Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:17, доклад
Он родился в Петербурге, в дворянской семье, детство провел в Харькове. Получил медицинское образование, характерное для его семьи (брат Л.И. Мечникова, И.И. Мечников был знаменитым врачом и биологом). Знал более 10 иностранных языков. Служил переводчиком, торговым агентом в странах Ближнего Востока, что позволило ему детально изучить их историю и использовать полученные материалы при написании главного труда жизни — «Цивилизация и великие исторические реки» (опубликована после смерти автора сначала на французском языке, почти через 10 лет — на русском). Мечников много путешествовал, участвовал в революционной борьбе гарибальдийцев в Италии.
В трудах Е. В. де Роберти все общественные явления представлены в виде четырех групп, которые в своей совокупности охватывают все многообразие надорганического: 1) индивидуальные знания, их передача и обмен; 2) общие верования и убеждения; 3) эстетические категории и эстетические чувства; 4) практические идеи. Любые явления и события социальной жизниГсчитает ученый, в конечном счете сводятся к этим четырем категориям, между которыми существуют отношения тесной взаимозависимости. /Сумма знаний, которой владеет конкретная социальная группа, воздействует на ее верования, на ее философские идеи, в результате чего формируется та или иная идеология. Последняя оказывает влияние на развитие искусства, под воздействием которого (а через него — и всей цепи социокультурных факторов совершаются преобразования в практической сфере. Суммарный итог всех этих изменений — качественно новое состояние общества или смена социального строя.
На основе приведенной классификации фактов построена концепция социального знания Де Роберти. Ее основные положения он формулирует следующим образом: переход от жизни к общественности совершается посредством преобразования. индивидуального опыта в коллективный; коллективный опыт, расширяясь набирает силу, побеждает пространство и время; мир становится нашим представлением о нем благодаря тому что общественность порождается коллективным опытом и совпадает с ним; для социолога традиция более существенна, чем подражание. конечным Продуктом преобразования мира является конечная идея.
Полноценным реальным участником исторического процесса де Роберти признает лишь социализированную личность. Будучи сама продуктом длительного развития общественности, она является главным двигателем этико-социальной эволюции.
Таким образом, существенным концептуальным моментом биосоциальной концепции де Роберти является практическая деятельность людей как последняя функция знания в любых его формах. Идея практической реализации результатов работы социолога пронизывает все творчество ученого. Процесс познания, вся духовная жизнь людей рассматриваются им как основа любых форм социальной жизни. Ученый постоянно подчеркивает свою главную мысль: в духовной деятельности, и прежде всего в процессах научного познания, представлены те сгустки социальной энергии, в форме которых в каждую эпоху в спрессованном виде фиксируются достижения предшествующих поколений. Все моменты жизни индивида, группы, общества в целом освещает разум, чем и обеспечивается движение человечества к вершинам цивилизации
Выстроив из отвлеченных категорий некий единый эволюционный ряд, де Роберти надеялся таким образом объяснить все эволюции человечества. Эта попытка потребовала создания специального понятийного аппарата: «психофизическое взаимодействие», «личность», «общественная группа», «цивилизация», «аналитическое знание», «религиозные и философские синтезы», «практическая работа (труд)» и другие используемые им термины определили тот контекст, в котором, по его мнению, должно идти развитие соответствующих новых технологий.
В теории де Роберти оказались переосмысленными предмет и задачи социологии. Последнюю он определяет как науку о культуре. А основой исторического движения социального прогресса, как считает ученый, является развитие мысли. Наука, искусство, религия и философия составляют ядро социологии, ее первостепенные факторы. А такие дисциплины, как теория познания, эстетика, этика, которые занимаются изучением этих факторов, есть составные части социологии. К числу областей собственно социологических де Роберти относил историю науки, генезис религиозного и философского знания, принципы новой теории познания и миропонимания. Будущее социологии он связывал с построением теории эстетического отношения общества к природе, с изучением истории техники исходя из предельно широкого понимания последней: история промышленности, политики, управления, судопроизводства и т. д., т. е. имея в виду любые технологии)^ Цель научной социологии виделась ему в формировании способов целесообразного поведения. Ученый предвидел, что в процессе дальнейшей смены поколений интеллектуальная мощь человека будет усиливаться и власть общества над природой, соответственно, возрастать. Будет расти и власть человека над собственным поведением, а это предполагает постоянное совершенствование самосознания и самодисциплины. Источниками социальной энергии будут служить все виды знания. В случае замедления или остановки в развитии знания возможен застой и даже регрессивное движение.
В социологии Е. В. де Роберти есть много такого, что отвечает запросам современного знания. Поэтому его научное наследие нуждается в самом серьезном всестороннем изучении.