Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 00:25, реферат
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования и образовательных программ.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Государственный образовательный стандарт и образовательные программы……………………………………………………………………4
2. Уровни государственного образовательного стандарта……………….7
3. Разработка проекта стандартов общего образования второго поколения носит широкомасштабный характер……………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………..16
Список используемой литературы…………………………………………17
ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Психологический факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Экономика образования»
На тему: «Государственный образовательный стандарт и образовательные программы»
Выполнила:
студентка гр. Д931/1у заочного отделения
с применением дистанционных технологий
Сибагатова Лилия Робертовна
Научный руководитель:
старший преподаватель
Замалетдинова Эльмира Наваилевна
Чистополь – 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственный
2. Уровни государственного
3. Разработка проекта стандартов
общего образования второго
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………17
Введение
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания образования, прежде всего общего образования, приведение его в соответствие с современными требованиями. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта образования и образовательных программ.
Вместе с тем по своей социально-педагогической сути данный стандарт - это, во-первых, обеспечение гарантий реализации конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование и, во-вторых, выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.
1.Государственный образовательный стандарт и образовательные программы
Первая — содержательная — подсистема в системе образования воплощается в государственных образовательных стандартах и составленных в соответствии с ними образовательных программах. Образовательные стандарты и программы взаимодействуют друг с другом на принципе первичности государственных образовательных стандартов. С одной стороны, это означает, что образовательные программы составляются на основе стандартов, с другой — стандарты включают в себя и вариативную часть, поэтому образовательные программы, реализуемые в разных образовательных учреждениях, могут различаться между собой локальными компонентами.
Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом обеспечивается единство федерального образовательного пространства.
Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Региональный (национально-региональный) компонент позволяет более полно учесть потребности субъектов РФ в области образования граждан, проживающих на соответствующей территории, а также интересы национальных культур, региональные традиции и другие важные обстоятельства. Компонент образовательного учреждения (его можно условно именовать локальным, или, в зависимости от типа учреждения, школьным, вузовским и т.п.) разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Для обучающихся с отклонениями в развитии могут устанавливаться специальные образовательные стандарты. Кроме того, образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет.
Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.
Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.
Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).
В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.
Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества".
Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.
2. Уровни государственного образовательного стандарта
В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.
Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.
Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:
- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
- требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
- максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.
Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены па наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.
Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.
Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.
До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.
3. Разработка проекта стандартов общего образования второго поколения носит широкомасштабный характер
Весь пакет нормативных и рекомендательных документов - стандарты и примыкающие к ним дополнительные нормативы, обеспечивающие исполнение стандартов, - разрабатывается комплексно и представляет единое целое. Это обеспечивается общим координационным руководством разработкой и исполнением стандарта со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Коллектив разработчиков стандартов общего образования второго поколения состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы. государственный образовательный стандарт школьный
Деятельность групп разработчиков государственных стандартов общего образования второго поколения координирует Управляющий совет проекта под председательством Российской академии образования, академиком Н.Д. Никандровым. Научным руководителем авторского коллектива разработчиков нового стандарта является член-корреспондент Российской академии образования А.М. Кондаков.
Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила
разработки и утверждения
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства
Российской Федерации от 28 февраля
1994 г. #174 "Об утверждении порядка
разработки, утверждения и введения
в действие федеральных
Информация о работе Государственные стандарты образования и образовательные программы