Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:26, реферат
Описание работы
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
Содержание работы
Введение 1. Понятие, признаки правового государства 1.1 развитие концепций 1.2 основные черты правового государства 1.3 основы правового государства 2. Характеристика и понятие гражданского общества 2.1 понятие гражданского общества 2.2 признаки гражданского общества 2.3 структура гражданского общества 3. Правовое государство в современной России. Литература
Идея гражданского общества
широко распространена в мире. Во многих
цивилизованных странах она используется
в официальных доктринах и законодательствах
уже в течение многих десятков лет. Тем
не менее, понятие гражданского общества
является сравнительно молодым. Оно оформилось
в XIX веке как противовес вмешательству
государства в общественную жизнь и произволу
властей в условиях новых общественных
отношений.
Вопросы, связанные с правовым
государством, всегда вызывают глубокий
интерес. Они актуальны в современных
условиях, т.к. мы живем в стране, которая
по Конституции является правовым государством.
С практической точки зрения изучение
явления правового государства может
показать путь, формы, методы, которые
целесообразно использовать в сложившейся
ситуации при создании правового государства
в России.
"Приобщаясь в рамках
нового политического мышления
к мировым общечеловеческим ценностям,
общество в России одной из
фундаментальных проблем своего
развития провозгласило создание
современного демократического
правового государства". Ядром
этого государства является развитое
гражданское общество. Становление
гражданского общества в этом
плане есть первая и важнейшая
предпосылка для успеха реформ
на пути к демократизации и
юридизации всей общественной
жизни России. Без полноценного
гражданского общества не будут
иметь успеха идеи правового
государства: люди не воспримут
и не поймут всей сущности
этих новых в большой степени
для нашей страны идей.
В последние время интерес к
проблеме гражданского общества возник
и у нас в стране, и о гражданском обществе
говорится как о само собой разумеющемся;
в последние годы проблема гражданского
общества стала активно обсуждаться в
российской печати. Выдвигаются различные
точки зрения о происхождении гражданского
общества, его исторических периодах и
соотношении с государством. Порой гражданское
общество отождествляется с любым человеческим
обществом или с государством. В результате
теряется специфика этих образований.
Отсюда четко выявляется необходимость
понимания всей сущности самого гражданского
общества, путей его становления и потенциальных
возможностей.
1. Понятие и признаки
правового государства
Государство и право теснейшим
образом связаны друг с другом. Государство
использует право во всех сферах своей
деятельности, в свою очередь правые нормы
всегда санкционируются государством.
Но правовое государство это совсем особый
тип взаимоотношений права и государства.
Античные философы о правовом
государстве
Первые представления о правовом
государстве как об определенном государственном
устройстве, осуществляющем свою деятельность
на основе закона, стали формироваться
еще в Древнем мире. Значительное влияние
на формирование теоретических представлений,
а затем и практики правовой государственности,
оказали политикоправовые идеи и институты
Древней Греции и Рима.
Главное направление поиска
таких мыслителей античности, как Сократ,
Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано
со стремлением к более совершенным и
справедливым формам общественной жизни.
Античные философы последовательно отстаивали
мысль о том, что государственность вообще
возможна лишь там, где господствуют справедливые
законы. Они старались найти такое взаимодействие
между правом и государственной властью,
которое бы обеспечивало гармоничное
функционирование общества и при котором
закон общеобязателен как для граждан,
так и для самого государства.
Идеи правового государства
в XVIIIXIX вв.
В период буржуазных революций
возникают новые подходы к идее правового
государства. В борьбе с абсолютизмом
рождается идея правовой организации
государственной жизни, исключающей монополизацию
власти в руках одного лица или властного
органа, утверждающей равенство всех перед
законом, обеспечивающей индивидуальную
свободу посредством права.
Значительный вклад в теорию
правового государства в этот период внесли
Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк,
Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах,
Т. Джефферсон и другие видные мыслители
XVIIIXIX вв. С их именами связана разработка
нескольких важных идей: естественных
прав человека, народного суверенитета,
разделения властей.
Размышляя о пределах государственной
власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых
прав особо выделяет собственность, свободу
мнений. Любое покушение на право собственности
(лишение части собственности, повышение
налогов) рассматривается Локком как проявление
деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления
властей, он предлагает не соединять законодательную
и исполнительную власть и подчинить законодателей
действию ими же созданных законов, осуществляемых
исполнительной властью. Другим средством
от произвола, по Локку, является законность.
"Ни для одного человека, находящегося
в гражданском обществе, не может быть
сделано исключение из законов этого общества"
.
На качественно новую ступень
обоснование идеала правового государства
было поднято в теории родоначальника
классической немецкой философии Иммануила
Канта (17241804 гг.). Согласно знаменитому
определению государства, сформулированному
Кантом в "Метафизике нравов", оно
представляет собой "объединение множества
людей, подчиненных правовым законам"
. Хотя Кант не употреблял еще термина
"правовое государство", он использовал
такие близкие по смыслу понятия, как "правовое
гражданское общество", "прочное
в правовом отношении государственное
устройство", "гражданскоправовое
состояние". Особенность кантовского
определения заключалась в том, что конститутивным
признаком государства здесь было названо
верховенство правового закона.
Народу, согласно Канту, принадлежит
законодательная власть. Исполнительная
власть подчинена законодательной. Судебная
власть назначается исполнительной. Тем
самым должно обеспечиваться равновесие
властей, а не просто их разделение.
Термин "правовое государство"
(понемецки Rechtstaat) ввел в научный оборот
Роберт фон Моль, и таким образом он прочно
утвердился в немецкой юридической литературе
в первой трети XIX в.
Тема правового государства
в русской политикоправовой мысли
В русской политикоправовой
мысли тема правового государства поднималась
трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г.
Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля,
Н.М. Муравьева и других мыслителей.
В завершенном виде русская
концепция правового государства сложилась
в работах видных правоведов и философов
предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова,
С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева,
Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева
и других. Большинство из них принадлежали
к представителям русского либерализма.
Либерализм в России во второй половине
XIX в. стремился преобразовать государственный
строй Российской империи в соответствии
с образцами европейского пути развития.
Основными идеями либеральных
доктрин были права и свободы личности,
светский характер общества, политический
плюрализм, всеобщее избирательное право,
парламент, правовое государство и режим
законности.
Советская государственноправовая
наука идею правового государства считала
буржуазной.
В период перестройки и после
краха социалистической системы в нашей
стране произошли серьезные изменения
в научных взглядах на государство и право,
обозначились новые подходы к оценке их
роли в политической системе общества.
Опираясь на научный потенциал прошлого
и настоящего, практический опыт построения
и функционирования правовой государственности
в современных демократических государствах,
отечественное правоведение и политическая
мысль наметили реальные контуры будущего
правового государства в нашем обществе.
Признаки правового
государства.
В юридической литературе в
качестве основных признаков правового
государства обычно выделяются следующие:
верховенство права, юридическая
защищенность всех общественных субъектов
от произвольных решений кого бы то ни
было;
принцип разделения властей,
т.е. самостоятельное и независимое функционирование
трех ветвей власти: законодательной,
исполнительной, судебной; и правовая
организация системы государственной
власти;
приоритет прав и свобод граждан
и единство их прав и обязанностей;
взаимная ответственность государства
и личности.
Рассмотрим вышеперечисленные
черты правового государства подробнее.
1. Верховенство права. В
правовом государстве высшей
юридической силой обладает только
закон, которому подчиняются как
граждане государства, так и государственные
органы. Основной закон такого
государства Конституция. Все другие
правовые акты должны соответствовать
закону и основываться на его
нормах. Соблюдение законов это
основа нормального функционирования
государства, и защиты прав граждан.
2. Разделение власти. Разделение
власти на законодательную, исполнительную
и судебную необходимо для того, чтобы
исключить произвол власти, создать механизм
сдержек и противовесов. Оно направлено
против авторитаризма в государственном
строе и служит развитию демократии в
государственном управлении. В правовом
государстве существует баланс законодательной,
исполнительной и судебной властей при
провозглашенном суверенитете народа.
В федеративных государствах наряду с
"горизонтальным" разделением власти
реализуется принцип и "вертикального"
разделения: между федерацией и ее субъектами.
В ряде стран Латинской Америки
выделяются четыре ветви власти: к трем
известным добавлена избирательная власть.
И это не предел. В проекте Конституции
Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей
власти, а во второй Конституции Алжира
1976 г. шесть: политическая, законодательная,
исполнительная, судебная, контрольная
и учредительная.
3. Гарантированность прав
и свобод граждан. Этот признак
правового государства означает,
что кроме провозглашения прав
и свобод личности в обществе
должны существовать конкретные
механизмы их реализации, т.е. реально
обеспеченная возможность гражданина
получить образование, социальное
обеспечение, квалифицированную юридическую
помощь, судебную защиту своих
прав, эффективную работу правоохранительных
органов и т.д. Личность вправе
иметь на закрепленные в законах
субъективные права личности
и рассчитывать на положительные
действия государства в его
интересах.
4. Взаимная ответственность
государства и личности. Провозглашая
определенные права и обязанности
гражданина, само государство имеет
не только права, но и обязанности
перед гражданином. Оно не свободно
от ограничений в своих решениях
и действиях, и государственные
органы несут ответственность
за нарушение законов или ненадлежащее
выполнение своих обязанностей.
Реализация такого подхода к
взаимоотношениям личности и
государства означает существование
определенных форм контроля общества
над деятельностью государственных
органов. К формам такого контроля
относятся: политическая ответственность
правительства перед парламентом,
парламента перед народом, юридическая
ответственность должностных лиц
за нарушение прав и свобод
граждан, регулярные перевыборы
высших должностных лиц и т.д.
Экономическая, социальная и
нравственная основы правового государства.
Экономической основой правового
государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности,
на различных формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной,
частной и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно производителям
и потребителям материальных благ; индивидуальный
производитель выступает как собственник
продуктов своего личного труда. Правовое
начало государственности реализуется
только при наличии самостоятельности
и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства
участников производственных отношений,
постоянный рост благосостояния общества
и его саморазвитие.
Социальную основу правового
государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет
свободных граждан носителей общественного
прогресса. В центре внимания такого государства
находится человек и его интересы. Через
систему социальных институтов, общественных
связей создаются необходимые условия
для реализации каждым гражданином своих
творческих, трудовых возможностей, обеспечивается
плюрализм мнений, личные права и свободы.
Переход от тоталитарных методов управления
к правовой государственности связан
с резкой переориентацией социальной
деятельности государства. Прочная социальная
основа государства предопределяет стабильность
его правовых устоев.
Нравственную основу правового
государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости,
равенства и свободы личности. Конкретно
это выражается в демократических методах
государственного управления, справедливости
и правосудия, в приоритете прав и свобод
личности во взаимоотношениях с государством,
защите прав меньшинства, терпимости к
различным религиозным мировоззрениям.