Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.
Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Религия: понятие, назначение. Религиозные организации. 4
3. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви. 7
4. Типологии государств по критерию светскости. 9
5. Заключение. 16
6. Список используемой литературы. 19

Файлы: 1 файл

КР Государство и церковь.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ».

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение.                                                                                         3

2. Религия: понятие, назначение. Религиозные организации.               4

3. Правовое регулирование  взаимоотношений государства и  церкви.   7

4. Типологии государств  по критерию светскости.                                9

5. Заключение.                                                                                    16

6. Список используемой  литературы.                                                   19                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

     1.Введение.

     Сегодня церковь является одной из хранительниц традиционных духовных ценностей в России и оказывает значительное влияние на формирование и развитие ее государственности и культуры. В этом заключается социально-историческая роль Русской Православной Церкви.

     В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.

     Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п.

     Поэтому состояние отношений между государством и церковью, и их правовое регулирования является актуальной темой для исследования на современном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Религия: понятие, назначение. Религиозные организации.

Россия - государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.

Религия - это общественное явление, существующее с незапамятных времен. Нас интересует, в первую очередь, то, как религия проявляется в обществе, какое место она занимает в системе общественных связей, как она соотносится с государством и правом.

Возникновение религии обусловлено определенными отношениями, складывающимися в обществе.

Религиозные нормы выступают мерилом хорошего поведения.

Сходство норм права и религиозных норм:

     Религиозные нормы в определённой мере формализованы и содержат определения. Религиозные нормы документально зафиксированы (в религиозных книгах). Также эти нормы могут в некоторых случаях выступать в качестве источников права (мусульманская правовая система, каноническое право в Германии и т.д.). Однако наряду с рассмотренными общими чертами норм права и религиозных норм существенные различия:

1.Сфера действия религиозных норм гораздо уже, чем правовых.

2.Различный механизм действия, религиозные нормы абсолютно непреложны, так как ссылаются на "высший авторитет".

3.Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви), или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

     Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители. Религиозные организации призваны социально упорядочить религиозную деятельность и жизнь верующих.

     Согласно ст.6 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010)"О свободе совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)., религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

-вероисповедание;

-совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

     Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозная общность со всеми своими религиозными организационными элементами образует религиозные объединения. Первичными ячейками религиозного объединения являются общины, которые имеют единый центр. Например, центром всего католического мира является Святой Престол Римского Папы в Ватикане. Главой православных христиан России и ближнего зарубежья является Патриарх Московский и всея Руси (Московский Патриархат) и т.д. Некоторые религии имеют объединения в рамках всего мира (например, "вселенская" католическая церковь), другие представляют собой автономные объединения в масштабе региона ("поместные" православные церкви, духовные управления мусульман).

Сам набор организационных элементов и их взаимосвязь, механизм их функционирования весьма отличаются в разных религиях и конфессиях.

     Религиозные конфессии - различные направления христианства, ислам, буддизм и иудаизм - их церковные институции на начальном этапе формирования Российской Федерации не смогли избежать искуса и стремились весьма активно участвовать в политической жизни общества. Особенно заметно это проявлялось на региональном уровне и по национально-этническим признакам.

     За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь.

     Церковь - широкое объединение, принадлежность к которому определяется традицией. В церкви отсутствует фиксируемое членство, поэтому число членов церкви можно определить весьма приблизительно. Члены церкви делятся на духовенство (служителей культа) и мирян (рядовых последователей). В сфере общины церкви имеют структуру централизованного управления.

В современной России к такому типу религиозных объединений относятся:

-Русская Православная Церковь,

-Русская Старообрядческая Православная церковь,

-Духовное управление мусульман России,

-традиционная буддистская Сангха России,

-Ваад (конгресс еврейских религиозных общин России),

-две Апостольские администратуры Римско-католической церкви и некоторые другие объединения.

     В настоящее время только Русская Православная Церковь насчитывает 127 епархий, свыше 19 тыс. приходов и 478 монастырей.

 

       3. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви.

     Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, имеющей привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

     Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается  право собственности на широкий  круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.;

2. Церковь получает от  государства различные субсидии  и материальную помощь.

3. Церковь наделяется  рядом юридических полномочий (в  основном в области брачно-семейных  отношений).

4. Имеет право участвовать  в политической жизни, в частности, через свое представительство  в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями  в области воспитания и образования  подрастающего поколения.    

   Государство, церковь, религиозная группа.

1.Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает  церкви материальной, финансовой  поддержки.

3.Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4.Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношения своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

     Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

     О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания. Шариат - это исламское (мусульманское) право, а адат - система обычаев и традиций. Ст.14 Конституции РФ гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

     На основе этих положений Конституции государственно-конфессиональные отношения в России регламентируются Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г., который каждому, находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания.

 

 

 

 

 

 

        4. Типологии государств по критерию светскости.

     В частности, отдельного исследования заслуживает проблема типологии государств по критерию светскости. Конечно, любая модель формальна, любая классификация описывает набор сумм параметров или признаков, характеризующих в своей совокупности набор неких гипотетических объектов или моделей, каждая из которых в идеале должна максимально приближенно моделировать, отражать свойства реального объекта.

     Более адекватно отражают и характеризуют в реальности правовые режимы отношений между государством и религиозными объединениями следующие модели государств:

     1. Несветские государства:

а) теократическая модель;

б) модель секулярной квазирелигии.

     2. Светские государства:

а) преференциальная модель;

б) эквипотенциальная модель;

в) контаминационная модель;

г) идентификационная модель.

     Анализ предлагаемой типологии заключается в упорядоченном представлении взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в разных государствах.

     Теократическое государство является разновидностью несветского государства и представляет собой один из исторически первых типов организации политической власти. Термин «теократия» в переводе с греческого обозначает «боговластие», «власть Бога». В литературе под «теократией» понимается форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточены в руках одного человека - главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где органы публичной власти возглавляются лидером духовенства.

Информация о работе Государство и церковь