Государственная социальная помощь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Государственная семейная политика в Республике Беларусь концентрируется на социальной защите семьи, оказании ей комплексной поддержки. Основываясь на ее законодательно-нормативной базе, Минский городской исполнительный комитет разработал систему социальной защиты и поддержки семей г. Минска, направленную на решение конкретных проблем семьи, обеспечение ее прав и интересов, улучшение охраны материнства и детства, развитие программ социального обслуживания.
В создании системы социальной защиты семьи г. Минска значимыми являются два концептуальных подхода, признанные приоритетными во всем мире: гарантия защищенности семьи и гарантия развития ее внутренних ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
Государственная социальная помощь……………………………….……….4
Городской центр социальной помощи семье и детям (ГЦСПСиД) как интегрированная форма социальной помощи и поддержки семьи в современных условиях………………………………………………………………………………5
Пример опыта социальной помощи семье в ГЦСПСиД…………………………………………...………………………………...6
Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи…………8
Заключение…………………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Семьеведение.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Государственная социальная помощь……………………………….……….4 
  2. Городской центр социальной помощи семье и детям (ГЦСПСиД) как интегрированная форма социальной помощи и поддержки семьи в современных условиях………………………………………………………………………………5
    1. Пример опыта социальной помощи семье в ГЦСПСиД…………………………………………...………………………………...6
    2. Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи…………8

Заключение…………………………………………………………………………..11

Список использованной литературы……………………………………………….12

 

ВВЕДЕНИЕ

В целостной  системе общества семья является важнейшим ее элементом, и от того, насколько адекватно требованиям  общества выполняют свои функции  супруги и родители, зависят многие социально значимые явления.

В результате глубокого социально-экономического кризиса в обществе жизнедеятельность  семьи как социального института  очень осложнена. Зримо обозначились проблемы семьи как в Республике Беларусь, так и в г. Минске.

В столь  сложной современной общественной ситуации в жизнедеятельности семьи  активизируется ее защитная функция: материальной защиты и взаимной поддержки внутрисемейного  коллектива, а также психологической  и эмоциональной защиты. Однако не все семьи обладают способностью активизировать усилия.

Государственная семейная политика в Республике Беларусь концентрируется на социальной защите семьи, оказании ей комплексной поддержки. Основываясь на ее законодательно-нормативной  базе, Минский городской исполнительный комитет разработал систему социальной защиты и поддержки семей г. Минска, направленную на решение конкретных проблем семьи, обеспечение ее прав и интересов, улучшение охраны материнства и детства, развитие программ социального обслуживания.

В создании системы социальной защиты семьи г. Минска значимыми являются два концептуальных подхода, признанные приоритетными во всем мире: гарантия защищенности семьи и гарантия развития ее внутренних ресурсов.

При этом важным является как учет специфики каждой конкретной семьи, нуждающейся в социальной помощи (полная, неполная семья; семья с  ребенком-инвалидом; матери-одиночки; семья пожилых людей) так и  учет индивидуальной ситуации конкретной семьи[1, c.5].

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров1.

Кроме Закона о государственной  социальной помощи, отношения, связанные с предоставлением такой помощи, регулируются также Законом о прожиточном минимуме и иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов.

Государственная социальная помощь оказывается  в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
  • адресного использования бюджетных средств; 
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Источниками оказания государственной  социальной помощи являются средства государственных бюджетов: федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в отличие от пенсий, пособий и других видов обеспечения по обязательному социальному страхованию, выплата которых производится из социальных внебюджетных фондов (ПФ России, ФСС РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования), финансирование государственной социальной помощи происходит только за счет бюджетных источников[2, c.512- 513].

Получателями государственной социальной помощи могут быть: во-первых, граждане, имеющие заслуги перед обществом, а также лица, имеющие ограничения жизнедеятельности в связи с нарушением здоровья (имеют право на получение государ.социальной помощи в виде набора социальных услуг);во-вторых, малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ (они имеют право на получение помощи в виде денежных выплат и натур. помощи)[4].

 

  1. ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ (ГЦСПСИД) КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Городской Центр социальной помощи семье и детям как интегрированная форма социальной помощи и поддержки семьи в современных условиях.

Городской Центр социальной помощи семье и детям был создан по инициативе участников Общественного объединения Семейный Центр социально-психологической реабилитации и адаптации «Доверие» и Управления социальной зашиты Мингорисполкома. Проект Центра был предложен инициативной группой руководству Управления в сентябре 1998 г. В основу проекта был положен опыт работы коллектива профессиональных педагогов и психологов, оказывавших в течение 1998 г. консультативную помощь семьям, имеющим ребенка-инвалида и проживавшим на территории Фрунзенского района г. Минска[3].

Базовым документом для развития проекта  на первом этапе реализации стало  «Примерное положение о территориальном Центре социального обслуживания семьи и детей», разработанное Министерством социальной защиты Республики Беларусь. В процессе подготовки к регистрации Положение о Центре претерпело серьезные изменения, которые были предложены как специалистами инициативной группы, так и представителями городских властей. В результате совместной работы стороны пришли к согласию, и в июне 1999 г. Мингорисполком своим решением создал Городской Центр социальной помощи семье и детям.


В решении было указано, что в 1999 г. работа Центра должна осуществляться за счет спонсорских средств, а по завершению спонсирования Центр  полностью переходит на содержание городского бюджета. Основным спонсором  на данном этапе работы Центра стало  Представительство Детского Фонда  ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь, оснастившее Центр необходимой  техникой, мебелью и предоставившее финансовую поддержку. Городские власти выделили приспособленное помещение, приобрели часть мебели и предоставили телефонную связь. Кадровую основу организации составили специалисты, входившие в состав общественного объединения СЭЦПРиА «Доверие». Основной задачей Центра во время переходного периода от общественной организации к государственному учреждению было проведение, высокопрофессионального качественного психологического и социально-педагогического консультирования семей и детей, обращающихся за помощью, сбор и анализ информации по проблемам семьи, повышение профессионального уровня специалистов.

Постепенный переход Центра к решению  общегородских задач и проблем  потребовал срочного решения вопроса  об окончательном придании Центру "городского статуса. Для того чтобы это произошло, администраций Центра и руководству  Управления социальной защиты пришлось радикально обновить и усовершенствовать  Положение о Центре, придав ему  новые функции и изменив статус организации в соответствии с  новыми потребностями городской  системы социальной защиты.

Главной причиной, потребовавшей перемен в формулировках целей и задач Городского Центра, стало развитие системы территориальных (районных) Центров социального обслуживания семьи и детей. В каждом районе города, в соответствии с Президентскими Программами Дети Беларуси», «Семья» и другими документами, должны были быть открыты такие Центры. Однако вновь произошли  изменения, и районные Центры социального обслуживания семьи и детей, создание которых было поручено районным администрациям, обрели новое название и. приобрели новые цели и задачи. Центры стали  называться Районными Центрами социального обслуживания, населения, из их названия исчезли слова «семья» и «дети». В их компетенцию вошли также вопросы надомного обслуживания пенсионеров и инвалидов, других нуждающихся категорий населения. В структуре районных Центров были сохранены должности специалистов по проблемам семьи, однако, в недостаточном количестве. Каждый район города мог проявить инициативу по уточнению структуры своих Центров, приоритетов в их деятельности, набору должностей специалистов. Все это не способствовало построению стройной и функциональной городской системы социальной помощи (обслуживания) семье и детям[1, c.27-29].

 

    1. Пример опыта социальной помощи семье в ГЦСПСиД

При выяснении  проблемной ситуации, разрешение которой  невозможно в условиях Центра, она  решается вне его. В данном случае мы действуем, используя принцип межведомственного полхода в решении ситуации клиента.

Рассмотрим  действие данного подхода на примере  из практической деятельности. По телефону в ГЦССиД обратилась женщина, 59 лет. Её беспокоит ситуация семьи дочери. Дочери – 29 лет, её мужу– 32 года, имеют дочь,5 лет. Бабушку волнует состояние внучки, т.к. мать стала увлекаться спиртными напитками и часто (неделями) находится в запойном состоянии. Муж по этой причине хочет подать на развод. Сотрудниками отделения первичного приема этот клиент адресуется в отдел помощи семье в кризисные ситуации (ОПСКС). В процессе анализа ситуации выясняется, что эта женщина (мать девочки) хотела бы излечиться от алкогольной зависимости и пройти курс терапии у семейного психолога для налаживания отношений с членами семьи. Ее направляют в Центр доверия «Надежда и исцеление», где прводят коррекционный групповой курс с людьми, страдающими алкогольной зависимостью (это осуществляется анонимно). После прохождения такого курса с клиентом и членами семьи занимается психолог Отдела социально-психологической реабилитации ГЦСПСиД с целью гармонизации отношений в семье. В настоящее время семья поддерживает связь с нашим Центром.

В данном конкретном случае можно проследить работу на основе межведомственного  подхода, в котором главным моментом является механизм «обратной связи» с клиентом. Т.е. мы увидели ситуацию клиента, ее разрешение вне Центра и  процесс реабилитации клиента уже  в условиях ГЦСПСиД[1,c.67-68].

Подводя итог, можно сказать, что работа отделов  ГЦСПСиД во многом зависит от профессионализма и компетентности сотрудника службы первичного приема в определении вида помощи, необходимой клиенту, от психологической установки специалиста на оказание помощи клиенту и умения выявить проблемную ситуацию для разрешения ее в условиях Центра (специалистами отделения первичного приема или специалистами других отделов) либо вне ГЦСПСиД при взаимодействии с системой социальной сети г. Минска[1, c.68-69].

 

    1. Социальный патронаж как основная форма реабилитации семьи.

Наше  общество давно признало приоритетную роль семьи в становлении и  формировании личности ребенка, однако, в силу нестабильности и сложности  социально-экономической ситуации многие семьи имеют серьезные  проблемы в своей жизнедеятельности. Одни семьи осознают свои проблемы, находят конструктивные пути решения  и справляются с ними самостоятельно. Другие же, имея негативный опыт решения  проблем, к тому же обладая низким уровнем культуры и социальной компетентности, уходят от проблем. Часто это приводит к тупиковой ситуации, и семья получает статус «неблагополучной», дисфункциональной семьи.

Что следует  понимать под дисфункциональной семьей? Это семья, где ослаблена способность к осуществлению всех семейных функций, а именно: жизнеобеспечения, организации быта,) поддержания физического, психологического здоровья, воспитания детей, отсутствие адекватной тактики во внешних и внутренних коммуникациях.

Л. С. Алексеева и В.Ю. Меновщиков выделяют следующие типы дисфункциональной семьи:

  • семьи с социально-демографическими проблемами (многодетная, неполная, семьи- с приемными и опекунскими детьми), с недееспособными родителями и детьми, семья с низким социально-экономическим укладом (малообеспеченная, безработная);
  • семья с социально-психологическими проблемами (психологические и социальные кризисы семьи; трудности межличностных отношений; психологическое и физическое насилие в семье); I
  • семья с социально-педагогическими проблемами (подростковые кризисы, семья со сниженным воспитательным потенциалом, неадекватными родительскими стратегиями: взаимодействие с ребенком по типу гипер или гипоопеки и противоречивым воспитанием);

Информация о работе Государственная социальная помощь