыновьям и дочерям 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В СЕМЬЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
(ВолгГТУ)
Факультет экономики и управления
Кафедра «История, культура и социология»
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА
по предмету «Социология»
на тему:
«Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях»
Студентка группы ______111-с_____
Шкуратова И.А.
(№ зачетки 20120549)
Проверил:
Овчар О.В.
Введение
В последние годы психологи, демографы и социологи все чаще говорят о том, что такие институты как брак и семья, уходят в прошлое, что они исчерпали свой потенциал. Трансформируются функции семьи, изменились социальные роли супругов, их ожидания, связанные с браком и семейной жизнью.
Эти проблемы приобретают особую остроту в связи с существующим в России демографическим кризисом. Решение демографических проблем часто связывают с возвратом к традиционным нормам семейных отношений и традиционным гендерным ролям мужчины и женщины. До сих пор разделение труда в семье по принципу «муж-кормилец», «жена – домохозяйка» нередко рассматривается как нечто биологически заданное. Еще одно немаловажное обоснование возврата к традиционным гендерным ролям опирается на религиозные ценности и нормы. Вместе с тем, реалии современного общества вступают в явное противоречие с подобными взглядами. Проблема гендерных стереотипов в семье приобретает в современной России особую актуальность.
Задачи семьи – воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенные формы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения, формирование конкретных психологических отношений.
Положение семьи, уровень ее благополучия стабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества и государства. Особенности социально-экономических преобразований последнего десятилетия негативно повлияли на уровень населения, наложили свой отпечаток на процессы жизнедеятельности семьи.
Предметом - являются взаимоотношения в семье.
Объектом - гендерные стереотипы и их влияние на взаимоотношения в семье.
Гипотеза –гендерные стереотипы являются основополагающими при принятии решения в семейных конфликтах.
Для достижения цели моей семестровой необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности гендерных стереотипов;
- показать значимость гендерных стереотипов при формировании семейных отношений;
- проанализировать предмет семестровой работы на примере исследования гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.
Для реализации поставленных задач в исследовании применяется комплексный методологический инструментарий, включающий в себя: теоретический анализ, обобщение и синтез информации по данной проблематике; метод опроса с использованием репрезентативной выборки.
Семестровая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена теоретическому вопросу – изучению гендерных стереотипов и их влияния на семейные взаимоотношения. Вторая глава представляет собой исследование гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.
В процессе работы использовалась учебная литература по гендерной психологии, социологии, а также статьи из периодических изданий по данной тематике.
1. Роль гендерных стереотипов в семейных взаимоотношениях
1.1. Представления о гендерных стереотипах
Американский антрополог Нэнси Рис так «рисует» портреты мужчины и женщины: «Мужчины рациональны, женщины эмоциональны. Мужчины думают головой, женщины – сердцем»; «Мужчины - существа безрассудные, безответственные, и только женщина способна держать их в рамках»; «Мужчины по природе своей сексуально распущены, и, чтобы удержать их при себе, женщинам надо очень и очень стараться»; «Мужчины - это сила, женщины - это слабость». Это примеры распространенных среди современных россиян гендерных стереотипов1.
Несомненно, что господствующие иные
полоролевые стереотипы причиняют
вред обоим полам. Вместе с образом
непрактичного и
В последнее время семья как социальный институт и как малая группа становится объектом изучения представителей различных гуманитарных дисциплин. Это вызвано двумя взаимосвязанными процессами. Во-первых, трансформация современного российского общества, как отмечает ряд исследователей, привела к формированию нового «постсовременного» типа семьи, который характеризуется отсутствием патриархальной субординации и выдвижением на первый план эмоциональных отношений и индивидуальных стремлений3. Одним из характерных признаков современной российской семьи выступает воспроизводство традиционных отношений, типичных для семьи «двух работающих супругов», то есть семьи советского периода4.
Во-вторых, использование гендерного подхода при изучении социологии семьи позволило раскрыть новые аспекты ее жизнедеятельности, новые характеристики взаимоотношений между ее членами. Здесь следует выделить работы ряда современных российских исследователей, осуществивших сравнительный анализ развития института семьи в крупных городах России и Европы3. Интерес представляет изучение и сопоставление мнения мужчин и женщин об их роли в семье и общественной жизни (политика, занятость и т.д.). При этом, например М.Ю. Арутюнян, выделяет три типа «профилей влияния»5:
- гендерно-согласованный, тяготеющий к традиционному, при котором и муж-чины и женщины стремятся скорее снизить, чем повысить влияние женщин в профес-сиональной сфере, их вполне устраивает «внутрисемейный матриархат»: женщины не хотят «делиться» влиянием в семье с мужчинами, а мужчины на него не претендуют (характерен для Венгрии);
- гендерно-согласованный, тяготеющий к эгалитарному, при котором и мужчи-ны, и женщины стремятся повысить влияние женщин в профессии и политике пример-но до 50% и снизить влияние женщины в семье (характерен для ФРГ);
- гендерно-рассогласованный, при котором женщины претендуют на значитель-но большую долю «общественного пирога», чем мужчины склонны были бы им усту-пить, и более резко стряхивают со своих плеч бремя семейной власти и ответственно-сти, чем этого ожидают от них мужчины (характерен для Польши и России).
Гендерные стереотипы обладают чрезвычайной жизнестойкостью, они активно воспроизводятся благодаря институтам социализации (семья, сверстники, школа, СМИ), и все попытки что-либо изменить оказываются «обескураживающе неэффективными».
1.2. Взаимоотношения родителей и детей в семье
Гендерные отношения родителей и детей складываются, в условиях конвергенции полов: муж и жена заводят детей и должны совместно их воспитывать. Следствием конвергенции должны быть гармоничные отношения как между мужем и женой, так и между родителями и детьми (обоего пола). Но и здесь существует скрытая половая сегрегация, проявляющаяся в различном выполнении родительских ролей6.
По данным Э. Маккоби
и цитируемых ею авторов, гендерные
роли матери и отца по отношению
к детям существенно
1) разделение видов ответственности за детей;
2) стили поведения матери и отца;
3) демонстрация в поведении гендерно-типичных черт своего пола;
4) различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери;
5) желание усиливать
половую сегрегацию или
Все эти особенности влияют на взаимоотношения, которые складываются у матери и отца с детьми. Они также влияют на супружеские отношения. Рассмотрим эти особенности более подробно.
Гендерные стереотипы влияют на следующее:
1. На то, чему родители приписывают школьные успехи своих детей (способностям или старательности).
2. На эмоциональные
реакции родителей на успехи
детей в разных областях
3. На то значение, которое родители придают приобретению своими детьми различных навыков и знаний.
4. На те советы, которые дают родители по поводу приобретения детьми различных навыков и знаний.
5. На те виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей, и на те игрушки, которые они им покупают.
При этом ожидалось, что перечисленные выше пять факторов окажут влияние:
1. На уверенность детей в своих способностях.
2. На заинтересованность детей в приобретении различных навыков.
3. На эмоциональные реакции (чувства) детей при принятии участия в различных видах активности.
4. На суммарное количество времени и сил, которые дети будут посвящать освоению и демонстрации различных навыков. Наконец, впоследствии «эти различия в самовосприятии и усвоенных навыках влияют на тот род работы, которую ищут и для которой имеют необходимую квалификацию мужчины и женщины». Эта занимательная модель постоянно подвергается все новым эмпирическим проверкам на правильность.
Таблица 1
В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т.п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей.
Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось (табл. 1).
Исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее7: хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор. Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери. Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это по очереди.
Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи». Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ребенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально, поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей.
Информация о работе Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях