Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 19:26, реферат
Описание работы
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
Содержание работы
Введение 1. Понятие, признаки правового государства 1.1 развитие концепций 1.2 основные черты правового государства 1.3 основы правового государства 2. Характеристика и понятие гражданского общества 2.1 понятие гражданского общества 2.2 признаки гражданского общества 2.3 структура гражданского общества 3. Правовое государство в современной России. Литература
Правовое государство это суверенное
государство, которое концентрирует в
себе суверенитет народа, наций и народностей,
населяющих страну. Осуществляя верховенство,
всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает
свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех без
исключения граждан. Принуждение в правовом
государстве осуществляется на основе
права, ограниченно правом и исключает
произвол и беззаконие. государство применяет
силу в правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает свободе других людей.
2. Характеристика
и понятие гражданского общества
Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают
следующее определение гражданского общества.
Гражданское общество это общество с развитыми экономическими,
политическими, правовыми, культурными
отношениями между его членами, независимое
от государства, но взаимодействующее
с ним; это союз индивидов, обладающих
развитой, целостной, активной личностью,
высокими человеческими качествами (свободы,
права, долга, морали, собственности и
др.).
Признаками (особенностями)
гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность
их на основе владения ими собственностью;
широкие связи между членами
общества;
наличие государственной власти,
подконтрольной, преодолевшей отчуждение
от общества власти, где ее носители всего
лишь наемные работники, обладающие соответствующей
компетентностью, мастерством, способностью
решать проблемы общества;
децентрализация власти;
передача части власти органам
самоуправления;
согласование позиций вместо
конфликтов;
развитое чувство коллективности
(но не стадной), обеспеченное сознанием
принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества
это человек, ориентированный на созидание,
духовность.
Структура гражданского общества.
Гражданское общество имеет
свою структуру, составляющие которой
различные общественные образования и
общественные институты, обеспечивающие
условия для реализации частных интересов
и потребностей индивидов, коллективов,
способные "давить" на государственную
власть с тем, чтобы заставить ее служить
обществу.
Структура это внутреннее строение
общества, отражающее многообразие и взаимодействие
его составляющих, обеспечивающее целостность
и динамизм развития.
Структуру современного российского
гражданского общества можно представить
в виде пяти основных систем, отражающих
соответствующие сферы его жизнедеятельности.
Это социальная (в узком смысле слова),
экономическая, политическая, духовнокультурная
и информационная системы.
Социальная система охватывает
совокупность объективно сформировавшихся
общностей людей и взаимоотношений между
ними. Это первичный, основополагающий
пласт гражданского общества, оказывающий
определяющее влияние на жизнедеятельность
других его подсистем.
Прежде всего здесь следует
обозначить блок отношений, связанных
с продолжением рода человеческого, воспроизводством
человека, продлением его жизни, воспитанием
детей. Это институты семьи и отношения,
обусловленные ее существованием, обеспечивающие
соединение биологического и социального
начал в обществе.
Второй блок составляют отношения,
отражающие сугубо социальную сущность
человека. Это конкретные отношения человека
с человеком как непосредственно, так
и в различных коллективах (клубах, общественных
объединениях и т. п.).
Третий блок образуют опосредованные
отношения между большими социальными
общностями людей (группами, слоями, классами,
нациями, расами).
Экономическая система представляет
собой совокупность экономических институтов
и отношений, в которые вступают люди в
процессе реализации отношений собственности,
производства, распределения, обмена и
потребления совокупного общественного
продукта.
Политическую систему составляют
целостные саморегулирующиеся элементы
(организации) государство, политические
партии, общественнополитические движения,
объединения и отношения между ними. Индивид
политически выступает в качестве гражданина,
депутата, члена партии, организации.
Духовнокультурная система
образуется из отношений между людьми,
их объединениями, государством и обществом
в целом по поводу духовнокультурных благ
и соответствующих материализованных
институтов, учреждений (образовательных,
научных, культурных, религиозных), через
которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют
отношения, связанные с образованием.
Образование является фундаментом в деле
развития человеческой личности. Его состояние
характеризует перспективы развития конкретного
общества. Без образования не может нормально
функционировать не только духовнокультурная
сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для человека
и общества отношения, обусловливающие
возникновение и развитие науки, культуры,
религии.
Информационная система складывается
в результате общения людей друг с другом
непосредственно и через средства массовой
информации. В качестве ее структурных
элементов могут выступать общественные,
муниципальные и частные организации,
учреждения, предприятия, а также граждане
и их объединения, осуществляющие производство
и выпуск средств массовой информации.
Информационные отношения носят сквозной
характер, они пронизывают все сферы гражданского
общества.
3. Правовое государство
в современной России
В Конституции РФ нашли свое
признание и нормативное закрепление
все три основных аспекта правовой государственности
гуманитарноправовой (права и свободы
человека и гражданина), нормативноправовой
(конституционноправовая природа и требования
ко всем источникам действующего права)
и институциональноправовой (система
разделения и взаимодействия властей).
Действующая конституция РФ,
принятая на всенародном референдуме
12 декабря 1993 года, конституировала РФ
как демократическое правовое государство
с федеративной формой государственного
устройства и республиканской формой
правления. Кроме того, Конституция определяет
РФ как социальное государство и как светское
государство. Определенная глава Конституции
посвящена правам и свободам граждан РФ,
которые сформулированы в соответствии
с нормами международного права.
Реальные демократические преобразования
в праве начались со второй половины 80х
годов в годы перестройки, особенно после
поражения августовского (1991г.) путча.
Получил общее признание принцип "правового
государства", были отменены репрессивные,
иные реакционные институты и положения,
стали развиваться демократическое законодательство,
система правосудия (созданы Конституционный
суд Российской Федерации, Высший арбитражный
суд Российской Федерации). В октябре 1991
г. Верховным Советом Российской Федерации
была одобрена концепция судебной реформы,
которая направлена на утверждение судебной
власти в государственном механизме как
самостоятельной влиятельной силы, независимой
в своей деятельности от властей законодательной
и исполнительной. Принятая Верховным
Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация
прав и свобод человека и гражданина, исходит
из того, что государство признает приоритет
прав и свобод человека, что соблюдение
и защита прав и свобод, чести и достоинства
человека главная обязанность государственной
власти. Процесс формирования правового
государства предполагает создание системы
политических, юридических и иных гарантий,
которые обеспечивали бы реальность этих
конституционных положений, равенство
всех перед законом и судом, взаимную ответственность
государства и личности.
В течение долгих десятилетий
в нашей стране действовала однопартийная
система, которая исключала возможность
создания и функционирования легальных
оппозиционных партий. Официальной, государственной
идеологией являлся марксизмленинизм.
Современное демократическое правовое
государство предполагает развитое гражданское
общество, в котором взаимодействуют различные
общественные организации, политические
партии, в котором никакая идеология не
может устанавливаться в качестве официальной
государственной идеологии. Политическая
жизнь в правовом государстве строится
на основе идеологического, политического
многообразия (плюрализма), многопартийности.
Поэтому одним из путей формирования правового
государства, одним из направлений этой
работы является развитие гражданского
общества, выступающим важным звеном между
личностью и государством, в котором реализуется
большая часть прав и свобод человека;
утверждение принципов политического
плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим
во многом успех многих преобразований
в государственной и политической жизни
нашего общества, является уровень политической
и правовой культуры в обществе. Необходимо
избавляться от того правового нигилизма,
который особенно отчетливо проявился
в последнее время не только у граждан,
но и у представителей государственного
аппарата. Уважение и соблюдение конституции,
закона всеми членами, всеми должностными
лицами неотъемлемая черта демократического
государства.
На территории распавшегося
СССР происходят сложные процессы в развитии
государства и права становление в новых
"независимых государствах" государственных
и правовых систем, соответствующих требованиям
современного гражданского общества.
Это развитие все более осложняется изза
того, что общество переживает жесточайший
экономический и социальный кризис, существенно
отразившийся на уровне жизни людей и
резко высветивший те негативные последствия,
которые породила тоталитарная система
за долгие десятилетия своего господства.
Конституционная модель российской
правовой государственности остается
еще не сформированной до конца. Поэтому
первоочередной является задача доведения
до конца процесса формирования всех конституционных
институтов. Наряду с существенными достоинствами
конституционная модель РФ имеет и ряд
недостатков, т.к. процесс формирования
правового государства в РФ сталкивается
со значительными трудностями, идет весьма
медленно и достаточно противоречиво.
В России пока не удалось реализовать
в полной мере ни одного из основных принципов
правового государства.
Грубо нарушается в стране принцип
верховенства закона. Достаточно распространенной
является практика принятия представительными
и исполнительными органами субъектов
РФ нормативноправовых актов, противоречащих
федеральным законам. Значительная часть
норм, закрепленная федеральным законодательством,
не реализуется, действует лишь формально.
Часть населения лишена возможности иметь
работу и получать достойное вознаграждение
за свой труд. Государство оказывается
неспособным обеспечить в должной мере
права и свободы своих граждан в сфере
образования, науки, соц. обеспечения.
Принцип разделения властей в Конституции
закреплен таким образом, что законодательная
власть не способна организовать действенный
парламентский контроль за деятельностью
исполнительной власти по организации
и обеспечению реализации федеральных
законов.
В качестве одной из важнейших
задач, связанной с формированием правового
государства, следует рассматривать развитие
и совершенствование законодательства,
формирование новой по существу правовой
системы. В последнее время приняты очень
многие законодательные акты, создающие
основы для дальнейшего развития нашего
государства как демократического, правового.
Это Декларация о государственном суверенитете
Российской Федерации, Декларация прав
и свобод человека и гражданина, закон
о гражданстве, закон о собственности,
Конституция Российской Федерации, Договор
об общественном согласии.
Таким образом, основная задача
состоит в том, чтобы наконец преодолеть
застарелый порок российской власти тенденцию
к ее монополизации и бесконтрольности,
развить и упрочнить систему разделения
властей. Опыт российской политической
истории учит, что это очень трудно, но
крайне необходимо. Пока возможно, это
должны сделать сторонники действующей
конституции, не откладывая дело до прихода
к власти ее противников.
Литература:
1. Конституция РФ.
2. Гаджиев К. С. "Политическая
наука", М.: 1998.
3. "История правовых
и политических учений". /под ред.
В. С. Нерсесянца. М., 1995.
4. Енгибарян Р.В. "Теория государства
и права". Учебное пособие. М.: Юрист,
1999.
5. Воротилин Е. А. "Идеи правового
государства в истории политической мысли"
//Политология. Курс лекций. М., 1997.