Государственная идеология как социально-политический феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Сам вопрос о феномене идеологии обсуждается уже более 200 лет. В нашей стране он особенно остро встал в повестку дня общественно-политической жизни после провозглашения государственного суверенитета БССР и ее переименования в Республику Беларусь. Одновременно с этим возникла масса вопросов, суть которых следующая. Кто мы, белорусы, есть? Почему мы именно такие? Каковы наши ценности и идеалы? Каково наше положение в существующей действительности? Почему мы именно так, а не иначе устраиваем свое бытие? Каковы наши цели и устремления? Какими путями мы будем их достигать? Ответы на них и составляют содержание идеологии нашего государства.

Файлы: 1 файл

Государственная идеология как социально-политический феномен.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно идеология  как важнейший ключевой элемент  политической системы и политической жизни общества выполняет в нем  целый ряд значимых функций.

Прагматичная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Каждая идеология опирается на свою систему ценностей - политических, экономических, правовых, моральных, эстетических, культурных и т. п. Различия между идеологиями обусловлены именно ценностными ориентациями составляющих частей общества. Функция проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике.

Познавательная функция.

Люди, имеющие сходные  политические убеждения, для достижения своих целей сплачиваются в политическую организацию. Часто такие группы единомышленников превращаются в устойчивые социальные общности людей со своей традицией, чертами поведения, особым мировосприятием и даже со специфическим языком, не всегда понятным посторонним. Политические убеждения часто можно установить по его внешнему виду, например, по ношению определенных элементов одежды, значков или других символических знаков, особой прическе, а также по использованию особой лексики.

Мобилизационная функция.

Предлагая идеал более  совершенного общества, политическая идеология мобилизует общество, социальные группы на реализацию этого идеала. Наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, политическая идеология задает ему такую знатность, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальна или групповой интерес. Политическая идеология противостоит частным интересам и тем самым выступает интегрирующим фактором. Выражается в том, что включая в себя основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности, власти, идеология задает систему смыслов и ориентации человеческой деятельности.

Она показывает политические цели, которые надо достигнуть для  торжества своих ценностей. В  свою очередь, эти цели и способы их реализации, нуждаются в изложении их в специальном документе - политической программе.

Данная функция идеологии сплачивает определенную социально-политическую общность, формирует политическое сообщество [2].

 

5. Идейный плюрализм гражданского общества и национально-государственная идеология

 

Идея гражданского общества получает свое практическое воплощение в форме гражданской рациональности – системы устойчивых, общепринятых представлений об этом реально существующем обществе, которые однозначно понимаются и разделяются большинством его членов. На этой стадии усиливаются такие признаки и факторы, как рационально-критическое отношение к социальной действительности – идейный плюрализм, сосуществование различных установок и жизненных стратегий людей и др.

В идеологии плюрализм  по содержанию означает возможность бесцензурного, беспрепятственного обсуждения социально-политических проблем при достаточном уровне информированности участников и открытости пространства идеологического взаимодействия. Плюралистическая форма деятельности характеризуется инновационностью. Главная задача плюралистичного сознания – поиск основ и форм для минимизации конфликтности современного мира. Плюралистичное сознание активно разрабатывает проблему ненасильственного, культурно-экологического мира.

Геополитическая ситуация сложившаяся в современном мире доказывает необходимость идеологии как важнейшего элемента формирующего вектор национально-государственного развития. Идеология сохраняет общество в качестве целостного самостоятельного субъекта истории (как государство), поэтому она является безусловным благом. Идеология выступает здесь как объективный фактор государственного бытия: в её лице весь комплекс общественно-исторических ценностей (духовных, мировоззренческих, нравственных и т.д.) соединяется в целостную систему общественно-государственной идентичности, отражающей облик нации на данном этапе истории. В этом отношении идеология есть форма самосознания общества на стадии государственности. Более того, идеология возникает в момент превращения народа в нацию, и наоборот деидеологизация нации превращает её в народ.

Особенно важно осознать, что государство – это социальный организм, и именно идеология определяет его целостность, являясь связующим  смыслом и содержанием общественной жизни. При этом идеология как  форма государственного самосознания всегда конкретна, однако при этом никогда не остаётся неизменной, будучи всегда привязанной, к динамике исторического процесса в его политической, экономической и мировоззренческой проекциях. В этом отношении идеология есть то, что держит нацию на плаву истории, определяет адекватность и подвижность её исторического бытия.

 

 

Заключение

 

Как бы ни были важны в  политической жизни феномены политической психологии и массового сознания, идеология занимает одно из ведущих  мест в политической деятельности. Вопрос о соотношении идеологии, социально-политической и духовной жизни в настоящее время приобрел острую форму.

История еще не знает  ни одной политической системы, которая  бы не была связана с идеологическими  ценностями. Каким образом и насколько успешно будет проходить дальнейшее развитие общества, в конечном счете зависит от степени разработанности политической социализации каждого гражданина, от политической воли, ценностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. В этом смысле идеология является тем содержательным (смысловым) компонентом политического управления.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Основы идеологии белорусского государства: История и теория. Учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 2-ое изд./ С.Н.Князев и др. – Мн., 2006.
  2. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства. - Мн., 2004.
  3. Мельник В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. - 6-е изд., испр. - Минск: Выш. Шк., 2008. – 543 с.
  4. Официальный сайт академии при Президенте РБ www.pac.bу.
  5. Информационный портал http://ru.wikipedia.org

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Государственная идеология как социально-политический феномен