Государственная политика в области образования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Образование служит плацдармом, на котором разворачивается битва за души и сердца людей. Именно оно выполняет самую важную общественную функцию – формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию [16, 39].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
§1. Принципы государственной политики в области образования
§2. Федеральная программа развития образования. Государственные и социальные гарантии обучающимся
§2. Мероприятия программы реформирования системы образования и ожидаемые результаты этой работы
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 45.01 Кб (Скачать файл)

В статье 43 Конституции Российской Федерации гарантируется:

1. право каждого жителя  РФ на образование;

2. общедоступность и бесплатность  дошкольного, основного общего  и среднего профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях;

3. право на конкурсной  основе бесплатно получить высшее  образование в государственном  или муниципальном образовательном  учреждении или предприятии;

4. основное общее образование  является обязательным. Родители  или лица, их заменяющие, обеспечивают  получение детьми основного общего  образования;

5. Российская Федерация  устанавливает федеральные государственные  стандарты, поддерживает основные  формы образования и самообразования  [13, 13-14].

Осуществление декларированных  Конституцией РФ социальных гарантий, основным субъектом социальной политики, государством через следующие функции (главные задачи, направления): 1)обеспечение  социальной устойчивости и социальной безопасности общества; 2)обеспечение  политической устойчивости власти; 3)определение  законодательной и нормативной  базы социальной политики; 4)разработка целостной концепции, включающей ценности в виде целей, приоритетов, механизмов их достижения (нормы, принципы, ресурсы, методы, координацию, контроль, прогноз); 5)непосредственное влияние на решение социальных проблем в масштабах всего общества и опосредованное влияние на деятельность других субъектов социальной политики; невозможно без учета основополагающих ориентиров и руководств к действию, т. е. без принципов.

В настоящее время в  России образовательная политика строится на следующих принципах сформулированных и Законе «об образовании»:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  • светский характер образования в государственном и муниципальном образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений [8, 1].
  • сюда же можно добавить и принцип толерантности, предполагающий проявление понимания, сочувствия, внимания к социально незащищенным слоям населения (открытое общество для инвалидов).

Ключевым в условиях демократического общества является реализация принципа гуманистического характера образования. Для российского общества это требует перестройки сознания: раньше интересы общества были выдвинуты на первый план, а сегодня в центр поставлены интересы личности ребенка. В соответствии с этим необходимо признать каждого ребенка как личность вне зависимости от его развития, социального статуса и т. п.; ребенок должен быть признан субъектом права, то есть должна произойти гуманизация отношений общества и государства к детям, интересы детей должны решаться, прежде всего. Вышеупомянутые общеметодологические принципы конкретизируются через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

Неуклонно продолжается становление  новой системы образования, ориентированной  на вхождение в мировое образовательное  пространство. Свободное перемещение  через национальные границы ресурсов, людей, идей – доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Средства аудиовизуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка в работе над международными проектами ведут к стиранию границ в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития сферы образования [19, 49].

Меняется система отношений  между институтом образования и  религиозными институтами. Открываются  воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются дополнительные программы  в общеобразовательных школах с  согласия родителей и педагогического  коллектива.

Система образования в  России переживает сейчас радикальные  изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летнему  среднему образованию, введение единого  стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в  случае набора нужного числа баллов, хотя и вызывают много споров, но идут в русле тенденции сближения  с мировой практикой системы  образования.

Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и


Информация о работе Государственная политика в области образования в Российской Федерации