Государственная идеология как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Сам вопрос о феномене идеологии обсуждается уже более 200 лет. В нашей стране он особенно остро встал в повестку дня общественно-политической жизни после провозглашения государственного суверенитета БССР и ее переименования в Республику Беларусь. Одновременно с этим возникла масса вопросов, суть которых следующая. Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Ответы на них и составляют содержание идеологии нашего государства.

Файлы: 1 файл

Государственная идеология как социально-политический феномен.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Министерство

здравоохранения Республики Беларусь

Уо «Витебский государственный Ордена дружбы народов медицинский университет»

Кафедра «Социально-гуманитарных наук»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Государственная идеология как социально-политический феномен»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

витебСК

2011

 

Содержание

 

 

Введение

 

Основа развития любой  страны мира - общие идеи, ценности, взгляды, представления большей части граждан, проживающих на одной территории. Они разные у белорусов и китайцев, египтян или узбеков. Средства и пути реализации ценностных ориентаций и убеждений также различны, они зависят от истории развития того или иного народа, складывавшихся веками стереотипов его мышления и поведения. Но факт остается фактом - система фундаментальных идей и принципов определяет характер жизнедеятельности каждого народа.

Сам вопрос о феномене идеологии обсуждается уже более 200 лет. В нашей стране он особенно остро встал в повестку дня общественно-политической жизни после провозглашения государственного суверенитета БССР и ее переименования в Республику Беларусь. Одновременно с этим возникла масса вопросов, суть которых следующая. Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Ответы на них и составляют содержание идеологии нашего государства. [4]

 

 

1. Идеология - атрибутивный признак государства

 

Идеология является своеобразным духовным основанием политики. Своевременно сформулированные идеи, идеологические доктрины позволяют разрабатывать адекватные подходы к оценке социальных процессов, к определению текущих и перспективных целей политики.

Политика и идеология  тесно связаны: политика привлекает на свою сторону людей, основываясь  на интересах, идеология привлекает, используя идеи и общественные идеалы. В совокупности они выступают как созидательная сила, мобилизующая людей на реализацию поставленных целей.

Действительно, ни одно общество на земле не существует без своего, только ему одному приемлемого свода идей, ценностей, норм и представлений, лежащих в основе организации его жизнедеятельности. Государство без идеологии, равно как и без территории, населения и института власти, не может ни существовать, ни развиваться. Это означает, что идеология является непременным атрибутом государства.

Исторический путь развития народа сильно влияет на выбор принципов  организации и жизнедеятельности  его государства. Иными словами, цивилизационными особенностями общности, ее реальным положением в существующей действительности решающим образом  определяется содержание ее национально-государственной идеологии.[4]

Существует такая специфика  политической идеологии, как предельно  жесткая функциональная зависимость  составляющей ее содержание системы  идей, ценностей и представлений  от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти.

Внешними формами выражения  государственной идеологии выступают  как единичные идеи, ценности, цели и представления, нормы и установки, так и сложно-составные построения -социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. И каждую отдельно взятую идею и любую социально-политическую доктрину можно рассматривать в качестве элементов государственной идеологии. Государственная идеология всегда есть более высоко организованная по сравнению с частными идеологиями совокупность идей. Характеристика государственной идеологии предполагает выяснение возможных подходов к систематизации её содержания.

Общепринятым подходом к систематизации всей совокупности идей, ценностей и представлений, составляющих идеологию того или иного государства, является их группирование по основным сферам жизнедеятельности общества. Полученный таким образом ряд можно назвать составляющими элементами государственной идеологии. В качестве таковых можно рассматривать идеи, ценности, нормы и представления культурно-исторического, политического, экономического и социогуманитарного характера.

 

2. Понятия национальной, государственной и национально-государственной идеологии. Определение понятия «идеология белорусского государства»

 

Существует довольно большое количество определений  идеологии, которые отличаются, в  частности, оценкой обозначаемого  им феномена.

Сам феномен идеологии  в современном смысле этого слова возник в Новое время. Тогда появились разные группы людей, которые отстояли в жестокой борьбе право на собственные взгляды, на реализацию собственных интересов, на борьбу за приоритет своего выбора. Поэтому народы, вступившие на индустриальный путь развития, восприняли идеи народовластия, прав и свобод человека, разделения властей, свободы совести, слова, собраний и целый ряд других фундаментальных положений относительно их общественного бытия. К таким народам в начале ХХ века относились и мы, белорусы. Другие народы, например Африки, которые в большинстве своем находятся на доиндустриальной стадии общественного развития, восприняли указанные идеи достаточно поверхностно, в их мышлении и представлениях о том, как должно быть устроено общество, доминирующую роль играют веками складывавшиеся традиции. [1].

Термин «идеология»  появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный  оборот в начале XIX века французский  философ Дестют де Траси в своем  труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абст¬ракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спеку¬лятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс  также использовали тер¬мин идеология  для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеоло¬гических конструкциях в самодовлеющую силу, первич¬ную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни [5].

Идеология – это система  взглядов, идей и понятий, в которой  концентрируются отношения собственности, отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Идеология оказывает активное влияние на развитие общества, ускоряя или тормозя его.

Понятия «идеология»  и «политическая идеология» употребляются  как взаимозаменяемые. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств.

Политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов.

Государственная идеология  одновременно формируется с образованием государства. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем является народ.

Государственная идеология  – это целостная, систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления.

Наша национальная идеология  стала зарождаться с того момента, когда белорусы сформировались как особая этническая общность и когда они стали осознавать себя в качестве особой нации. Закономерным итогом развития самосознания белорусской общности стала мысль о том, что "мы, белорусы, есть особый народ, особая нация, в силу чего вправе самостоятельно определять свою судьбу". Эта мысль представляет собой первоначальную, исходную или базовую идею нашей национально-государственной идеологии. В принципе даже можно точно назвать дату, когда эта мысль была впервые произнесена - 1884 год. Именно тогда впервые в литературных источниках мы обнаруживаем утверждение о том, что белорусы есть особый народ, имеющий полное право на самостоятельное государство. Эту мысль высказали белорусские народники - члены партии "Народная воля". Обсуждению этой проблемы они посвятили два номера журнала "Гомон". На поставленный вопрос "Кто такие белорусы?" они дали четкий ответ: "Мы - нация, или особый народ, имеющий право на почетное место среди других народов" [4].

идеология доктрина плюрализм

3. Роль идеологии государства в жизнедеятельности общества

 

Мировой опыт показывает, что от идеологической работы не отказывалось ни одно государство, потому что для  созидания, осуществления преобразований в стране всегда нужны люди, приверженные выдвигаемой концепции, идеалу, воззрению.

В чем ценностный смысл государственной  идеологии?

Во-первых, она дает представление  населению о направлении движения общества и государства, о смысле государства, так как предполагает формирование общих принципов существования  государства, его политики, разделяемым  большинством данного общества. Для  населения это может звучать как ответы на вопросы: кто мы? зачем мы? куда держим путь? Только имея ответы, может быть сформулирован конкретный образ ближайшего и отдаленного будущего – не только желаемого, но и, коль скоро это реалистический идеал, практически осуществимого. Таким образом, идеология становится движущей силой общественного развития, выступает как инструмент политической мобилизации общества. В этом ее ключевой прикладной аспект. Примеров, когда те или иные ценности на достаточно длительный период становились и мобилизационным, и интегрирующим началом национальной жизни много. Скажем, такие части идеологии, как свобода и равенство в революционной Франции, идея национального единства в Германии XIX в., идея коммунизма при жизни нашего поколения. Насколько они разделялись всей нацией - вопрос другой. Но их мобилизующая сила доказана исторически.

Во-вторых, государственная  идеология связана с легальностью власти. Идеи, находящие поддержку  у населения повышают ее легитимность и легитимацию, усиливают государственную власть и, соответственно, увеличивают эффективность общественных и государственных преобразований. Поэтому государство не было бы государством, если бы не владело той или иной пропагандистской машиной, тем или иным орудием воздействия на массы и массовое сознание для укрепления выбранной им идеологии. Идеология – это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому никакое государство не может быть неидеологическим длительный период.

В-третьих, идеология  нужна не только государству, но и  населению. Идеология не просто совокупность определенных идей. Это система воззрений  на мир, общество и человека, государство  и человека, система, определяющая ту или иную ценностную ориентацию (это – хорошо, это – плохо) и линию поведения. Ее отсутствие ведет к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в обществе, и, как следствие, социальная реальность для некоторых оказывается лишенной смысла, а будущее выглядит неопределенно. [1, 3].

 

4. Функции государственной идеологии

 

Идеология белорусского государства представляет собой  сложноорганизованную систему, поскольку  каждый из ее компонентов может сам  рассматриваться как система.

Идеология белорусского государства представляет собой  в общем плане упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития.

На политическом уровне идеология обретает форму идеологической доктрины. Белорусская идеологическая доктрина является мировоззренческой основой идеологии белорусского государства в современных конкретно-исторических условиях. Формой существования нашей идеологической доктрины является национальная идея. Основным содержанием белорусской национальной идеи являются такие фундаментальные понятия, как: общечеловеческие христианские ценности, национально-государственное самосознание, гражданственность, патриотизм. [2].

До тех пор, пока в  стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе находящиеся  на начальных этапах политической социализации, будут совершенно по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие «это их правительство». Без единства общества, без гармонизации его интересов невозможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопределенности люди даже в одной социальной среде придерживаются порой разной политической ориентации. Как нам видится роль идеологии как раз и состоит в обеспечении целостности политического сообщества, в обеспечении интеграции.

Информация о работе Государственная идеология как социально-политический феномен