Гражданское общество как предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 12:41, контрольная работа

Описание работы

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология.

Содержание работы

Понятие социологии и гражданского общества, их взаимосвязь……………………3
История развития гражданского общества…………………………………………….5
Функции гражданского общества и его идея………………………………………….9
Объект и предмет социологии…………………………………………………………10
Социология как наука о социальных отношениях общества……………………….14
Источники……………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.54 Кб (Скачать файл)

 

На третьем этапе (семидесятые - восьмидесятые годы двадцатого века в социологии) появились различные  планы структур. Стали изучать  взаимоотношения гражданского общества уже не только с государством, но и с отдельной личностью.

На третьем этапе интерес  к гражданскому обществу стал наиболее интенсивным. Для этого времени  характерны следующие моменты:

a)        Переход  от индустриального к постиндустриальному  обществу стирает четкие границы  между классами;

b)        Происходит  усложнение горизонтальных сетей  вследствие количественного роста  в негосударственных организаций.

c)        Крах  авторитарных режимов в Европе  и Латинской Америке.

d)        Тенденции  к освобождению от гнета государства,  как последствие распространение  идей самоуправления.

e)        Обнаружилась  несостоятельность исключительно  государственного регулирования  экономики, поэтому поставлен  вопрос о передачи части социальных  гарантий гражданскому обществу.

Понятие гражданского общества стало очень тесно связанным  с понятием социетального общества (одна из систем общества наряду с политической, экономической и культурной).

 

3. Различают несколько  функций понятия «гражданское  общество»:

1)        Теоретико-аналитическая  функция. Имеется в виду, что  гражданское общество используется  для анализа и объяснения социального  явления. Гражданское общество - агрегированное понятие, оно обозначает  специфическую совокупность общественных  коммуникаций и социальных связей, институтов и ценностей, главным   субъектом которых является гражданин  со своими гражданскими правами

2)        Нормативная  функция. Здесь гражданскому обществу  придается статус нормативной  концепции.

3)        Функция  политического лозунга, когда  гражданское общество приравнивается  к демократии. Этот специфический  социальный феномен характерен  только для Соединенных Штатов. В Европе формировалась сначала  национальная идентичность, а уже  потом государство.

Необходимо различать  понятие и саму идею гражданского общества.

Идея гражданского общества - понятие в своем развитии через  образование. Само по себе понятие пассивно, а вот идея гражданского общества - активна и выступает в качестве лозунга, проходит через сознание, воплощаясь в конкретных целях.

КристианКумар говорил о  том, что существует некое ядро концепции  гражданского общества, которое уже  и обросло смысловыми слоями.

В России гражданское общество рассматривалось как некий идеал. Гражданское общество для России являлось общественным единством, спонтанно  складывающимся из вольного сотрудничества, а также сферой регулирования  частным и гражданским правом.

 

 

4. Объект и предмет социологии

 

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?

Совпадают ли объект и предмет  социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен  процесс исследования, а сфера  предмета — те стороны, связи и  отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука  об обществе. Но еще недостаточно для  определения предмета социологии. Это  лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с  объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности  общественных отношений, обществе как  целостном организме; о социальной системе.

 

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.

Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа  и общества, которые соответственно и изучаются естественными и  социально-гуманитарными отраслями  знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта  и предмета социологии как науки  состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и  развития в качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь широко распространен  взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит  в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально- экономических  систем, ступеней развития цивилизации  обрекает на абстрактное, одномерное видение  общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования  личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и  важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и  руководствуются ими в своей  жизни. Именно цели есть специфическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет  и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в  том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с  тем, чтобы достигнутое максимально  совпало с желанием.

Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс  рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование  и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к  высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между  стихийностью и сознательностью.

 

Конечно же, в конце каждого  этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких  целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и  внутри их. Особую актуальность приобретает  раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев  и индивидов в общественной жизни  в их целостности.

Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность  развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится

 

 

Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую  культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится  к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия  при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший  социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

 

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных  социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи  определяют социологию как науку  об обществе, социальных группах и  социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных  индивидов, а людей в общностях  или в социальных условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить  причины социального поведения  или взаимодействия социальных общностей  и групп и их результаты.

По мнению бельгийского социолога  Миха де Костра, социология изучает  отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в  современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности  ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они  ничего об этом не знают. Социология и  ставит целью: помочь людям разобраться  самим в сложных проблемах  жизни. Ведь социология — это понимание  общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют  возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

 

Современная социология —  это множество течений и научных  школ, которые по-разному объясняют  ее предмет и роль, по-разному  отвечают и на вопрос что такое  социология. Существуют различные определения  социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии»  дает определение социологии как  науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку  о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и  взаимодействия между обществом  и людьми, между общностями, между  общностями и личностью. В книге  «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в  центре внимания которой находятся  социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.

Каждое из определений  имеет рациональное зерно. Большинство  ученых склонны полагать, что предметом  социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь  можно возразить. Общественные явления  изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией  права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным  наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные  стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые  их свойства, которые не изучаются  ни одной из них. Политэкономия изучает  только хозяйственную деятельность общества.

Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства  — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных  явлениях и т. п. А ввиду того, что  они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в  жизни должны проявляться общие  всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые  ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

 

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах  и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное  восприятие единственным средством  достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись  и 'новые возможности проникновения  во внутренний мир личности, понимания  ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир —  социальную среду, общности, в которые  он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается  социологией не только как функционирующая  и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная  социология и пытается изучить причины  кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Основные проблемы современной  социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.

Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной  личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных  и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического  знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Социология — наука о социальных отношениях общества

 

Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс  познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и  т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны  социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в процесс  социологического познания, осмыслены  и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и  количественных характеристик и  может изучаться различными общественными  науками. Социальные общности изучаются  философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду  того, что социальная система может  обнаруживаться на различных уровнях  социальной действительности, то при  разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным  социальным объектам.

 

В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и отношения объекта  исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и  практической проблема тики. Предмет  исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих  перед социологом, уровнем научных  знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может  изучаться с целью решения  различных научных проблем, а  предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается  в конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении  предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят  человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Информация о работе Гражданское общество как предмет социологии