Герберт Спенсер в Принципах социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 07:24, доклад

Описание работы

Проводя аналогию между обществом и биологическим организмом, Г. Спенсер не отождествлял их полностью. Напротив, он указывает, что существуют определенные различия между биологическим организмом и процессами общественной жизни. Главный смысл этих различий Г. Спенсер видел в том, что в живом организме элементы существуют ради целого, в обществе - наоборот - оно существует для блага своих членов.

Файлы: 1 файл

Герберт Спенсер.docx

— 31.59 Кб (Скачать файл)

Ограничение предмета социологии «чистыми формами» обобществления служит основанием для определения социологии Зиммеля  как «формальной» или «чистой». Социология должна изучать чистые социальные формы, она есть «исследование форм обобществления». Это определение он оценивал как  свою главную заслугу в деле обоснования  социологической науки. Он подчеркивает чисто формальный характер социологии, которая, по его мнению, исследует  формы взаимодействия как таковые, абстрагируясь от специфического материала  их причин, целей, результатов, составляющих «материю, содержание» социальных процессов  и выступающих носителями этих форм. Зиммель не дает строгого определения  формы, описывая ее как «унификацию» материала, как его «целостность», которая преодолевает изолированность  его частей. Чистые формы многократно  воспроизводятся, наполняясь содержанием. Сложность и диалектика связи  формы и содержания выражается в  том, что одна и та же форма может  быть наполнена разным содержанием, а одно и то же содержание выступать  в разных формах.

Зиммель не составил какой-либо классификации  или системы чистых форм обобществления, но оставил множество акцентов тех  или иных форм. Выделяя такие формы  как образование партий, подражание, мода, формирование классов, возникновение  иерархий, подчинение, разделение труда, выборность, солидарность, враждебность, бедность, свобода, отчуждение и другие, он особое значение придавал таким  формам как пространство, время, рациональность, деньги, количество. Он пишет, что если предметом социологии являются формы  обобществления, то нужно рассмотреть, как они образуются. Обобществление начинается с появления второго  человека. Союз между двумя есть самый тесный. Так спартанцы избирали двух царей, римляне – двух консулов, ирокезы – двух вождей. Примером союза двух служит моногамия и  дружба. С вступлением в союз третьего получается собственно социальная формация. С этого момента начинается дифференциация, разделение на партии. Вступление в союз четвертого индивида уже почти не изменяет характера соединения. Из положения третьего может быть два следствия: «tertiusgaudens» и «divideetempera». Числа десять и сто также играют социологическую роль, которая известна правительствам (1902: 42-43). Отсюда возникают диады и триады как повторяющиеся формы социальных интеракций или отношений в чистой социологии Зиммеля.

 

 

Диады и триады Зиммеля  развивают Кантовскую идею плюрализма в области социологии и выражают ее определенную многомерность, т.е. многомерность, ограниченную тем или иным числом, а не безмерную многомерность. Множество  форм обобществления может быть понято как совокупность ролевых структур в системе действия социального  индивида. Эта идея нашла свое развитие в структурном функционализме, во многих теориях социального действия и интеракционизма. Этой идее близка также теория «идеальных типов» М.Вебера. (В последних работах Зиммель  часто заменяет «форму» на «тип»). Все это свидетельствует о  плодотворности формальной социологии Зиммеля при всех ее принципиальных ограничениях и недостатках.

 

Карл Маркс

Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учение К. Маркса — идея материалистического понимания  истории. С точки зрения К. Маркса, решающим структурно-образующим элементом  всей системы общественных отношений  выступают материальные производственные отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения  материальных благ. Их особенность  сострит в том, что, они складываются независимо от общественного сознания. Совокупность производственных отношении  составляет экономическую структуру  общества, реальный базис, над которым  возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации  и учреждения (государство, партии, церковь и др.). Категории базис  и надстройка раскрывают диалектическую взаимосвязь всех общественных явлений  и отношений. Базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Таким  образом, надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. Например, социально-классовая структура  общества, государство и его органы, политические партии и другие институты  определяются в конечном счете отношениями  собственности — главной стороной производственных отношений. Изменения  в базисе постепенно влекут за собой  и изменения всех элементов надстройки. Вместе с тем, К. Маркс отмечал, что  надстройка со своей стороны активно  воздействует на базис. В любом классовом  обществе базисные отношения закрепляются всей мощью государства и других политических организаций, а также  господствующей идеологией.  
 
Важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в теории К. Маркса через учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая. формация — важнейшая категория марксовой теории, отражающая исторически определенную ступень развития человеческого общества. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Последующие формации базируются на частной собственности на средства производства, а отношения в них носят антагонистический характер. "Подлинная" история, человеческого общества должна наступить с утверждением коммунистической формации, основу общественных отношений которой будет составлять единая общественная собственность на основные средства производства. Для коммунистической формации характерно исчезновение классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведет к осуществлению полного социального равенства, Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям.  
 
Переходит одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция — это не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования — это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующими и угнетенными классами. "Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений.  
 
Исследуя проблему, классов и классовой борьбы, К. Маркс показал, что существование классбв связано лишь с определенными фазами развития производства, причем каждый тип организации общества имеет свою классовую структуру. Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности. История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов. Классовая борьба является главной движущей силой общественного развития, которая закономерно ведет к установлению диктатуры пролетариата, цель которой — уничтожение всяких классов и создание бесклассового коммунистического общества.  
 
Творчество К. Маркса оказало огромное воздействие на самые разные стороны социологического знания. Учение К. Маркса о роли материальных условий и факторов в общественном развитии, разработка проблем классов и классовой борьбы, социальной революции и политической власти внесли существенный вклад в развитие таких наук, как экономическая социология, социология политики, социология конфликта и др. Выдающийся вклад в развитие указанных наук внёс М. Вебер, на формирование мышления которого оказали влияние работы К. Маркса.


Информация о работе Герберт Спенсер в Принципах социологии