Групповые способы принятия управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поставленной проблемы определятся также той ролью, которую играют процессы принятия управленческих решений в деятельности любого субъекта управления. Как показали исследования ряда авторов, конечная эффективность всего управления в значительной мере определяется обоснованностью и оптимальностью управленческих решений, процесс принятия которых является одним из основных видов управленческого труда

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы принятия групповых управленческих решений 4
1.1. Особенности разработки и принятия решений в группе. Определение группы 4
1.2. Негативные эффекты при принятии решений в группе 6
2. Анализ согласованности групповых решений при разработке управленческих решений 9
2.1. Анализ качества группового решения 9
2.2. Методики принятия группового решения 10
2.3. Методы «мозгового штурма» 11
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

Групповые решения.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Методы  «мозгового штурма»

Принципы метода "мозгового штурма":

1. Четкая формулировка  цели и/или задач и ограничений.

2. Обеспечение  максимальной свободы участникам

* предоставление  слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных  и авторитетных);

* полная свобода  мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3. Тщательное формирование состава участников

* определение  численности;

* по специализации, предназначенное для полного  покрытия необходимой области, а  в некоторых случаях, выходящего  за ее пределы, а также возможности  частичной взаимной замены);

* психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

* по квалификации (высокий и примерно равный  уровень)

* иногда введение "рыжего";

4. Иерархическое  ведение обсуждений: сначала - максимально  вширь, затем оценка перспективности  вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5. Огромная роль "ведущего"и демократический  стиль руководства:

* создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной  атмосферы;

* умение "выявлять" предложения и направлять ход  дискуссии (греческий метод).

Выводы:

1. Метод мало  формализован.

2. Нагрузочность  и конфликтность.

3. Результаты  чрезвычайно сильно зависят от  подготовки и проведения.

Морфологический метод и метод анализа круга проблем

Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука - синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.

Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

* объединение  множества людей;

* посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);

* сознательное  объединение ранее несвязанных  мыслей, например, с помощью случайных  слов-подсказок 

Метод “635”

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем по часовой стрелке листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.

Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма. 5

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап - сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта “единого мозга”, возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа - срыв всего процесса. Следовательно, самое важное - убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма - максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета.

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей.

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

 

 

 

 

Заключение

Преуспевающие организации – это те, которые способны мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными.

 Т.о. технологии мозгового  штурма имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного  решения проблем на деловом  совещании, развития творческого  потенциала его участников, повышения  стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания.В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и  инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко.

Мозговой штурм является неотъемлемой частью процесса принятия решений в организации. Несомненно, что грамотный руководитель должен всегда держать на вооружении данную технику принятия решений, ведь она способствует мышлению роста, ориентации на развитие и поиску возможностей, управлению смыслом. Это позволяет коллективу не только выжить  в условиях интеллектуальной конкуренции, но и благодаря компетентности и эмоциональной грамотности при внедрении инноваций создать корпоративную культуру, способствующую стабильному успеху, и помочь понять более глубокие причины перемен.

 

Список используемой литературы

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,2002
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2004.
  3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2006.
  4. Голубков Е.П. Какое принять  решение? Москва «Экономика», 2001.
  5. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.
  6. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ», 2001.
  7. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2000.
  8. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2003.
  9. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2004.
  10. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб, 2005.
  11. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2005.
  12. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 2004.
  13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения . Москва:«Интел-синтез»,2002.
  14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2000.
  15. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 1998.
  16. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2006.

 

 

Приложения

Приложение 1

Основная структура метода “мозгового штурма”

 

 



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 


На стадии поиска следует избегать

оценки предложений

 

 

 

 

 

Желательно получить как можно больше предложений

        

           Нет



                          Да

 

 

                         

Нет




 

Нет




Да




Да





 

 

 

 

 

 


 

 


 

Приложение 2

Алгоритм современного синектического процесса

 

 

1 Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2006.  – с. 49

2 Та же, с. 52-53

3 Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 2004. – с. 121-122

4 Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,2002 – с. 229

5 Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб, 2005. – с. 22


Информация о работе Групповые способы принятия управленческих решений