Государство и церковь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

В разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность - это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны. При этом, поскольку Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, последнее обстоятельство вызывает в обществе неоднозначные оценки.
Кроме того, государство урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне - в нормах Конституции РФ, федеральных законах и т.п.

Содержание работы

1. Введение. 3
2. Религия: понятие, назначение. Религиозные организации. 4
3. Правовое регулирование взаимоотношений государства и церкви. 7
4. Типологии государств по критерию светскости. 9
5. Заключение. 16
6. Список используемой литературы. 19

Файлы: 1 файл

КР Государство и церковь.docx

— 42.41 Кб (Скачать файл)

     Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание верховного  божества, передающего полномочия  государственного управления особым  лицам (единовластному правителю), то  есть обожествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство  верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство  во внутренние дела других  государств, террористические акты и т.п.

3. Примат государства  над обществом, авторитарность политического  режима, отчуждения власти от общества и индивида и т.д.

4. Примат религии над  правом: регламентация основных  сторон жизни общества производится  не правом, а системой религиозных  норм, которая обеспечивается силой  теократического государства. По  существу, религиозные нормы в  данном случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - ее роль выполняет Коран.

5. В теократически организованном  обществе существует не просто  государственная религия, а религиозное  государство, то есть государство  представляет собой религиозную  организацию в масштабе общества  со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жестокую иерархию и  централизацию государственного  аппарата, сосредоточение огромных  полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие разделения  властей и системы сдержек  и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое  исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщин, которое, в частности, включает запрет  на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые способы  разрешения споров, конфликтов, телесные наказания и т.д.

12. Запрет на создание  политических партий (Иордания, ОЭА, Саудовская Аравия) или разрешение  только тех партий, которые утверждают  ценности ислама (Алжир, Египет).

     Модель секулярной квазирелигии была свойственна СССР, с марксизмом-ленинизмом и воинствующим атеизмом, а также нацистской Германии, КНДР и, отчасти, присуща современным США. В этой модели реализована дискриминационная по содержанию и принудительная по форме изоляция религиозных объединений от государства.

     Можно выделить следующие существенные признаки модели секулярной квазирелигии:

1. Запрет на свободное мировоззренческое самоопределение.

2. Установление в качестве государственной идеологии и активное навязывание обществу общеобязательной секулярной квазирелигии (например, идеология марксизма-ленинизма с воинствующим атеизмом).

3. Дискриминация верующих  граждан и (или) граждан, придерживающихся  убеждений, отличных от секулярной  квазирелигии, установленной в качестве  государственной и общеобязательной идеологии.

4. Значительное, вплоть до  определяющего, влияние государственной  секулярной квазирелигии на правовую систему.

5. Полный запрет (вплоть  до введения уголовной ответственности) какого бы то ни было влияния  религии на систему образования.

6. Подмена государственных  органов объединениями последователей  общеобязательной секулярной квазирелигии и их руководителями, размывание разделения компетенции государства и объединений последователей общеобязательной секулярной квазирелигии, вплоть до полного отсутствия такого разделения.

     Таким образом, несветские тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести и светской организации государственной власти.

     Что касается типологии светских моделей государств, то основным существенным признаком эквипотенциальной модели (от латин. аequus - равный) является стремление государства к максимально возможной вне религиозности и изоляции религиозных объединений в отношениях с государством. Эта модель свойственна современным Японии, КНР, Южной Корее и, отчасти, США и характеризуется следующими признаками:

1. Государство всемерно  стремится к достижению максимально  возможной вне религиозности и изоляции религиозных объединений от государственной жизни. Устанавливается и строго соблюдается запрет на какое бы то ни было проявление предпочтения государства той или иной религии в любой форме.

2. Исключается использование  любой религиозной символики  в государственной символике и атрибутике.

3. В законодательстве  государства закреплены свобода  совести и равенство всех религиозных объединений перед законом.

4. В государственной судебной  системе отсутствуют какие-либо  особые духовные или религиозные  суды или суды религиозных объединений.

     Что касается понятия преференциальной модели («преференциальный переводится» как предпочтительный, преимущественный, льготный), то здесь можно выделить следующие существенные признаки:

1. Доминирование исторической  обусловленности среди причин  выделения государством одной  или нескольких религий и наделения их преимущественным режимом.

2. Выделение государством  одной или, реже, нескольких (в Германии - двух: лютеранство и католицизм) религий или представляющих их  религиозных объединений, для которых  создается льготный режим существования  и деятельности. Такое выделение  может быть реализовано в формах: а) закрепления в конституции  официального статуса государственной  церкви (государственной религии, конфессии) за одной религиозной организацией; б) фактического наделения одного  или нескольких религиозных объединений  преимущественным статусом (статусом  традиционных, исторически укоренившихся  религий) без закрепления такого статуса в конституции.

3. Режим отделения религиозных  объединений от государства является  наиболее «мягким» из всех моделей светского государства.

     В некоторых странах глава государства обязан принадлежать к религиозной организации, имеющей статус государственной, и исповедовать государственную религию (возможен вариант, когда глава государства одновременно является и главой организации, имеющей статус государственной).

     В других странах существует практика принесения высшими руководителями государств после избрания или назначения на должность клятвы на Библии.

     Существенными признаками контаминационной модели (от лат. Contaminatio - смешение, соединение) являются следующие:

1. Граница между религиозным  и светским размыта.

2. Значительная степень  влияния норм религиозного права  на систему государства.

3. «Восточный» путь возникновения  и развития устройства и содержания  деятельности государства.

 

     В настоящее время данная модель свойственна, прежде всего, государствам так называемого исламского мира. Несмотря на то, что, по конституциям этих стран, религиозные объединения отделены от государства, продолжают играть важную роль, фактически являясь государственной религией, буддизм (Лаос, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Монголия) или индуизм (Индия, Непал).

      Одним из основных существенных признаков идентификационной модели светского государства является, как и в преференциальной модели, расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями.

     Однако имеются существенные отличия от преференциальной модели:

1. Учет государством современной  национально-культурной и религиозной  идентичности граждан. Именно проявление  гражданами своей национально-культурной  и религиозной идентичности выступает  основанием идентификационной модели  и гарантом справедливой реализации  взаимоотношений между государством  и религиозными объединениями.

2. Историческая обусловленность  является вторичной по отношению  к национально-культурной и религиозной  идентичности граждан.

3. Более жесткий режим  отделения религиозных объединений  от государства.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Глава государства не может являться одновременно главой религиозной организации.

     Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые в свое время прошли исторический этап богоборческой власти и гонений на религию, поэтому исторические традиции частично утеряны или частично реконструированы (Франция, Россия, страны Балтии, Украина и др.).

  

 

     Идентификационной модели присущи особенности других моделей светского государства, а именно:

а) в конституции закреплено отделение религиозных объединений от государства;

б) никакая религия либо нерелигиозная идеология, включая атеистическую, не устанавливается в качестве государственной или обязательной;

в) государство гарантирует и обеспечивает соблюдение равенства религиозных объединений перед законом, право на свободное мировоззренческое самоопределение, на свободу вероисповедания, на свободу убеждений и слова;

г) государство не вмешивается в содержание вероучений, канонических установлений, обрядов, культа и других форм религиозной деятельности религиозных объединений.

     В идентификационной модели светского государства большинство норм, регулирующих взаимоотношения между государством и традиционными религиозными организациями, закрепляются в договорах.

     В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией политических процессов в ряде стран. В России примером тому может служить Чеченская Республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства.

     

     

 

 

          5. Заключение.

     Государство - это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса.

Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме того, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

     Нормы религиозного права во всём мире оказывают существенное влияние на формирование правовых систем. В своём большинстве эти нормы оказывают позитивное влияние на поведение людей, влияют на культуру государства, но нельзя не сказать и о резко негативных проявлениях воздействия на общественную и государственную жизнь идеологических установок, сформированных на базе отдельных религиозных учений.

     Современный статус Русской Православной Церкви, прежде всего, это результат новых взаимоотношений государства и церкви. Эти отношения обусловлены и неотрывно связаны с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Русская Православная             Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления.

     Рассмотрев все стороны касающееся взаимоотношения государства и церкви, можно сделать несколько выводов. При рассмотрении религий, которые преобладают на территории России, и их духовных ценностей, вывод заключается в том, что, в принципе, данные религии несут общие духовные ценности и государство, признавая, что земные нравственные мерила несовершенны и недостаточны для регулирования отношений в обществе, должно опираться на нравственные ценности, исходящие из данных религий, сложившиеся на протяжении долгого времени, пронизанные и проверенные историей.

     Рассмотрев понятие государства, исходя из функций, которое оно выполняет и статей Конституции РФ, Россия была признана социальным государством, а это говорит о том, что вся деятельность его должна быть направлена на взаимодействие с гражданином и обществом, частью которого является церковь, для их бесконфликтного существования, чему нравственные ценности религий способствуют.

Информация о работе Государство и церковь