Гражданское общество как предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология.

Содержание работы

Понятие социологии и гражданского общества, их взаимосвязь……………………3
История развития гражданского общества…………………………………………….5
Функции гражданского общества и его идея………………………………………….9
Объект и предмет социологии…………………………………………………………10
Социология как наука о социальных отношениях общества……………………….14
Источники……………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

План:

  1. Понятие социологии и гражданского общества, их взаимосвязь……………………3
  2. История развития гражданского общества…………………………………………….5
  3. Функции гражданского общества и его идея………………………………………….9
  4. Объект и предмет социологии…………………………………………………………10
  5. Социология как наука о  социальных отношениях общества……………………….14
  6. Источники……………………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие социологии и гражданского общества, их взаимосвязь

 

Социология (фр. sociologie, лат.Societas — общество и греч.—Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах

(государство, право, мораль  и т. п.), процессах и общественных  социальных общностях людей. Впервые  понятие социология введено в  научный оборот еще в середине  XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом

Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь  постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к  середине

XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений.

 

Существует два основных направления понимания гражданского общества:

1)        Согласно  первому - генетическому, гражданское  общество - это некий тип социума.

2)        Согласно  второму - структурному, гражданское  общество является лишь частью  социума. То есть среди всего  общества есть гражданское общество  и государство. Эти две части  между собой иногда пересекаются.

Гражданское общество - это  нечто такое, что было создано  людьми, то, что можно противопоставить естественному состоянию и природе.

И в ответ на потребности  формирования гражданского общества возникает  социология. Ведь шел процесс становления  общества, утверждавшего торжество  прав и свобод человека, духовную, экономическую  независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка  феодально- абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной  регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни  людей. Расширение пределов свобод и  прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес  человека к знанию основ жизни  социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью  рационального, эффективного использования  приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в  экономике, политике, духовной сфере  поставили в прямую зависимость  результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и  т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального  использования свободы самоорганизации  стала социология.

Ведь социология изучала  общество, социальные отношения и  социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает  личность и социальные общности как  объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия  их сущности, а не в развертывании  сущности в действительности, выявлении  жизни во всем ее противоречивом существовании  как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических  концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает  общество, общественную жизнь не как  предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с  достаточной полнотой уловить и  выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История развития гражданского общества состоит из трех основных этапов.

Первый этап - от древности  до середины восемнадцатого века. Тогда  гражданское общество рассматривалось  как противовес естественному состоянию.

В древнегреческом полисе власть строилась на основных принципах  демократического управления. Фактически, для индивидуальности не оставалось времени. Ещё тогда впервые были выдвинуты идеи свободы и равноправия. Все жители полиса были наделены правами, в отличие от иноземцев. Свобода  понималась как физическая независимость  и обладание всеми правами. Но необходимо помнить, что человек  должен нести ответственность за свой выбор.

На тот момент существовало три основных сословия среди граждан:

·        Эвпатриды (аристократия)

·        Демиурги (ремесленники)

·        Геоморы (земледельцы)

Рабы не входили ни в  одно из сословий, потому что не назывались гражданами. Это именно случай структурного подхода к гражданскому обществу. Гражданство передавалось по наследству. Помимо рабов к гражданскому обществу не относились иноземцы. Статус иностранцев  тоже передавался по наследству, так  что для того, чтобы стать гражданином, было недостаточно родиться в полисе, было необходимо, чтобы родители были гражданами.

Кроме рабов и иностранцев, полноценными гражданами не считались  женщины: они не были наделены политическими  правами.

Но к 594 году до нашей эры  положение стало улучшаться. Произошла  отмена долгового рабства, отпустили  на свободу ранее закабаленных граждан, в том числе были выкуплены  отправленные за границу. Появился гарант прав и свобод, принцип индивидуальной свободы гражданина. Тогда же произошла  реформа власти. Она заключалась  во введении трех новых органов:

·        Народное собрание

·        Совет  четырехсот

·        Судебный орган

Кроме того, изменился порядок  формирования власти, и была введена  служба в армии.

Собственно формирование древнегреческого государства появилось  вследствие реформы Клиофена - он принципиально  изменил территориальную структуру  общества.

Древнегреческая философская  мысль имела весьма специфические  черты:

·        Светскость (то есть рациональное видение мира);

·        Понятие  упорядоченного космоса и мира вообще (означало, что все взаимосвязано  и эта структура познаваема);

·        Геометрическое видение вселенной хаотично и  не анархично.

На становление греческой  философии повлияло три фактора:

1.        Роль  слова в общественной жизни.  Слово утрачивает ритуальную  сущность, превращается в дискуссию.  Для древних греков владеть  речью было искусством.

2.        Полная  публичность самых важных явлений  общественной жизни. Законы больше  не принимаются силой, становится  важной аргументация.

3.        Объединение  в единое сообщество, поскольку  подобие людей друг другу играло  немаловажную роль. Идеалом стали  роскошь и аскетизм.

Позже Платон отметил, что  человек - социальное животное и люди объединяются в государство для  удовлетворения собственных потребностей.

Он разделил государство  на три основных слоя:

·        Философы, которые имели всю власть в  обществе.

·        Стражи - люди, следившие за порядком.

·        Собственно трудящиеся.

У Платона общество имело  иерархичную структуру. Он считал, что  общество должно контролировать все  отношения внутри себя. Человек самостоятельно может выбрать, кем он хочет стать: философом, стражем или трудящимся. В любом из случаев от государства  он получит защиту, удовлетворение своих потребностей. Свобода же - это осознание необходимости  равенства прав для всех людей, ограничивая  их реальными возможностями.

Позже Аристотель говорил, что  общественные отношения многоплановы. Он называл человека существом уже  не социальным, а политическим. Если Платон отрицал частную собственность  в принципе и принимал только общественную, то Аристотель считал, что находящееся  в частной собственности, более  управляемо. Кроме того, власть одного человека или группы людей несправедливо, потому что оскорбляет остальных. Более  предпочтительным он считал правление  среднего класса, потому что у них  есть собственность и их достаточно много. Таким образом, Аристотель выделял  в качестве гражданского общества именно средний класс.

Собственно, по мнению Аристотеля, гражданское общество держалась  на трех столпах:

·        Публичность;

·        Подобие;

·        Власть.

Следующим важным периодом для первого этапа развития гражданского общества было средневековье. Философии  того времени были характерны следующие  черты:

a)        Господство  церкви во всех сферах жизни  общества;

b)        Словесная  власть переходит к церковникам.  Феодальная власть не может  создать конкуренцию церковной,  потому как её задачей было  вести войны. Впрочем, феодалы  и рыцари больше ничего и  не умели.

c)        Дуализм  мира (противопоставление, например  дух - плоть или Царство Боже - Земной мир).

На тот момент главной  задачей философии была защита интересов  церкви.

В пятнадцатом веке произошел  крах церковной власти, и пришла пора философии нового времени. Вследствие роста торгового класса вообще, выросло  и благосостояние отдельных торговцев. А значит, что теперь и у торговцев  появились деньги на образование. Теперь купцы могли составить конкуренцию  духовенству, как в моральных  качествах, так и в физической власти.

Таким образом, рождается  рационалистская философия и  растет авторитет науки. Появляется тема индивидуальности человека, тема изменчивости мира и общества, как  его части. Но философская система  направлена против индивидуальности, а сила государства важнее индивидуальной свободы.

В тот момент распространилось мнение о том, что гражданское  общество не свойственно человеку естественно, оно, как и общественные отношения, является искусственным образованием. По природе же люди разрозненны.

Довольно необычное мнение появилось в семнадцатом веке. Его автором был Томас Гоббс, он считал, что человек - существо очень  вредное, а все люди желают друг другу  зла. Состояние людей в гражданском  обществе - война всех против всех. Равенством он считал такое состояние, когда  один человек может нанести другому  такой же вред, как и другой ему. Каждый может защищать свое здоровье так, как ему хочется: природа  дала каждому право на всё. Но если учесть, что мерило этого права - польза, тогда получается, что ни у кого нет права ни на что. Все  эти противоречия порождают «войну всех против всех», из которой все  хотят выйти и начинают искать союзников.

Томас Гоббс делает различия между массой, народом и государством:

Масса - множество людей, где каждый обладает собственной  волей, в народе каждый объединен  договором с остальными, а государство - уже народ действующий.

Учитывая тот момент, что  каждый правящий стремится обогатить  себя по возможности больше, монархия наиболее приемлема для государства - более экономична. Кроме того, свобода - естественное состояние дикости, а  для того чтобы управлять, необходимы знания.

Свобода для Гоббса заключается  не в том, чтобы каждый делал, что  хотел, а в том, что закон не в состоянии регламентировать всё  в жизни человека. Тогда, область  непредписанного начинает приравниваться области свободы. То есть свобода  в том, что каждый человек знает  все законы и наказания за их нарушения. А когда нет уверенности в  действиях, нет  свободы.

Позже Джон Локк выделил  три основных недостатка закона:

·        Не точен;

·        Не хватает знающего и беспристрастного судьи;

·        В  естественном состоянии не хватает  силы наказывать. Тогда люди начинают устанавливать договор.

В средние века появилась  новая точка зрения относительно естественности гражданского общества: человек от природы должен быть в  обществе, потому что никогда не жил без него. Но вот равные люди могут быть только в деспотическом  государстве, потому что свобода - это  право делать всё, что разрешено  законом.

Жан-Жак Руссо выдвинул идеи, противоположные идеям Томаса Гоббса. Он говорил о том, что человек  по природе своей добр и только общество делает его плохим. Неравенство  диктуется исключительно физическими  причинами и, таким образом, порождает  гражданское общество. А после  и частную собственность. А поскольку  частная собственность порождает  неравенство, значит, что любое имущество  представляет собой зло для человека. К сожалению, для того, чтобы уничтожить зло, придется уничтожить и цивилизацию, а это невозможно.

 

Второй этап продлился  до начала семидесятых годов двадцатого века. В этот период выделилась структура  гражданского общества, и начали рассматривать  взаимосвязи, взаимоотношения гражданского общества и государства.

Например, Эдмунд Берг выделял  основное направление движения для  общества: сохранение и поддержание  самого важного духовного и материального  состояния человечества. Основной момент: истинные ценности человечеством давно  выражены, теперь основная задача - защитить и сохранить себя.

Гражданское общество Эдмунд Берг называл царством социальной свободы, царством традиции. А свобода ограничена только собственностью.

Берг считал, что в истории  корни настоящего, а сегодня - всего  лишь итог того, что было раньше.

Первое эмпирическое исследование конкретного общества провел Алексис  де Токвилль. Он последовательно и  четко разделяет гражданское  общество и государство: гражданское  общество - специфическая форма социума, свободная от непосредственного  вмешательства государства, своего рода сфера добровольного выбора и авторитета морали.

Такой выдающийся экономист, как Карл Маркс считал, что гражданское  общество является результатом длительного  исторического развития. Гражданское  общество возникает из экономических  предпосылок и развивается только вместе с буржуазией. Таким образом, гражданское общество представляет собой капиталистическую фазу развития. Сам термин «гражданское общество»  Карл Маркс приравнивает к буржуазному  обществу.

Информация о работе Гражданское общество как предмет социологии