Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

задачи:
- изучить особенности гендерных стереотипов;
- показать значимость гендерных стереотипов при формировании семейных отношений;
- проанализировать предмет семестровой работы на примере исследования гендерных стереотипов поведенческих норм в семье.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ 5
1.1. Представления о гендерных стереотипах 5
1.2. Взаимоотношения родителей и детей в семье 7
1.3. Стили поведения матери и отца 11
1.4. Различия в отношении к сыновьям и дочерям 15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НОРМ В СЕМЬЕ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

реферат социология.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Исследование гендерных  стереотипов поведенческих норм  в семье

 

Основой социального  сознания является традиционная культура, которая складывается в течение  многих поколений и длительного  исторического периода как система  сожительства, в которой отражены основные, общие принципы отношения народа к внешнему миру. Социальное сознание обеспечивает внедрение и реализацию в каждодневной жизни традиционной системы сожительства, а также ее защиту, сохранение и процесс передачи новому поколению. Система сожительства на уровне социального сознания выявляется как в виде конкретных «законов» поведения внутри этого общества, так и в виде систем, обеспечивающих соблюдение и сохранение этих «законов».

Частью традиционной культуры как системы традиционного  сожительства является сложившаяся в процессе всей жизнедеятельности народа подсистема гендерных взаимоотношений. Она основана на опыте разделения труда и обязанностей между женщинами и мужчинами. На уровне социального сознания она выявляется в гендерно-ролевой идеологии данного общества.

Стереотипы, и в частности гендерные стереотипы, являются одним из важнейших механизмов сохранения устойчивости традиционной системы сожительства, а в частности подсистемы традиционных гендерных взаимоотношений. Именно с помощью гендерных стереотипов обеспечивается соблюдение и сохранение тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе выгодных и практических, с точки зрения безопасности и развития, функций женщин и мужчин12.

Доказательством правомерности  предположений служит исследование гендерных стереотипов, основанное на изучении и измерении поведенческих норм женщин и мужчин. Респонденты (моя семья и мои родственники) должны были оценить представленные в анкете исследования положения для оценки по пятибалльной шкале приемлемости — неприемлемости (недопустимо, нежелательно, возможно, желательно, обязательно). Опросник включал в себя положения из следующих основных сфер: 1) сфера деятельности (работа); 2) отношения с мужем (женой); 3) психические характеристики; 4) сексуальная сфера; 5) внешность, манеры, привычки. Опросник состоял из положений, наилучшим образом выражавших традиционные виды поведения (установленные вследствие экспертного анализа). В результате исследования я выявила как основные, общепринятые гендерные стереотипы, так и градации от более строгих (замкнутых) до более либеральных (открытых) поведенческих подсистем в зависимости от пола, социального слоя, образования и возраста. Большинство выявленных стереотипов, носят авторитарный характер, т.к. они трудно обсуждаются, не подаются сомнению, принимаются как само собой разумеющиеся, нормальные явления. Рассмотрим более детально анализ результатов исследования с помощью фокусированной дискуссии на примере нескольких стереотипов13. К положению «советоваться (договариваться) с родителями при выборе супруга (супруги)» как среди женщин, так и среди мужчин было выявлено довольно ярко выраженное стереотипное отношение. Большинство респондентов обоих полов (в особенности немолодых) придавали соблюдению этого положения важное значение, оценивая выдвинутое в положении правило общения как желательное (в среднем 40,25 % респондентов обоих полов) и обязательное (в среднем 28,25 % респондентов обоих полов). Таким образом, данное поведение получило оценку ограничения средней и высокой степени и поэтому его можно принять в качестве одного из важных правил подсистемы сожительства традиционной культуры — гендерно-ролевой идеологии.

В результате фокус-групп выяснилось, что желательность или обязательность советоваться с родителями по поводу брака вызвана не столько капризом, авторитарным нравом или же целенаправленной дискриминацией прав человека, а побуждением защиты здорового процесса продолжения рода, защиты семьи и ее наследников от психических болезней, наркомании и других жизненных неприятностей.

Форма деятельности, выраженная в положении «отправиться в другой город или страну искать работу» также ограничивается социальным сознанием. В частности, ответ «нежелательно» среди женщин дают 43% респондентов, а среди мужчин — 30%. Таким образом, мы имеем налицо стереотип средней строгости.Можно заключить, что с помощью гендерных стереотипов обеспечивается соблюдение и сохранение тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе практической функции физического сохранения целостности народа (этноса), его безопасности и развития.

С другой стороны, результаты исследования выявили наличие таких гендерных стереотипов, которые невозможно рассмотреть в свете накопленного исторического опыта человека или общества, т.к. они являются носителями современного и социально-контекстуального содержания. Так, например, форма деятельности, выраженная в положении «брать самостоятельно заем в банке», ограничивается довольно строго, в особенности для женщин. 35% респондентов мужского пола отвечают, что это недопустимо, а 45% респондентов обоих полов считают поведение (деятельность) такого типа для женщин нежелательным. Поведение, выраженное в положении «ходить в сауну (посещать сауну)», в среднем 34,5% респондентов обоих полов считают недопустимым для женщин, а 21% — нежелательным. Можно сказать, что в случае данного типа поведения мы имеем налицо довольно четко выраженную поведенческую норму.

Исследование с помощью  фокус-группы показало, что данные стереотипы также носят функцию защиты и  сохранения основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии. В частности, в первом случае неодобрение деятельности женщин в этом направлении вызвано опасностью ввязаться в криминальные взаимоотношения и риском попасть в тюрьму.

Интересные результаты были получены также при оценке положения «ходить в сауну». Изучение психологических корней данного стереотипа показало, что его основу составляет ограничение женщин от неприятностей и оскорблений, т.к. на сегодняшний день в России сауна выполняет не столько функцию бани, сколько соответствующих сомнительных встреч. Поэтому посещение сауны не вкладывается в традиционную гендерно-ролевую идеологию и в бытовом сознании имеет отрицательную валентность.

Стереотипы выполняют  функцию основных «законов» поведения внутри традиционной системы семейного сожительства и создают ту форму общения, которую признает большинство членов данного общества. В них заложена информация о нормах поведенческой системы — типах поведения, стилях жизни, личностных качествах, ценностях и т.п., которые приемлемы для данного общества, а также о типах поведения, которые неприемлемы для общества и соответственно оцениваются как выходящие из нормы. Приемлемость или неприемлемость оценивается эффективностью (выгодностью) данной поведенческой системы с точки зрения безопасности и развития данного общества (народа).

Традиционная система  сожительства целесообразна. В ней отражены и зафиксированы такие соотношения с внешним миром, с другими людьми и с социальными явлениями, которые приводят к безопасному развитию этого общества и которые испытаны временем (исторически) в наилучшем обеспечении этого безопасного развития. Вмещающееся в эти отношения поведение оценивается как приемлемое, а не вмещающееся как неприемлемое. Однако оценка выгодности не является сознательным процессом, результатом мышления. Она является когнитивным продуктом процесса научения — приобретения опыта, который в большинстве случаев проходит неосознанно и основывается на накопленном историческом и современном опыте данного общества с учетом потребностей, ресурсов, возможностей и социального контекста.

Таким образом, анализ результатов с помощью фокусированной дискуссии подтвердил гипотезу, что стереотипы выполняют функцию основных «законов» поведения внутри традиционной системы семейного сожительства. Стереотипы являются носителями всего исторического, эпохального и контекстуального практического опыта общества (народа) и выполняют не только функцию экономии психической энергии переработки информации14, но и обеспечивают целенаправленность организации жизнедеятельности на безопасность и развитие как общества (и народа) в целом, так и его отдельных членов.

Формирование традиционной системы сожительства осуществляется механизмом установки, который в процессе научения обеспечивает отражение всего исторического опыта взаимодействия народа с окружающим миром и формирование соответствующих когнитивных структур и диспозиционных установок.

Исходя из этой теории, установка является основным механизмом поведения индивида (человека). Она формируется на основе взаимодействия внутренних и внешних факторов, таких как потребность, удовлетворяющая его внешняя среда, ситуация или объект и операциональные возможности субъекта удовлетворения этой потребности в данной ситуации или же посредством данного объекта. Установка является целостным бессознательным состоянием человека и обеспечивает его целесообразное поведение. По теории установки в основе любого поведения лежит возникшее в индивиде при взаимодействии внутренних и внешних факторов целостное состояние — установка. Этот тип установки называется ситуационным. При частом повторении поведения или когда оно имеет большой личностный вес, лежащая в основе поведения ситуационная установка фиксируется и образует устойчивую структуру личности — диспозиционную установку.

Стереотипы, в частности  гендерные, выполняют функцию сохранения и соблюдения тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе выгодных и практических, с точки зрения безопасности и развития, функций женщин и мужчин. Психологическим механизмом формирования и действия стереотипов, в том числе и гендерных, является механизм фиксирования и действия диспозиционных установок. Они являются носителями всей той когнитивной информации, которая накопилась в процессе приобретения исторического опыта. Поэтому поведение, соответственное стереотипам и осуществляемое на основе диспозиционной установки, человеком не обсуждается, а принимается без критики, оценивается как само собой разумеющееся, нормальное явление. Вместе с тем механизм отражения общих семейных взаимоотношений дает возможность моделирования в рамках старой установки взаимоотношений внешних и внутренних факторов для осуществления целенаправленного поведения в измененной внешней среде.

 

 

Заключение

 

Красивые слова  доктора наук Вадима Марковича Розина: Семья — это прежде всего любовь, это родственность, опора в жизни, понимание, сочувствие, это дети, следовательно, продолжение нашей жизни в бесконечности. Главное в семейной жизни — вовсе не совместное ведение хозяйства и даже не умение воспитывать детей (да и кто их умеет воспитывать?) или культура взаимоотношений, хотя без всего этого семьи тоже не бывает. Главное все же — любовь. Не влюбленность, не страсть, а именно любовь. Любовь — значит отождествление с любимым, его идеализация («Он красив, он — праздник души, сама жизнь»); любовь — родственность («Он муж (жена), отец (мать) моих детей»). Если все это есть — есть и семья, и она может справиться и с трудностями быта, и с обыденностью, и с низкой культурой человеческих отношений. Когда же любви нет, то семья раньше или позже распадется или, что еще хуже, будет порождать эгоизм, бездуховность, холод.

Моя точка зрения исходит  из того, что сегодня должна возрастать ответственность каждого из членов семьи, должен углубляться сознательный подход к семейным ценностям и проблемам. Необходимо максимально отказаться от различных претензий, подчинить себя семейным требованиям, долгу, ответственности.

Использование гендерного подхода при изучении социологии семьи позволило раскрыть новые аспекты ее жизнедеятельности, новые характеристики взаимоотношений между ее членами.

На отношения между  супругами влияют несколько факторов: тип брака, связь сексуальных отношений с иерархической структурой общества, тот факт, работает ли жена или занимается домашним хозяйством, кто лидер в семье и культура, « в которой складываются представления о гендерных супружеских ролях. Гендерные роли матери и отца по отношению к детям отличаются по следующим параметрам: разделению видов ответственности за детей, стилям родительского поведения, демонстрации гендерно-типичных черт своего пола, различию или сходству поведения по отношению к сыну и дочери и желанию усиливать половую сегрегацию или конвергенцию по отношению к детям. Они влияют на гендерные взаимоотношения между родителями и детьми и между супругами.

Половые различия поведения  в конфликтной ситуации проявляются  во влиянии гендерных стереотипов на восприятие участника конфликта — представителя другого пола, в существовании конфликтогенных личностных черт у мужчин и женщин, в предпочитаемых способах разрешения конфликта, в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов.

Гендерные стереотипы выполняют функцию сохранения и соблюдения тех основных «законов» традиционной гендерно-ролевой идеологии, которые в течение исторического опыта народа сформировались на основе выгодных и практических, с точки зрения безопасности и развития, функций женщин и мужчин. Психологическим механизмом формирования и действия стереотипов, в том числе и гендерных, является механизм фиксирования и действия диспозиционных установок. Они являются носителями информации, которая накопилась в процессе приобретения исторического опыта. Поэтому поведение, соответственное стереотипам и осуществляемое на основе установки, человеком не обсуждается, а принимается без критики, оценивается как само собой разумеющееся, нормальное явление. Вместе с тем механизм отражения общих семейных взаимоотношений дает возможность моделирования в рамках старой установки взаимоотношений внешних и внутренних факторов для осуществления целенаправленного поведения в измененной внешней среде.

 

Список литературы

 

  1. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай - 96». М., 1997.
  2. Бежан-Волк Ю. Особенности сельских гендерных моделей // СОЦИС: Социологические исследования. - 2003. - №8. - С. 126-129.
  3. Берн Ш. Гендерная психология. - М., 2001.
  4. Гафизова Н.Б., Королева Т.В. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (на примере Ивановской области) // Женщина в российском обществе. - 2001. - №3/4. – С. 23-28.
  5. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // СОЦИС: Социологические исследования. - 1997. №1. – С. 54-60.
  6. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС: Социологические исследования. - 1995. – С. 22-28.
  7. Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под ред. М.М. Малышевой. - М., 2001.
  8. Клецина И. Гендерная социализация. - СПб., 1999.
  9. Мезенцева Е.Б. Гендерные стереотипы и изменение повседневности (семья, поколения, религия) // Женщина в российском обществе. - 2005. - №5. – С. 26-32.
  10. Митина О.В. Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах // Общественные науки и современность. - 1999. - №3. - С. 179-191.
  11. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. - 2004. - №5. - С. 30-35.
  12. Разумникова О.М. Взаимодействие гендерных стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессий // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 76-83.
  13. Рис Н. Гендерные стереотипы в российском обществе: взгляд американского этнографа // Этнографическое обозрение. - 1994. - №5. - С. 49-50.
  14. Ходырева Н.В. Гендер в психологии // Вестник Санкт-Петербург. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. - 1998. - №2. - С. 74-82.
  15. Церетели М.О. Традиционная культура, гендерные стереотипы и установка // Мир психологии. - 2004. - №3. - С. 177-181.

Информация о работе Гендерные стереотипы и традиционные ценности в современных семьях