Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 11:14, курсовая работа
Социально-экономические реформы, проводимые в России, привели к радикальным переменам в жизни общества. Осуществлена либерализация экономики, внешнеэкономической деятельности, ликвидирована система централизованного планирования и управления. Кардинальные преобразования произошли в социальной структуре общества. У большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменился весь комплекс социальных условий жизни россиян.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ 6
ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Законодательство о государственной социальной помощи 6
1.2 Цели государственной социальной помощи 8
1.3 Виды государственной социальной помощи 10
2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕНОЙ 13
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
2.1 Граждане имеющие право на получение государственной социальной 13
помощи
2.2 Порядок назначения государственной социальной помощи 17
2.3 Основания для прекращения государственной социальной помощи 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
ЛИТЕРАТУРА 25
Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Учет доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся органом социальной защиты населения исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученного как в денежной, так и в натуральной форме.
Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 Налогового кодекса РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина.
Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, установлен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. №512).
В частности, при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе:
1. средняя заработная плата;
2. заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
3. пособие по временной
4. все виды пенсий;
5. стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,
6. доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства);
7. проценты по банковским
8. алименты;
9. оплата по договорам,
10. доходы по акциям;
11. доходы от занятия
12. авторские вознаграждения;
13. денежные эквиваленты
14. наследуемые и подаренные денежные средства и т.д.
Сумма заработной платы, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения. Суммы доходов от сдачи в аренду недвижимого или иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. Суммы оплаты сезонных и временных работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за месяцы, приходящиеся на расчетный период.
Можно без особого труда проанализировав предусмотренный порядок, сделать вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
В доходе малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются: государственная социальная помощь, оказываемая в виде денежных выплат или натуральной помощи и единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного здоровью человека либо его имуществу, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
1) военнослужащие, проходящие службу
по призыву, а также обучающиеся
в военных образовательных
2) лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:
1. инвалиды войны;
2. участники Великой
3. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4. военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945 г.; военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;
5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
6. лица, работавшие в период Великой
Отечественной войны на
7. члены семей погибших
8. инвалиды (первой, второй и третьей группы);
9. дети-инвалиды.
Право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов следующие категории граждан:
1. ветераны труда;
2. труженики тыла;
3. граждане, пострадавшие от политических репрессий
Право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения конкретного льготника в Федеральный регистр. В связи с этим возникает серьезная проблема с правом пользования социальным пакетом, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом, у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. В силу определенных обстоятельств перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид будет исключен из Федерального регистра и не сможет пользоваться набором социальных услуг.
По состоянию на конец 2010 г. численность граждан, вошедших в федеральный регистр лиц имеющих право на получение государственной социальной помощи, составила почти 16,4 млн. человек. Также, более 15,2 млн. человек включены в региональные регистры.
Следовательно, можно сделать вывод, что условием для предоставления государственной социальной помощи лицам, нуждающимся в ней, является наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Либо принадлежность лица к одной из категорий граждан имеющих право на получение набора социальных услуг.
2.2 Порядок назначения
государственной социальной
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.
Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.
Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.
В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно, Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».
Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.