Гендерология и феминология как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Гендерология есть учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов.
Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)
  1. Гендерология и феминология как науки

Гендерология есть учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов.

Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов.

Феминология - учение, осваивающее общественное бытие женщин, выросла на гребне социальной борьбы женщин за свои права в последней четверти ХХ века. Феминология может рассматриваться как частный случай гендерологии. Ее выделяют особенно ввиду ее значительного удельного веса в гендерологии и источника формирования. Таким образом, в отличие от феминологии, занимающейся исключительно проблемами женщин, гендерология охватывает проблемы обоих полов, индивидов с различной гендерной и сексуальной идентичностью.

Объект гендерологии - закономерности социального конструирования пола.

Предмет гендерологии - закономерности репрезентации социальных особенностей пола (гендер).

Каждый человек есть продукт  сложного взаимодействия наследственности и среды. В течение всей жизни, а особенно в период взросления, обретения личностных характеристик, идет процесс полоролевой социализации, освоения определенных моделей поведения. Феминология - наука о положении и роли женщины в обществе. Изучает всю совокупность проблем, связанных с социализацией, самоидентификацией, социально-экономическим и политическим положением женщин в обществе, эволюцию их социального статуса и функциональных ролей на различных исторических этапах развития цивилизации.

Объект феминологии - закономерности социального положения женщин.

Предмет феминологии - социально-политические, экономические, социально-психологические закономерности решения женского вопроса (дискриминация женщин, неравенство полов).

Отличие гендерологии от феминологии  состоит в том, что научный  интерес первой направлен на изучение проблем мужского и женского пола в равной степени. Феминология исходит  из того, что культуре присущи гендерная асимметрия, маскулинная доминация и неравенство полов. Таким образом, феминология, сформировавшаяся на волне женского движения, концентрируется на женских проблемах.

Целью гендерологии, как и феминологии, является не замена патриархатного общества матриархатным, а ликвидация антагонизма полов и обеспечение гармонии мужской и женской половины человечества - в гармонии социального развития

2. Особенности становления женского движения в России и за рубежом.

Как и повсюду, тема прав женщин, женское движение возникают в России в ходе медленного, противоречивого процесса модернизации.Движение за права женщин зарождается в России почти одновременно с женским движением большинства западных стран - во второй половине XIX века. Но развивается оно несколько иначе, чем на Западе.

 Это связано с  особенностями общей российской  социально-политической ситуации. Дело  прежде всего в том, что довольно  долго российское государство,  сохранившееся вплоть до 1917 года  форму абсолютной монархии, отказывалось воспринимать импульсы к обновлению, шедшие из недр общества. Оно насильственно сдерживало утверждение буржуазно-демократических порядков, подавляло гражданские инициативы, препятствовало становлению самостоятельных, независимых индивидов, в том числе - и женщин. Тем не менее, власти приступили к такому реформированию и начали с самого больного - с отмены крепостного права.

Одним из последствий  реформы 1861 года стало втягивание женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о так называемом "дворянском" и "разночинном" женском пролетариате, т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти "благородные девицы" и стали основательницами женского движения в стране.

В качестве важнейших предпосылок  возникновения женского движения выступали: ликвидация крепостничества, становление  капиталистического способа производства, реформирование различных сфер общественной жизни. Важными предпосылками развития женского движения стали: аграрные реформы, рост промышленного производства и, как следствие, расширение сферы профессионального труда женщин; реформы в области образования; общественный подъем эпохи пореформенного периода, формирование гражданского общества; ослабление цензуры; отечественные и западноевропейские идеи о демократическом преобразовании государственного устройства, равноправии полов, роли женщины в обществе, семейных отношениях.

В истории русского и западного феминизма было немало общего.

Социальный состав участниц женского движения в России постепенно модифицировался  – от зажиточных к беднеющим и  бедным. «Новых женщин» отличала быстрая, преимущественно нисходящая, социальная мобильность, потеря связи со своей средой, утрата средств к существованию, а с ними и моральных установок, идеалов, ценностей и норм поведения своей прежней среды. «Все пошло в переборку» – популярное выражение тех лет.

Стремясь к тому, чтобы за ними были признаны гражданские и политические права, первые русские феминистки видели пути обретения этих прав через образование и свободный выбор профессии.

Несмотря на многие сходства, в  истории рождения русского феминизма  было немало особенного, самобытного.

 Правовое, в т.ч. имущественное положение россиянок, в отличие от их западноевропейских современниц, было после реформы 1861 года весьма прочным. Главные споры велись вокруг права на развод и раздельное проживание жен с мужьями, против «адских мучений немилого брака». Перед россиянками стояли не столько задачи борьбы за фиксацию того или иного права или привилегии в законах, сколько за то, чтобы многое из предписанного и написанного выполнялось (российская деревня жила более по «понятиям» и обычаям, а не по законам).

Значительные собственнические права женщин давали им возможность  делать пожертвования, основывать женские  кооперативы, самостоятельно решать, на что потратить богатства. Вторая половина XIX века – эпоха зарождения женского предпринимательства в  России.

 Западные феминистки  стремились отделиться от мужской  иерархической системы и создать  свою, свободную от иерархий и  авторитаризма. Русские же деятельницы  женского движения не противопоставляли  себя мужчинам и полагали необходимым  использовать в своих целях общественные структуры и движения, инициированные и созданные мужчинами.

 Феминистское движение  в России не было и не  могло быть массовым, не располагало  своими представителями в государственных  организациях, не имело возможности  оказывать постоянное давление на власть, лоббировать.

 Бесспорное своеобразие  социальным движениям в России  придавала тесная связь литературы  и публицистики с жизнью. Феминистское  движение не стало исключением:  после выхода в свет романа  Н.Г.Чернышевского «Что делать?»  был дан старт созданию женских трудовых ассоциаций и «коммун», а также решению личных и семейных коллизий в духе героев и героинь этого произведения.

 Малое или меньшее (по сравнению  и по значимости на Западе) внимание к вопросам пола и  сексуальности также отличает русских феминисток.

Большинство деятельниц раннего русского феминизма хорошо владели пером, как прозаическим, так и поэтическим (М.Цебрикова, Е.Конради). В Украине  женское движение 1860–1900 годов вообще представлено одними именами писательниц (Н. Кобринская, Е. Ярошинская, О. Кобылянская и др.)1

 

 Почитание женщины как воплощения  женственности на Западе было  несравненно большим, чем в  России. Это почитание русские  феминистки считали «духовным  гетто» (А. Тыркова), «шелковыми силками» (М.Н.Покровская), которые удерживали женщин на привычных социальных ролях (соблазнительницы, жены, домохозяйки). Поэтому «освобождение женщины» прочитывалось в России как освобождение от стереотипных социальных ролей и профессиональная самореализация (тема, появившаяся в западном феминистском движении только в 60-е годы XX века). Девиз «Помощь трудом!», начертанный на «Доме трудолюбия для образованных женщин» (создан в 1896 году в Петербурге) мог бы стать девизом всего женского движения в России XIX – начала XX века.

Иным, по сравнению с Западом, было и благотворительное направление российского женского движения. «Целесообразнейшая, единственно рациональная форма благотворительности должна состоять в предоставлении нуждающимся оплачиваемого труда, а не в милости, не в даровой помощи», – утверждал созданный в 1900 году журнал «Женское дело». Если в Германии и Франции благотворительные организации занимались обучением женщин тому, как им стать лучшими матерями, женами, домохозяйками, как содержать в чистоте жилище, то в России феминистки-благотворительницы относились к женщинам как к самостоятельным труженицам, которые должны были рассчитывать на собственные силы. Такие формы благотворительности приносили их инициаторам опыт лидерства и повышения самооценки.

Наличие связи с революционно-демократическим движением также отличает феминизм в Росси. Женщины-«шестидесятницы» (Н. Корсини, Н. Суслова, М. Богданова, М. Трубникова, Н. Стасова) были не столько революционерками, сколько создательницами полулегальных предприятий, но в те годы уже это приобщало к освободительному движению. «Семидесятницы» (С. Перовская, В. Засулич, В. Фигнер, С. Бардина, А. Ободовская) оказались уже связанными с радикальной ветвью российского освободительной борьбы; 18 женщин входило в состав «Земли и воли».  

 3.Социальный статус и современное положение женщины в России

Конституция РФ 1993 г. провозгласила, что мужчины и женщины имеют  равные права и равные возможности  для их реализации. Это, естественно, предполагало повышение социального  статуса. Однако демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в защите прав и свобод женщин. Наоборот, произошло снижение социального статуса женщин, в том числе в экономической сфере. Ныне многие женщины заняты в мелком частном бизнесе, в котором условия труда далеки от оптимальных. Усилилась тендерная асимметрия в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. По-прежнему острой является проблема двойной нагрузки женщин - работа по специальности и выполнение хозяйственно-бытовой функции. Претерпел изменения статус женщин в семье, возросло количество социально-дезорганизованных и распадающихся семей, одиноких женщин.

 

Проблема социального статуса женщин тесно связана с формированием устойчивой базы демократии, включающей в демократический процесс всех без исключения членов общества, а значит и женщин. К сожалению, женщины в настоящее время оказались на обочине политической жизни: они слабо представлены как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти.

 

До сих пор в России нет правительственной комплексной  программы борьбы с бедностью, не принят закон «О государственных  гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин», что осложняет сохранение полноценного социального статуса работающих женщин в современном российском обществе.

 

В настоящее время  остается слабо изученным вопрос о положении женщин в регионах. Исследование общих закономерностей  и особенностей жизнедеятельности женщин трудоспособного возраста в региональном аспекте позволит определить степень влияния социально-экономических, социально-политических и других условий на их социальный статус.

4. Система соц. Защиты женщин и ее нормативно-правовое обеспечение

4. Система соц. защиты  женщин и ее нормативно-правовое  обеспечение

Правовые нормы охраны здоровья женщин-матерей. В России правовые нормы, касающиеся здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):

- запрещение труда  женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными  условиями труда;

- установление предельных  норм переноса и передвижения  тяжестей (ст.160);

- ограничение труда  женщин в ночное время (ст. 161);

- установление облегченных условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу – ст.161, 162, 163, 164).

На создание женщинам-матерям  условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:

- запрещение ночных, сверхурочных  работ, работ в выходные дни  и направление в командировки  женщин, имеющих детей в возрасте  до 3 лет (ст.162);

- подобного рода работы  ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет ( детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст.163);

- по желанию женщины  (равно как и любого другого  родственника), находящейся в отпуске  по уходу за ребенком, она может  работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167);

-перерывы для кормления  ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до  полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст.169);

-на предприятиях, в  организациях в широким применением  женского труда организуются  детские ясли и сады, комнаты  для кормления грудных детей  (ст.172);

- по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст.49);

- женщинам, имеющим детей  в возрасте до 3 лет, а одинокой  матери ребенка в возрасте  до 14 лет, предоставляются особые  гарантии при приеме на работу  и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст. 170).

Информация о работе Гендерология и феминология как науки