Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:24, доклад
Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г. Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе - наоборот - оно существует для блага своих членов.
Герберт Спенсер в Принципах социологии / The Principles of Sociology 3 vol., 1876-1896 рассматривает ряд аналогий между биологическим и социальным организмом, а именно:
«1) общество как биологический организм, в отличие от неорганической материи, на протяжении большей части своего существования растёт, увеличивается в объёме (превращение маленьких государств в империи);
2) по мере роста общества
его структура усложняется
3) как в биологических,
так и в социальных организмах
прогрессивная структура
4) как в обществе, так
и в организме в ходе эволюции
происходит специализация
5) в случае расстройства
жизнедеятельности общества
Аналогия общества с организмом
позволила английскому
1) поддерживающую, обеспечивающую
производство источников
Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г. Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе - наоборот - оно существует для блага своих членов.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Оно, по сути дела, заложило основы будущего системного и структурно-функционального подхода к изучению общества. Анализируя социальную структуру общества, Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные».
Социологическая теория Э. Дюркгейма
Социологическая теория Э.
Дюркгейма Современная
К «социальным фактам» он относил, прежде
всего, «коллективные представления»,
т.е. традиции, обряды, обычаи, правила
поведения человека. Указанные явления
существуют объективно и независимо от
индивида, они принудительно воздействуют
на него, заставляя вести его определенным
образом.
Философской основой методологии Э. Дюркгейма
явился так называемый социологизм, представляющий
из себя разновидность социального реализма,
исходящего из признания объективного
существования духовной жизни. Э. Дюркгейм
полагал, что общество есть реальность
особого рода, не сводимая ни к своим природным,
биологическим основам, ни к психике индивида.
Архаическое (простое) общество или группа
характеризуется механической солидарностью
людей индивидуальные сознания полностью
растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется
органической солидарностью людей предполагается
наличие разделения труда и специализации
видов деятельности, порождающие функциональную
зависимость индивидов, а также потребность
и необходимость в совместном труде.
Чем примитивнее общество, чем больше
люди похожи друг на друга, тем выше уровень
принуждения и насилия, ниже ступень разделения
труда и разнообразия индивидов. Чем больше
в обществе разнообразия, тем выше терпимость
людей друг к другу, шире базис демократии.
Человек это двойственная реальность,
homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют
и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
Общество это реальность особого рода,
элементарными «кирпичиками» которой
выступают социальные факты образцы поведения,
оказывающие на индивида внешнее, принудительное
воздействие и имеющие объективное существование.
На раннем этапе из коллективного единомыслия
выделяется воля одной личности вождя.
Только он мог бросить вызов общественному
мнению, заявив о начале новой исторической
эпохи.
Далее происходит формирование целого
слоя людей бигменов (племенная аристократия),
располагавших значительными богатствами,
политическим весом и собственными интересами.
Наметившиеся в обществе глубокие перемены
5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до
н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись
лишь после 3-х великих революций: английской,
французской и американской.
Гражданское общество закрепило историческое
право народа иметь собственность и право
личности выражать собственное мнение.
Признание общества в качестве субстанции
особого рода он обосновал ссылкой на
специфику группового сознания и группового
поведения: «Группа думает, чувствует,
действует совершенно иначе, чем делали
бы его члены, если бы они были разъединены».
Ядро социологической теории Э. Дюркгейма
образует теория «социальной солидарности».
Анализируя эволюцию общества, он выделял
два основных типа социальных связей:
1. «механистическую солидарность» и 2.
«органическую солидарность». Прототипом
первого является архаическое общество,
в котором действия и поступки людей однородны,
подобны поведению молекул в механическом
агрегате. Такое общество стремится целиком
подчинить себе индивида, полностью детерминировать
его сознание и поведение.
В современном обществе социальная солидарность
обеспечивается общественным разделением
труда и экономическими взаимосвязями
индивидов, индивид существует в значительной
степени независимо от такого общества,
что обеспечивает индивиду свободу и автономию
от него.
Социальные факты образцы действий, способы
мышления и чувствования существующие
вне индивида (то есть объективно) и обладающие
по отношению к нему нормативно-принудительной
силой.
Социальные факты подразделяются в свою
очередь на факты коллективного сознания
(идеи, чувства, легенды, верования, традиции)
и морфологические факты, обеспечивающие
порядок и связь между индивидами: численность
и плотность населения, форма жилища, географическое
положение и т. д.
Факты коллективного сознания включают
следующие классы явлений: общие идеи
и чувства, моральные максимы и верования,
моральные нормы и юридические кодексы
поведения, экономические мотивы людей
и интересы людей.
По степени консолидации людей различаются
структурные (анамические) факты, институциональные
факты и социальные течения, проявляющиеся
в формировании и реализации общественного
мнения.
Различные типы фактов лежат в основе
образования социальных форм: простое
(или сложное) общество, которым соответствуют
механическая и органическая солидарность
людей.
Переход от одного состояния общества
к другому сопровождается существованием
определенного переходного периода - аномии.
Для этого периода характерно ослабление
моральной регуляции поведения, неэффективность
деятельности основных социальных институтов.
Противоречия, свойственные капитализму
XIX века, будут преодолены на более зрелой
ступени его развития, когда будут ликвидированы
негативные последствия общественного
разделения труда и социальная аномия,
полагал Э. Дюркгейм.
Он разработал социологию самоубийств.
Решающую причину самоубийств Э. Дюркгейм
видел в характере социальной среды, т.е.
степени и интенсивности коллективных
связей и механизмов социальной интеграции.
Чем выше уровень интеграции в обществе,
тем ниже уровень самоубийств: у католиков
он ниже, чем у протестантов, в городах
выше, чем в сельской местности.
Э. Дюргейм считал, что источником веры
является само общество, которое не может
существовать без религии или ее современных
разновидностей - идеологий, так как именно
религия выражает абсолютные ценности
общества, является объектом поклонения
людей.
Социологическая теория М. Вебера
Социологическая теория М. Вебера возникла
на волне антипозитивистской реакции,
представители которой
По мнению М. Вебера, социология должна
учитывать субъективные аспекты социально-исторических
явлений, т.е. интересы, потребности и цели
человеческой деятельности, но, в то же
время, она не может игнорировать присущие
научной методологии требования объективности
и эмпирической проверяемости.
Социология должна быть ценностно-нейтральной
наукой, а ее главная задача заключается
в том, чтобы понимать смысл и значение
человеческих действий и с учетом их раскрывать
причинные законы развития общества.
Признавая специфику социального познания,
М. Вебер стремился выработать адекватную
ему методологию и логику формирования
понятий, что нашло свое выражение в разработанном
им методе идеальных типов. Согласно М.
Веберу, идеальный тип есть продукт творческого
воображения, который создается путем
идеализации и мысленного синтеза наиболее
значимых, с точки зрения ученого, аспектов
изучаемого явления. Идеальный тип не
является отражением действительности,
скорее он противостоит ей как утопическая
конструкция. Он давал возможность понять
эмпирическую реальность путем соотнесения,
сравнения ее с идеальным типом. М. Вебер
выделял две разновидности идеальных
типов: историческую, используемую для
анализа уникальных исторических конфигураций
(феодализм, христианство, конфуцианство
и т.д.) и социологическую, куда он включал
разработанные им типы социального действия.
Придерживаясь номиналистической точки
зрения на общественную жизнь, он полагал,
что все социальные явления, в конечном
счете, складываются из различных сочетаний
индивидуальных действий, и любая попытка
рассматривать общие понятия, такие как
государство, общественно-историческая
формация и другие, в качестве реальных
исторических сущностей является ошибочной.
Поэтому понимание смысла и значения человеческих
действий есть исходная предпосылка социологического
исследования.
М. Вебер выделял четыре основных типа
социальных действий:
1) целерациональный, в котором имеют место
соответствие целей и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором действие
совершается ради какой-то ценности;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных
реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии
с традициями и обычаями.
М. Вебер утверждал, что в процессе развития
мировой цивилизации имеет место усиление
рационалистических начал в жизни общества.
Изучение рациональности как ведущей
тенденции западноевропейского капитализма
явилось главной темой его основной работы
"Протестантская этика и дух капитализма".
В этой работе он показал, что возникновение
капитализма в Европе имело не только
социально-исторические предпосылки,
но и духовные истоки, среди которых важнейшая
роль принадлежала протестантской религиозной
этике, внушающей человеку ценности бережливого
и рачительного труда.
Большой вклад внес М. Вебер в развитие
политической социологии, выделив три
типа господства: харизматический, основывающийся
на аффективном действии и слепой вере
в вождя; традиционный и бюрократический,
которые соответствуют трем типам социального
действия: аффективному, традиционному
и целерациональному.
М. Вебер заложил основы современной теории
социальной стратификации, которая является
попыткой преодолеть ограниченность марксистской
концепции экономической стратификации.
Он полагал, что не только экономический
фактор в виде собственности, но и политический
фактор (власть) и статус (престиж) могут
рассматриваться в качестве критериев
социальной стратификации, вследствие
чего она становится многомерной.