Государственная социальная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 08:49, доклад

Описание работы

Социальная политика оказывает влияние на многие факторы жизни людей, в том числе, на денежные доходы населения. Так, денежные доходы трудоспособных граждан регулируются путем установления минимальной заработной платы на государственных предприятиях. Доходы нетрудоспособного населения определяются за счет перераспределения первичных доходов путем изымания государством доли первичных доходов в виде налогов, принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ, например, обязательное социальное страхование для выплаты пенсий, оплата больничных, пособий по безработице.
Социальная политика тесно связана с экономической политикой, так как любая социальная программа требует экономического обоснования.

Содержание работы

Введение
Государственная социальная политика в России. Виды социальной политики. 5
Заключение 8
Список литературы 9

Файлы: 1 файл

ЭССЕ. социальная политика РФ 2015год.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ОАНО ВО «МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»  В Г.КАНСКЕ

Факультет «Государственное и муниципальное управление»

«Специальное (дефектологическое) образование»

«Психология»

 

 

ЭССЕ

 

по Государственной социальной политике

Тема: государственная социальная политика в РФ

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил студент  группы ______

 

 

      Проверил преподаватель:          

________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

 

 

 

 

г. Канск 2015 г.

 

Содержание

 

  Введение

Государственная социальная политика в России. Виды социальной политики.    5    

   Заключение                                                                                                                 8

   Список литературы                                                                                                    9                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Конституция РФ, 1993г., ст.7). Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

На мой взгляд, данная тема является актуальной, так как именно социальная политика предназначена отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе. Социальная политика - это важный элемент повышения качества жизни населения. Общество законодательным путем гарантирует минимум всех благ, необходимых для жизни человека, семьи.

Социальная политика оказывает влияние на многие факторы жизни людей, в том числе, на денежные доходы населения. Так, денежные доходы трудоспособных граждан регулируются путем установления минимальной заработной платы на государственных предприятиях. Доходы нетрудоспособного населения определяются за счет перераспределения первичных доходов путем изымания государством доли первичных доходов в виде налогов, принудительных страховых взносов и финансировании социальных программ, например, обязательное социальное страхование для выплаты пенсий, оплата больничных, пособий по безработице.

           Мне кажется, что социальная политика тесно связана с экономической политикой, так как любая социальная программа требует экономического обоснования.                                                                                                          3

        Основная проблема, с которой сталкиваются организации социальной сферы - это высокие затраты их деятельности. Реальный уровень исполнения государственных задач в социальной сфере, должен определяться по социальным эффектам, приносящим обществу пользу, развивающим их в материальном и духовном аспектах.

       «Социальное развитие может осуществляться в разных формах. Это развитие способностей и навыков во время обучения, а также их приобретение в ходе профессиональной деятельности. Это забота о здоровье, получение информации и другие формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда. Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения» (Гарри Беккер «Человеческий капитал», 1964г.). Базовое направление этого развития было введено в 1961 году Теодором Шульцем. К   числу исследователей,  внесших  наибольший  вклад  в развитие теории человеческого капитала, относятсятакже М. Блауг, М. Гроссман, Дж. Минцер, Л. Туроу, Ф. Уэлч, Б. Чизуик и другие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Государственная социальная политика в России.

Виды социальной политики.

 

 Семейная государственная политика. В мае 1993 г. в РФ принята Концепция государственной семейной политики, которая должна была послужить ориентиром деятельности федеральных и региональных властей, как одно из направлений социальной политики государства, на возрождение семейного образа жизни, утраченной на историческом пути. Механизмы выработки семейной политики до сих пор толком не исследованы. В итоге у нас ее нет, а есть разрозненные меры денежной помощи семьям, которые служат в основном целями популизма политиков и чиновников. Они охотно используют фразеологию «социальной защиты семей» для укрепления своих позиций. Как сказал шведский социолог Ян Трост: «Забота о семье - это наилучшая платформа для упрочения собственного благополучия в статусе депутата, политика, государственного чиновника». (Антонов А.И., Медиков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов, 2013, 35с.)

Социально демографическая политика. Ее структуру  можно разделить на группы: социальная политика в отношении детей и подростков, социальная политика в отношении молодежи, женщин, пожилых людей и пр. По такому принципу построена президентская программа: «Дети России», федеральные программы «Старшее поколение», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Социальная политика в отношении таких категорий имеет специально определенное финансирование в бюджете.

            Социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения. Уровни социальной политики: микроуровень - социальная политика фирм, организаций; макроуровень - соцполитика страны и ее регионов; интеруровень - межгосударственная социальная политика. В структуре социальной политики выделяют: политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты.

5

          Социальные гарантии. Основными ее элементами выступают: меры по поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение нормативов использования социальных фондов. Главной формой социальных гарантий служат государственные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

          Прожиточный минимум - стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Он выступает как: ориентир при определении минимальной зарплаты, пособий; критерий «порога бедности»; фактор потребления общественных фондов (пенсии, стипендии, различные пособия).

          Социальный минимум - включает минимальные нормы удовлетворения физических потребностей и затраты на минимум духовных и социальных запросов.

          Физиологический минимум - рассчитывается на удовлетворение только главных потребностей и оплату услуг для короткого периода времени без потребления одежды, обуви и других промышленных товаров.

         Политика социальной защиты. Это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т.п.).

         Социальное страхование - система предоставления финансовой помощи за счет взносов (обязательных или добровольных). Притом эта система может быть как государственной, так и частной.

       Социальное попечительство - метод социальной защиты, при котором помощь оказывается вне зависимости от уровня доходов либо взносов, а в связи

6

с выявившейся потребностью (например, в случае, когда дети остались без родителей).                                                                                                             

        Социальная поддержка - способ социальной защиты граждан, чьи доходы оказались ниже установленного прожиточного минимума.

        Социальное обслуживание - система социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальном положении и неспособных к самообслуживанию. В такой ситуации используются и методы оказания социально-медицинских услуг на дому, и социально-бытовые услуги, и услуги реабилитационного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение

 

       Характеризуя виды социальных гарантий, могу уверенно сказать, что в России их достаточное количество. В последние годы, по словам президента РФ, расходы на социальную сферу выросли в несколько раз. Но как не согласиться с постулатом, что эффективность социальной политики должна измеряться мнением людей? Констатируя имеющиеся достижения в этом направлении российские граждане все равно не удовлетворены существующим положением.

        Среди проблем, которые, как мне кажется, пока еще не удалось решить - это реализация своих профессиональных знаний, низкие доходы населения во многих регионах страны, неадаптированность социальной среды к выросшим запросам населения.

       В одной из своих речей, наш президент сказал, что в течение 2013-2018 годов средняя зарплата бюджетников постепенно будет доведена до 200% от средней по экономике. При этом повышенная зарплата должна сразу устанавливаться тем, кто имеет научные результаты и пользуется уважением среди студентов и выпускников. С научными результатами все понятно, но как будет измеряться уровень уважения студентов к преподавателю? Не ясно.

        Правительство РФ наметило в срок до 2018 года оказать социальную поддержку предпринимателям, деятелям искусства, создать в малых городах виртуальные музеи, передвижные фонды, увеличить привлекаемость детей к участию в творческих мероприятиях, разработать комплекс мер по трудоустройству инвалидов, обеспечение доступности профессионального образования. Образование, здравоохранение, доступное жилье - именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» - образованную и здоровую нацию.

        Стало понятно, что социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.            8

Список литературы

 

    1. Конвенция МОТ 1962г. №117 «Об основных целях и нормах социальной политики»

    2. Конституция РФ

    3. Г.Беккер «Человеческий капитал», 1964г.

    4. Социальная политика. Учебное пособие. Гриф УМО вузов России. Ахинов А.Г., Калашников С.В., Инфра-М., 2015г., 272с.

    5. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. П.Романов, Е. Ярская-Смирнова. Изд-во «Вариант, ЦСПГИ», 2010г., 456с.

    6.Социальная политика. Учебное пособие. В. Худовердян. Изд-во Национального института бизнеса, 2012г., 200с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Социальная политика: основные изменения с 1 января 2015 

1.         С 1 января 2015 года тариф страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22% + 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. При этом дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение для работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит спецоценку условий труда) увеличится по Списку №1 до 9%, по Списку №2 и "малым спискам" до 6%.

Для работодателей, которые провели специальную оценку условий труда, дополнительный тариф в зависимости от установленного по ее результатам класса условий труда может быть снижен. Так, взамен установленных дополнительных тарифов с 1 января 2014 года применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда            Подкласс условий труда      Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный        4  -        8,0 процента

Вредный        3.4 -      7,0 процента          3.3  -     6,0 процента     3.2 -      4,0 процента        3.1 -      2,0 процента

Допустимый  2   -       0,0 процента      Оптимальный  1 -       0,0 процента

2.         С 1 января 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составит 670 000 рублей. С 1 января 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование составит 711 000 рублей.

3.         С 1 января 2015 года вступит в силу федеральный закон, распространяющий обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации. В настоящее время иностранные граждане имеют право на получение пособий по этому виду обязательного социального страхования только после приобретения ими статуса временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Данным федеральным законом работающим иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, предоставляется право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации за период не менее шести месяцев. Кроме того, устанавливается обязанность работодателей уплачивать за таких работников страховые взносы в ФСС России в размере 1,8 % от начисленных в их пользу выплат и иных вознаграждений в рамках трудовых правоотношений.

Информация о работе Государственная социальная политика в РФ