Гендерология и феминология как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание работы

Гендерология есть учение о полах, дисциплина, изучающая общественное бытие полов, включая эволюцию их общественных статусов.
Цель гендерологии - изучение и использование знаний о полах и их взаимоотношениях в социуме, выяснение влияния половых особенностей жизнедеятельности людей на общественную и индивидуальную жизнь, создание адекватного образа полов.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это  не только «декретный отпуск», но и  права женщины в вопросах планирования семьи;

обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитания.

Женщины имеют право  на искусственное оплодотворение, искусственное  прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах  законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст.35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст. 36).

Законодательство об искоренении насилия в отношении женщин. Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая призывает все страны бороться с этим явлением. Кризисный центр для женщин. Целью создания кризисных центров является оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию. 
5. Соц. проблемы жизнедеятельности женщин.

Социальные проблемы женщин:

- дискриминация женщин. Она проявляется:

• в юридическом плане: недостаточное количество законов, защищающих права женщин;

 • в экономическом  плане: разные условия организации  и оплаты труда для женщин;

• в политическом плане: практически отсутствуют национальные механизмы, обеспечивающие возможность  попадания женщин во власть;

• в социокультурном плане: доминирование в обществе суждений о вторичности, неполноценности женщин и её естественном биологическом происхождении.

- проблема женской  безработицы;

- проблемы женского  здоровья, связанные с началом  ранней половой жизни, пристрастием  к вредным привычкам, высоким уровнем абортов.

Основная причина выделения  женщин в особую социально-демографическую  группу и специфическую категорию  клиентов социальной работы — выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие  у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.

 Эта способность,  с одной стороны, с первых  этапов существования человечества  обеспечивала продолжение рода, но с другой стороны, представляла  большую опасность для хрупкой и неустойчивой системы жизнеобеспечения традиционных обществ прошлого, в которых добыча средств пропитания всегда была связана с большими трудностями, а наличие каждого «лишнего рта» было чревато угрозой недоедания и голода. Поэтому в патриархальных обществах сложилась своеобразная феминофобия — страх перед женщинами и недоброжелательное отношение к ним.

 Кроме того, подчиненная  роль женщин в полоролевом  разделении труда, невозможность  для подавляющего большинства  женщин самостоятельно обеспечивать  себя и детей средствами к существованию способствовали укоренению представлений об их неполноценности, необходимости главенствующей роли мужчины, ограничении жизнедеятельности женщин исключительно семейным кругом, «естественном биологическом предназначении» женщины.

6. Положение женщин  в сфере труда и занятости

Современный рынок России выявил резко выраженную гендерную  направленность изменения структуры  занятости на рынке труда: сокращение доли женщин во всех отраслях экономики, на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний, особенно в сфере интеллектуального труда. Наблюдается сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью, в том числе в неформальной экономике.

Гендерная асимметрия резко сместилась «в пользу мужчин» и создала качественно новую ситуацию на рынке труда, занятости и профессий.

Женщины вытеснены в  первую очередь из сферы квалифицированного труда – управления, приборостроения, электроники. Даже в традиционно  «женских» отраслях, где удельный вес женщин всегда был велик – таких, как финансы, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство,   начался процесс замещения женщин мужчинами. На благополучных, менее подверженных экономическому разрушению предприятиях сферой приложения женского труда стали, как правило, должности, не требующие высокой квалификации: упаковщицы, штамповщицы, секретарши, в то время как мужчины работают там, где требуется профессиональное образование.

Вытеснение женщин с  рынка труда неизбежно ведет  к многочисленным негативным последствиям: подрыву возможностей для самореализации личности, снижению среднедушевых доходов и соответственно обеднению семей.

Женщины труднее, чем  мужчины адаптируются в новых  условиях. В связи с рождением  детей, выполнением домашних обязанностей конкуренция с мужчинами за рабочие места намного усложняется. Работодатели не затрудняют себя льготами по выплате пособий женщинам-матерям, хотя это установлено трудовым законодательством.

Имеющиеся различия в  социально-экономическом положении  мужчин и женщин обусловлены также сохранением в обществе гендерных стереотипов. В частности: стереотип о существовании «женских» и «мужских» профессий; по мнению работодателей, женская рабочая сила является менее «выгодной» и более затратной.

Не выдерживая конкуренции на рынке труда, многие женщины находят себя в сфере полукриминальной неформальной экономики. Наиболее типичными формами деятельности здесь являются уличная и рыночная торговля, пошив одежды, репетиторство, переводы и частные уроки, уборка квартир и офисов, приготовление пищи, присмотр за детьми, больными и престарелыми.

7.Семья в жизни женщин

Семья – это социальная общность, основанная на браке и  родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически  конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета.

Семья на протяжении многих веков являлась основной формой регулирования  отношений между полами, их гармонизации.

Процессы глубокой трансформации  общественных отношений, изменения ценностных ориентиров, образа жизни людей, происходящие в современном обществе, необратимо воздействуют как на сам институт семьи, так и на положение женщины в ней.

Большинство функций  в семье выполняет женщина. В  условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости. Так называемая «двойная занятость», когда женщина стремится совместить работу и ведение домашнего хозяйства, приводит к резкому ухудшению самочувствия: хроническая усталость, недостаток сна и др. Все это не способствует установлению здоровой атмосферы, как в семье, так и на производстве.

Широко распространенные патриархальные взгляды на место  женщины в обществе создают дополнительные трудности, часто усложняют отношения  между супругами, а также между  родителями и детьми. Такие взгляды  в обществе не способствуют воспитанию у детей уважительного отношения к матери, ее профессиональной деятельности, утверждению необходимости совместными обоих родителей усилиями решать бытовые проблемы.

Многофункциональная роль женщины в современной семье  не может быть оправдана ни теоретически, ни практически. Необходимо разработать национальный механизм управления социальными процессами, определяющими положение женщины в малой социальной группе, создать условия для применения в жизни эгалитарной теории.

Для сохранения семьи и поднятия престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и в первую очередь для женщин.

8. Роль образования  в жизни женщины

История женского образования в России имеет давние традиции. Первоначально это были специальные закрытые гимназии для девушек, которые могли в дальнейшем продолжить свое обучение в специальных институтах благородных девиц. История женского образования в России имеет множество неблагоприятных факторов. За счет сословного разделения общества по классам до великой октябрьской революции женское образование в 19 веке было доступно только малому количеству представительниц женского пола.

Женское образование  в России до революции было доступно только девушкам из высшего общества. Простые женщины часто не умели даже читать. Сегодня высшее женское образование доступно любой женщине.

Женское образование  в 19 веке было достаточно узконаправленным. Оно предусматривало, прежде всего, духовное образование для женщин. Не предполагалось, что женщина, получившая образование, сможет занимать хоть какое-то высокое положение в обществе за счет карьеры и работы.

В основном женщин учили  различным языкам, литературе и искусств. В обязательном порядке проводилось обучение этикету, манерам, рукоделию. В современной России равенство женщин и мужчин на образование закреплено в Конституции, и государство предоставляет возможность получения высшего образования всем гражданам, независимо от пола. По уровню образования женщин Россия устойчиво занимает первое место в мире, причем доля женщин, имеющих высшее образование, превышает соответствующую долю мужчин. Это является громадным потенциалом общественного развития и личностного развития женщин как социальной группы. Образование дает возможность женщине быть независимой, иметь хорошую работу, достойную заработную плату, удовлетворить свои духовные потребности. Основное преимущество женщины с высшим образованием сегодня – это:

- возможность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым;

- самостоятельно содержать  своих детей;

- передавать свои полученные  знания подрастающему поколению.

Зависимость женщины  с высшим образованием от мужчины  минимальная.

Обычно работа для  женщины без образования предполагает не только тяжелые физические условия труда, но и мизерную заработную плату.

9.Насилие над женщиной  в семье и обществе как социальная  проблема.

Насилие — это преступление против человека, его унижение. Это нарушение его права на свободу. Проблема насилия над женщиной во все времена была актуальной. Женщины подвергаются насилию не только в семье, но и в обществе. При помощи насилия женщин вынуждают занимать подчиненное по сравнению с мужчинами положение в сфере экономики, политики, общественной жизни. Унижается их достоинство, ограничивается свобода и нарушается право неприкосновенности личности.

Декларация является первым международным документом, давшим широкое толкование термина "насилие  в отношении женщин". Оно означает любой акт насилия как в  общественной, так и в личной жизни, совершенный на основании полового признака и причиняющий или способный причинить физический или психологический ущерб. Угроза совершения таких действий, принуждение или произвольное лишение свободы также являются актами насилия.

Насилие, согласно Декларации, является нарушением основных прав и  свобод женщины, таких, как право  на жизнь, на равенство, на личную неприкосновенность, на равную защиту в соответствии с  законом, на сохранение здоровья, на справедливые и благоприятные условия труда, право не подвергаться в какой-бы то ни было форме дискриминации и не быть объектом пыток или жестокого, бесчеловечного, унижающего достоинство обращения.

Таким образом, насилие  несовместимо с принципами демократического государства, основанного на идеалах справедливости и законности.

Конституция Российской Федерации также провозглашает  право всех граждан на жизнь без  насилия. В ст. 19 сказано: "...мужчина  и женщина имеют права и  свободы, а также равные возможности  для их реализации". "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию" (ст. 21, п. 2).

Как показывает опыт многих стран, женщины могут подвергаться в семье и обществе самым разнообразным  видам насилия.

Физическое насилие проявляется в нанесении женщине физического ущерба, причинении боли. Физическое насилие разрушительно влияет на физическое и психическое состояние женщины (депрессия, тревожность, чувство изолированности, низкая самооценка).

Сексуальное насилие представляет собой половой контакт вопреки желанию женщины и может иметь различные формы: от навязанных сексуальных прикосновений до изнасилования. Известен еще один вид насилия — психологический, когда в этих целях применяются различные приемы, подрывающие веру женщины в себя, такие, как насмешки, оскорбления, унизительные сравнения, грубость, угрозы изоляции или физического насилия, запрещение общаться с родственниками, критика чувств, убеждений, действий, проявление ревности. Экономическое насилие проявляется в виде материального давления, запрета женщине устроиться на работу, лишения или угрозы лишения финансовой поддержки, полного контроля за расходами.

К видам насилия можно  отнести также запугивания женщин на работе, в учебных заведениях, других местах, торговлю женщинами и принуждение к проституции. Недостаток статистических данных в этой области не позволяет государству объективно оценить масштабы этого явления.

Насилие в отношении  женщин существует во всех социальных группах, независимо от материального и социального положения, возраста, национальности и сексуальной ориентации.

Домашнее  насилие — это уголовно наказуемое преступление. Во многих странах юристы и адвокаты, специализирующиеся на защите прав женщин, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди всех видов преступности; 80% всех преступлений, связанных с насилием, совершаются дома, в кругу семьи.

Информация о работе Гендерология и феминология как науки