Государственная молодежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Государственная молодежная политика — важнейшее направление идеологической деятельности государства. Как социально-демографическая группа молодежь является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими особенностями, ценностями и интересами. Студенческая и рабочая молодежь, сельская и городская, семейная и несемейная — все эти группы внутри молодежи имеют не только общие, но и специфические потребности и интересы.

Содержание работы

Введение
1. Государственная молодежная политика: содержание, цели, задачи 2
2. Особенности международных и республиканских молодежных общественных объединений в РБ 3
3. Международный опыт в сфере государственной молодежной политики 7
4. Проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь 9
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

Контр. раб. по соц. мол..doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

2 ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РБ

Государство стремится существенно улучшить положение в здравоохранении, образовании и культуре — в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения. В сложном положении оказалась молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические трудности. Все еще имеет место социальное сиротство. Сегодня возрастает необходимость усиления государственного влияния на процессы формирования молодого поколения. Особое значение приобретает молодежная политика, которая становится важней-шей частью социально-демографической политики государства и важнейшим направлением его идеологической деятельности. [10, c.2]

В РБ молодежная политика осуществляется на правовой основе. В настоящее время осуществляется программа «Молодежь Беларуси», которая принимается каждые 3 года. Главную роль в осуществлении молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования. Основными направлениями молодежной политики являются: Профориентация. Трудоустройство молодежи. Поддержка молодой семье и развитие центров содействия семьи в решении возникающих проблем. Государственная поддержка наиболее одаренной учащийся и студенческой молодежи, которая выражается в назначении повышенных стипендий, выплат денежных премий в том числе и победителям олимпиад государственного и международного уровней. Работа, со стороны государства и общественных организаций, направленная на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией. Содействие медицинским обслуживанием для сохранения репродуктивных функций женщин. Развитие системы физкультуры и спорта. [11, c.1]

В Беларуси осуществляют деятельность 13 международных молодежных общественных объединений и 1 международный молодежный союз общественных объединений; 62 республиканских молодежных общественных объединения и 2 молодежных союза общественных объединений.

Направленность  на целевую группу «дети» выявлена для половины международных и ¼ республиканских общественных объединений. Направленность на другие целевые группы для международных организаций выявлена в одном случае — на группы «пожилые» и «инвалиды». Среди молодежных республиканских организаций следует отметить организации инвалидов (не менее 3), женские организации (не менее 2) и организация национальных меньшинств (в ходе анализа выявлена 1). Половина молодежных международных организаций осуществляют благотворительную деятельность и деятельность по социальной защите детей и молодежи. [11, c.5]

В международном молодежном общественном секторе Беларуси работают просветительские организации, а также организации, для которых основной является функция международной интеграции. ¼ молодежных республиканских объединений представляют собой организации, в основу которых заложена определенная политическая и/или культурная идеология: это организации пионеров, скаутов, гайдов, объединения на основе либерально-демократической, социал-демократической, коммунистической и т.п. идеологий, христианской морали или догм, традиционных для отдельных конфессий. Республиканские молодежные общественные объединения в большей мере также направлены на выполнение просветительской функции (наиболее очевидна для 14 организаций) и осуществлении социальной защиты некоторых категорий молодежи (выявлена для 8 организаций). Среди республиканских организаций 8 являются объединениями, в основе которых лежит принадлежность к определенной профессии (выполняемой или получаемой), 9 объединений по интересам, в основном в сфере искусства, культуры и спорта, 5 организации специализирующихся на благотворительной деятельности. В сферу интересов молодежи, получившей проявление через деятельность молодежных республиканских общественных объединений определенной направленности, входят также вопросы молодежного туризма, возрождения белорусской культуры и жилищного строительства. [5]

 

3 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

США.

Согласно опыту США можно  выделить создание и развитие органов  самоуправления в учреждениях образования, с целью обеспечения реально действующих возможностей влияния молодежи на принятие решений, непосредственно касающихся их жизни, а также приобретение необходимых социальных, культурных, коммуникативных, управленческих навыков.

 Также в США активно внедрены механизмы привлечения коммерческого сектора, в том числе благотворительных частных организаций к участию в реализации программ и проектов молодежной политики. Акцент в данном случае сделан на выявлении интересов каждой стороны, использовании возможных форм и методов совместной работы.

Концепция молодежной политики, реализованная  в США, основывается на минимальном участии государственных структур в социализации молодежи. Социальная поддержка молодежи является делом благотворительных частных организаций. На государственную помощь могут рассчитывать лишь наименее социально защищенные и неблагополучные категории молодежи при жесткой регламентации расходования средств и четком ограничении числа нуждающихся в помощи.

Япония.

Основными чертами японского подхода  к реализации молодежной политики являются совместные взаимовыгодные действия государственных органов и общественных институтов и четкое распределение ответственности между ними.

Широко применяются методы государственного обеспечения функционирования в  специальных молодежных центров, бюро и служб.

Япония представляет интерес четким распределением ответственности, скоординированностью деятельности всех государственных органов и их взаимодействием с социальными политическими и общественными структурами в работе с молодежью, в реализации молодежной политики. С целью улучшения условий воспитания молодого поколения и поддержки совместной деятельности детей и родителей в Японии осуществляется «Национальный детский план», в рамках которого реализуются различные программы, такие, как «Детская вещательная станция», транслирующая через спутник, развертываемая по всей стране система «Детских центров», долгосрочный проект «Детская деревня - опыт общения с природой» и общенациональная кампания «Давайте разговаривать с детьми».

Особое внимание в Японии уделяется политике по улучшению социального положения молодежи. Ведется работа с различными корпорациями с целью ограничения доступа молодежи к нежелательным материалам в СМИ и Интернете. [2]

Германия

 Государственная молодежная политика Германии основывается на особой роли государства, регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. Стратегия предпринимаемых действий исходит из ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей.

В Германии, как и в большинстве Европейских стран, молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. В связи с этим целью детской и молодежной политики в Германии – является поддержка индивидуального и социального развития детей и молодых людей, а также их защита. Во всех крупных городах Германии имеются информационные молодежные центры

Как для национальной молодежной политики, так и для международной молодежной политики Федеральный фонд детей и молодежи Германии является основным средством финансовой поддержки.

Значительное место в трудоустройстве  молодежи занимает развитие молодежного  предпринимательства и кооперации. Программы их поддержки со стороны государства признаны в мировом сообществе в качестве эффективного средства борьбы с безработицей молодежи. Развивая инициативу молодежи, государства по возможности обеспечивают некоторые преимущества и льготы для нее. Например, принимаются законы, обязывающие предпринимателей отдавать предпочтение молодым людям при заполнении вакансий, образовавшихся в результате реорганизации производства и сокращении рабочего дня; принимаются также законы, снижающие пенсионный возраст с последующей передачей появившихся вакансий молодым работникам.

На федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике с участием министерств по образованию и науке, экономике и занятости. В Германии действуют консультативные бюро молодежной информации. Данные центры объединены в сеть, имеют стандартный базовый пакет услуг, систему обмена информацией и ее обновления. В Германии кроме того получило широкое развитие система социальной работы с молодежью. Применяется комплекс мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. В Германии действует договор между землями и Федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ. [2]

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет  оказывать помощь молодым людям  более адресно, с учетом локальных  и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

Регулярный мониторинг проблем  молодежи независимыми экспертами в  Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

Индия

В Индии, где молодежь составляет треть  населения, имеется Министерство по делам молодежи и спорта. В стране существует множество различных молодежных объединений, молодежно-студенческих и региональных молодежных центров, бойскаутских групп и др. В целях развития молодежной среды в 1988 году здесь принята Национальная молодежная политика, в числе принципов которой – обеспечение права на образование и предоставление условий для самосовершенствования, развитие чувства ответственности, понимания значимости исторического наследия страны. Для реализации поставленных задач министерством создана Молодежная организация им. Джавахарлала Неру с филиалами практически во всех регионах страны.

Швеция

Государственная молодежная политика Швеции, также как и Германии, основывается на особой роли государства, регламентации законом мер поддержки молодых людей и молодежных организаций. Стратегия предпринимаемых действий исходит из их ответственности государства за интеграцию всей молодежи и предусматривает разработку социальных программ, доступных для всех молодых людей. В 1986 году был создан Совет по делам молодежи с небольшим количеством штатных работников, который обязан обеспечивать координацию деятельности различных министерств на стадии выработки и принятия решений в той части, в которой они касаются молодежи, и представлять правительству ежеквартальную информацию об улучшении условий жизни, труда и развития молодежи, основанную на научных исследованиях. В Швеции 30% населения составляют молодые люди моложе 25 лет. В Швеции в последние годы сформирована политика создания специальных структур, занимающихся координацией деятельности государственных органов на стадии выработки и принятия решений в той части, в которой они касаются молодежи. [2]

4 ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

Для прогнозирования настоящих  и будущих процессов необходимо знание реальной картины, изучение интересов и жизненных планов, ценностных ориентации и поведения молодого поколения с учетом конкретных условий, в которых она формируется

Ушел в историю миф, что «молодым везде у нас дорога». Невозможность  удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних неуверенность, а у других - циничное отношение к жизни, установку: «деньги не пахнут», способствует преступному поведению. Так называемая рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым и неприспособленным к тяготам жизни, привыкшим к постоянной опеке. [4, с 1]

Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для буду- щей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое. Генерационный негативизм приводит к большим сложностям в воспитании. Часто молодежь не воспринимает справедливые истины только потому, что их произносят старшие.

На переломном этапе развития общества важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь подрастающих поколений. Не менее важен для социологического исследования ценностного мира современной молодежи и исторический подход, анализ жизненных планов и установок, которыми руководствовались  предшествующие поколения. [3, с 1]

Поскольку в качестве главной цели социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу определено повышение уровня жизни народа с  постепенным приближением его благосостояния к уровню развитых европейских государств, очевидно, что основной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения Беларуси на основе стимулирования трудовой и хозяйственной активности населения, создания каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. 
Рассмотрим проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь в современный период в разрезе, учитывающем такие аспекты, как демографическая ситуация в стране, политика доходов и качество жизни населения, борьба с бедностью и развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и т.д.).

Информация о работе Государственная молодежная политика