Государственное
пенсионное обеспечение по выслуге лет
Содержание
Введение.................................................................................................................
Глава I . Пенсионные правоотношения..............................................................
- Пенсионные правоотношения,
общие положение.........................
- Субъекты и объекты пенсионных правоотношений.....................
Глава I I . Государственное
пенсионное обеспечение по выслуге лет............
2.1 Государственное пенсионное
обеспечение: понятия, правовая основа....................................................................................................
2.2 Круг лиц, имеющих права на
государственное пенсионное обеспечение
по выслуге лет...............................................................
2.3 Размер государственных
пенсий по выслуге лет...............................
Заключение.............................................................................................................
Список использованной литературы...................................................................
Введение
Право пенсионного обеспечения
как самостоятельная отрасль сформировалось
в общей системе права относительно недавно.
Нормы пенсионного обеспечения
населения служат индикатором социальной
политики государства. Они призваны своевременно
и адекватно реагировать на все социальные
риски, неизбежно связанные с переходом
страны к рыночной экономике. Это обусловливает
их чрезвычайную динамичность.
Через системы социального
обеспечения распределяется весомая доля
валового внутреннего продукта страны.
Механизм такого распределения обусловлен
характером экономических отношений,
объективно диктующих те или иные способы
финансирования социального обеспечения.
Актуальность данной курсовой работы заключается
в том, что пенсионное обеспечение является
одним из основных направлений развития
любого демократического, правового государства.
Именно институт пенсионного обеспечения
гарантирует гражданину и человеку пенсии
по выслуге лет и по достижении определенного
возраста.
Первого декабря 2007 года было
вновь реформировано законодательство
о государственном пенсионном обеспечении.
В частности реформа коснулась порядка
и условий назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение
правового регулирования назначения пенсии
за выслугу лет на современном этапе.
В связи с поставленной целью необходимо
решить следующие задачи:
-изучить основы пенсионных
отношений ;
-дать понятие трудовых пенсий
в Российской Федерации;
-произвести анализ правового
регулирования пенсии за выслугу
лет в Российской федерации.
Глава I . Пенсионные
правоотношения
1.1 Пенсионные
правоотношения, общие положение
Теория правоотношений достаточно детально
разработана юридической наукой, хотя
предлагаются различные дефиниции этого
понятия. В качестве его общих признаков
обычно указывают: связь с нормами права;
наличие индивидуализированной связи
между его участниками через субъективные
права и обязанности; гарантированность
этой связи принудительной силой государства.
В соответствии с нормативистской конструкцией
права норма -это идеальная модель правоотношения.
Реализуя норму, субъекты права вступают
в правоотношения, осуществляют права
и обязанности, несут ответственность
за нарушения. Таким образом, правоотношение
понимается как общественное отношение
между людьми и их организациями, урегулированное
правовой нормой и состоящее во взаимной
связи субъективных прав и юридических
обязанностей его участников.
В
настоящее время, основным законодательным
актом, регулирующим порядок назначения,
и исчисления трудовых пенсий
является Федеральный закон от
17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»
(с изм. и доп. от 01 декабря 2007 г.).
Наряду с названным законом
в систему пенсионного законодательства
входят Законы "Об основах обязательного
социального страхования", "Об управлении
средствами государственного пенсионного
обеспечения (страхования) в Российской
Федерации" и "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования",
иных федеральные законы и принимаемые
в соответствии с ними нормативные правовые
акты Российской Федерации.
Легальное определение трудовой
пенсии дается в ст.2 Закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» - ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации
гражданам заработной платы или иного
дохода, которые получали застрахованные
лица перед установлением им трудовой
пенсии либо утратили нетрудоспособные
члены семьи застрахованных лиц в связи
со смертью этих лиц, право на которую
определяется в соответствии с условиями
и нормами, установленными настоящим Федеральным
законом.
В соответствии со ст.5 ФЗ «О
трудовых пенсиях», лицам, имеющим право
на трудовую пенсию, могут быть установлены
следующие виды пенсий по старости и по
инвалидности, которые состоят из базовой,
страховой и накопительной частей, а также
по случаю потери кормильца, состоящей
из базовой и страховой частей.
Специалисты делят вышеобозначенные
виды пенсии на три группы:
Первую группу составляют пенсии,
которые предоставляются в целях компенсации
заработка (дохода), утраченного в связи
с прекращением государственной службы
при достижении установленной законом
выслуги при выходе на трудовую пенсию
по старости (инвалидности).
Вторую группу образуют пенсии,
выплачиваемые в целях компенсации вреда,
причиненного:
- при прохождении военной
и приравненной к ней службы
(во внутренних войсках МВД
и в Железнодорожных войсках
РФ, ФСБ России и др.);
- в результате радиационных
и техногенных катастроф (на Чернобыльской
АЭС в 1986 г., на Семипалатинском военном
полигоне в 1949 г. и в 1962 г., на производственном
объединении "Маяк" в 1957 г. и др.).
В третью группу входят социальные
пенсии, выплачиваемые нетрудоспособным
лицам в целях предоставления им средств
существования. Право на них не зависит
от какой-либо трудовой или общественно-полезной
деятельностью в прошлом.
Гражданам, не имеющим по каким-либо
причинам права на трудовую пенсию, устанавливается
социальная пенсия на условиях и в порядке,
определяемым ФЗ «О государственных пенсионном
обеспечении в РФ».
Гражданам, имеющим право на
одновременное получение трудовых пенсий
различных видов, устанавливается только
одна пенсия по их выбору.
Ключевым понятием в определении пенсии
выступает страховой стаж - учитываемая
при определении права на трудовую пенсию
суммарная продолжительность периодов
работы и/или иной деятельности, в течение
которых уплачивались страховые взносы
в пенсионный фонд Российской Федерации, а также
иные периоды, засчитываемые в страховой
стаж.
В страховой стаж включаются
(засчитываются):
- период работы и/или
иной деятельности, выполнявшиеся
на территории России лицами,
застрахованными в соответствии
с законодательством об обязательном
пенсионном страховании (далее - застрахованные
лица);
- периоды работы и/или
иной деятельности, выполнявшиеся
застрахованными лицами за пределами
России, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
или ее международными договорами,
либо в случае уплаты страховых
взносов в ПФР при добровольном
вступлении в правоотношения
по обязательному пенсионному
страхованию;
- иные периоды, к которым
относятся:
· прохождение военной службы,
а также иной приравненной к ней службы,
предусмотренной Законом РФ "О пенсионном
обеспечении лиц, проходящих военную службу,
службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы,
и их семей";
· получение пособия по государственному
социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности;
· уход одного из родителей
за каждым ребенком до достижения ими
возраста полутора лет, но не более трех
лет в общей сложности;
· получение пособия по безработице,
участие в оплачиваемых общественных
работах и переезд по направлению государственной
службы занятости в другую местность для
трудоустройства;
· содержание под стражей лиц,
необоснованно привлеченных к уголовной
ответственности, необоснованно репрессированных
и впоследствии реабилитированных, и отбывание
наказания этими лицами в местах лишения
свободы и ссылке;
· уход трудоспособного лица
за инвалидом I степени, ребенком - инвалидом
или за лицом, достигшим 80 лет.
Особо следует отметить, что
в трудовой стаж включаются период получения
пособия по государственному социальному
страхованию при временной нетрудоспособности,
независимо от уплаты за этот период обязательных
платежей, и периоды ежегодно оплачиваемых
отпусков, в том числе дополнительных.
Исчисление страхового стажа,
требуемого для приобретения права на
трудовую пенсию, производится в календарном
порядке. В случае совпадения по времени
нескольких периодов при исчислении страхового
стажа учитывается один из таких периодов
по выбору лица, обратившегося за установлением
указанной пенсии.
Порядок подсчета страхового
стажа определен Правилами подсчета и
подтверждения страхового стажа для установления
трудовых пенсий, утвержденными постановлением
Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.
Сохраняется в действующем
законодательстве и понятие трудового
стажа. Трудовой стаж - учитываемая при
определении права на отдельные виды пенсий
по государственному пенсионному обеспечению
суммарная продолжительность периодов
работы и иной деятельности, которые засчитываются
в страховой стаж для получения пенсии,
предусмотренной Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Главой II ФЗ «О трудовых пенсиях»
предусмотрены условия назначения трудовой
пенсии по старости, инвалидности и по
случаю потери кормильца.
Пенсионный возраст, как и до
принятия поправок в данном Законе, сохранился
и по общему правилу составляет для мужчин
- 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27
и 28 Закона предусмотрена возможность
досрочного назначения трудовой пенсии
отдельным категориям граждан и лицам,
работающим на определенных видах работ.
Иностранные граждане и лица
без гражданства, постоянно проживающие
в Российской Федерации, имеют право на
трудовую пенсию наравне с российскими
гражданами, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством России или ее международным
договором.
Одним из базисных институтов
социального обеспечения является пенсия
за выслугу лет. Именно исследование правовых
основ пенсии за выслугу лет и является
объектом нашего исследования.
О намерении государства ввести
для государственных служащих пенсии
за выслугу лет впервые говорилось в ст.
19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об
основах государственной службы Российской
Федерации». Данная статья закрепляла,
что государственный служащий имеет право
на получение пенсии за выслугу лет, назначенной
в соответствии с федеральным законом,
который в то время так и не был принят.
До принятия соответствующего
федерального закона пенсионное обеспечение
указанных лиц регулировалось Указом
Президента РФ от 16.08.95 №854 "О некоторых
социальных гарантиях лицам, замещавшим
государственные должности Российской
Федерации и государственные должности
федеральной государственной службы"
(в ред. от 13.12.2000). Согласно названному
указу этим категориям граждан устанавливалась
ежемесячная доплата к государственной
пенсии. Федеральным государственным
служащим доплата устанавливалась при
наличии 12,5 лет стажа государственной
службы у мужчин и 10 лет указанного стажа
у женщин в таком размере, чтобы сумма
пенсии и доплаты составляла 55% месячного
денежного содержания федерального государственного
служащего. Размер доплаты увеличивался
на 3% месячного денежного содержания за
каждый полный год выслуги свыше установленной,
при этом сумма пенсии и доплаты не могла
составлять более 80% месячного денежного
содержания указанных лиц.