Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 20:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы, является анализ понятия общества в социологических концепциях вышеназванных исследователей. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие общества в марксистской социологии;
- провести анализ теории общества Макса Вебера;
- выяснить общие и отличительные черты и дать общую характеристику общества.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера…………………………………………………………………………………………….4
1.1. Понятие общества в социологической концепции марксизма………………………6
1.2. Теория общества в социологии Макса Вебера………………………………………..15
2. Сравнительный анализ понятия общества …………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………………………………………………….…23

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………………………………….3 
1. Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера…………………………………………………………………………………………….4 
1.1. Понятие общества в социологической концепции марксизма………………………6 
1.2. Теория общества в социологии Макса Вебера………………………………………..15 
2. Сравнительный анализ понятия общества …………………………………………….19 
Заключение……………………………………………………………………………………...22 
Список используемой литературы………………………………………………………….…23

 

 

Введение

Понятие общества является одной из центральных категорий социологии как наиболее общей науки об обществе. Предметом социологии не являются отдельные области общественной жизни и отдельные общественные явления. Их изучают специальные общественные науки. Предметом же социологии является общество вообще, а также социальные явления, которые, будучи взаимосвязанными, в своей совокупности и образуют человеческое общество. Именно поэтому в задачу социологии входит как определение самого понятия человеческого общества, так и понятийное определение общественных явлений и выявление основы соединения их в обществе. Отдельные социологические теории как раз и различаются в зависимости от того, как они объясняют сущность общества и социальных явлений с учетом их соединения в целостном обществе. Исследованию такой сложной системы как общество, посвятило свои работы множество ученых-социологов. Вклад таких исследователей как К. Маркс и М. Вебер, в развитие теорий общества неоценим.

Все это и подтверждает актуальность данной темы реферата.

Целью данной работы, является анализ понятия общества в социологических концепциях вышеназванных исследователей. Исходя из данной цели в работе поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать  понятие общества в марксистской  социологии;

- провести анализ  теории общества Макса Вебера;

- выяснить общие  и отличительные черты и дать  общую характеристику общества.

 

 

1.Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера

Общественная жизнь – это непрекращающийся процесс деятельности и взаимодействия множества человеческих индивидов. Создавая различного рода объединения и группы, направляя индивидуальные и кооперированные усилия на решение всевозможных задач, они образуют в своем единстве общество. Такое видение общества требует, с одной стороны, системной характеристики его важнейших элементов: субъектов человеческой деятельности, сфер человеческой деятельности, специфических средств человеческой деятельности. С другой стороны, необходим анализ общества как целостности, характеристики которой не сводятся к сумме свойств элементов, составляющих ее [3; с.113].

Первоначально понятие "общество" означало община, союз, сотрудничество (лат socio - соединять, объединять, совместный труд). Американский социолог Ф. Гидденс писал в конце XIX в.: "Общество в первоначальном смысле слова означает сотоварищество, общую жизнь, ассоциацию...". С позиций современной социологической науки при рассмотрении вопроса "Что есть общество?" обращается внимание на следующие моменты.

Во-первых, общество представляет собой совокупность, объединение людей - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Общество - это не просто любая механическая совокупность людей, а "продукт взаимодействия людей" (К. Маркс). Биологические отношения животных являются, в сущности, их отношениями к природе, в то время как специфику человеческой общности составляют отношения людей друг к другу.

Во-вторых, человеческое общество представляет собой деятельную совокупность людей. Выделяют три группы факторов лежащих в основе человеческой деятельности, связей и групповых форм жизни, которые устанавливаются между людьми в процессе их взаимодействия в обществе: труд, общение, познание.

В-третьих, общество - это система исторически сложившихся отношений и форм жизнедеятельности людей, придающая жизни и деятельности людей организованный характер. Действительно, сообщество людей определенной (смешанной или чистой) этнической принадлежности, населяющее определенную географическую территорию, представляет собой общество лишь в том случае, если эти люди являются членами определенной социальной ассоциации. Она характеризуется не только единой культурой, но и устойчивой социальной организацией в виде различных институтов групповой жизни и взаимодействия людей.

В максимальной степени приблизиться к человеческому измерению истории позволяет рассмотрение общества через призму социокультурного подхода, т.е. через взаимодействия его социальной жизни и культуры. Методология социокультурного анализа разрабатывалась в работах русского социолога Н.Я. Данилевского (1822-1885), классиков западной социологии Э. Дюркгейма и М. Вебера, работах немецкого философа истории культуры О. Шпенглера (1880-1936) и английского историка А. Тойнби (1889-1975), в работах американского социолога русского происхождения П. Сорокина, а также в трудах Т. Парсонса и его школы, в работах культуроантропологов А. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, М. Мида (1901-1978) [5; с.7-8].

Рассмотрим проблематику понятия общества с позиций классиков марксизма и Макса Вебера.

 

1.1. Понятие общества в социологической концепции марксизма

Становление марксизма как специфической идеологии, теории и практики было тесно связано с социальной и интеллектуальной атмосферой Европы XIX века. Учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) имеет общие черты с рядом как социологических, так и социалистических учений этого времени. Многие знаменитые современники Маркса и Энгельса (Ш. Фурье, О. Конт, Г. Спенсер и др.) не избежали соблазна конструирования идеальных проектов устройства будущего общества, так и не преодолели склонности к глобальным доктринам, охватывающим все стороны общественного бытия. Свои идеи в противоположность классическим утопиям они представляли как всесторонне обоснованное научное знание, способное открыть подлинные законы общественного развития. В силу этого собственно социологические школы и направления, зародившиеся в XIX веке, находились в оппозиции к официальной академической науке, явно тяготевшей в изучении вопросов общественной жизни к абстрактно-философским построениям. Очевидное стремление к позитивизации социального знания с очевидностью проступает и в марксизме [2; с.57].

Согласно Марксу, в основании общественной жизни людей лежит их хозяйственная, а точнее, экономическая деятельность. Она имеет название — способ производства материальных благ. Любой способ производства содержит две стороны: производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся, с одной стороны, средства производства, включающие в себя постоянно совершенствующиеся орудия труда и предмет труда, т. е. все то, на что направлен труд, а с другой стороны, работник с его навыками и умениями. Производственные отношения — это общественные отношения, возникающие между людьми в процессе производства. Производительные силы и производственные отношения составляют в совокупности экономический базис общества, над которым возвышается идеологическая надстройка, включающая в себя право, политику, общественное сознание, идеологию, мораль, науку, искусство, религию. В этом тандеме базис имеет определяющее значение, а надстройка — подчиненное [6; с.38].

Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации.

Термин «формация» первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г.К. Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А.Г. Вернером. Хотя этот термин в геологии был и остается очень многозначным, в самом общем виде он обозначает комплекс геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Это же значение часто приписывается термину «геологическая система».

В содержательном отношении выбор этого термина был не случайным и выражал теоретическую близость марксовой трактовки социальных систем тогдашним представлениям о системах геологических. В самом деле, его понятие общественной формации, так же как и соответствующее геологическое понятие, содержит в себе указание на присущий этому комплексу многоуровневый характер; тесную взаимосвязь различных уровней; наличие «остаточных» слоев в этом комплексе, унаследованных от прежних эпох; общность признаков, объединяющих весь комплекс, особенно одинаковый возраст. Ведь согласно эволюционистской и прогрессистской точке зрения Маркса (формации — это «ступени» развития общества, от наименее прогрессивной - к наиболее прогрессивной) определить, к какой формации относится то или иное общество, значит определить его возраст [1; с.113-114].

Этот термин К. Маркс употребил впервые в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). Общественная формация — это социальная система, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов. Таковыми являются производительные силы и производственные отношения. Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства, или своя общественно-экономическая формация.

История человеческого общества, по Марксу, знала четыре общественно-экономические формации, а всего их пять. Первая формация — первобытнообщинная, вторая — рабовладельческая, третья — феодальная, четвертая — капиталистическая и пятая, еще не наступившая — коммунистическая, которая имеет две фазы — социализм и коммунизм.

В работе «Критика Готской программы» Маркс дал черты коммунистического общества: 1) исчезновение порабощения человека порабощающим его разделением труда; 2) исчезновение противоположности умственного и физического труда; 3) превращение труда из средства в первую потребность жизни; 4) всестороннее развитие индивида; 5) небывалый рост производительности труда и общественного богатства; 6) реализация принципа «каждый по способностям, каждому по потребностям».

Смена общественно-экономических формаций представляет собой Марксову теорию социального развития. Цель социального развития — осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношение динамично и неустойчиво, т. к. орудия труда — главный содержательный элемент производительных сил — находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.

Теория социальных революций — одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. После чего устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на уровень иной, более высокой общественно-экономической формации. Маркс называл революцию «локомотивом истории» и призывал не бояться ее разрушительного действия, говорил о том, что «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым».

Важное место в социальном учении Маркса занимает теория классов и классовой борьбы. Надо отметить, что понятие классов было известно задолго до Маркса, и многие авторы с успехом применяли данное понятие в своих научных системах (Сен-Симон, Ф. Гизо, А. Тьери, Ф. Минье и др.). В своем письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1. Что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2. Что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3. Что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов».

Одна из отличительных особенностей марксистской теории классов — их жесткая дихотомичность. Маркс постоянно указывает на наличие двух антагонистических классов в каждой общественно-экономической формации. Это: рабы и рабовладельцы; феодалы и крепостные крестьяне; наемные рабочие и капиталисты — соответственно в рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественных формациях. Первобытнообщинная и коммунистическая формации свободны от классового деления. Причем, если первая не имеет классового деления по причине своего примитивизма и отсутствия какого бы то ни было производства, то последняя приходит к бесклассовому делению как к конечной цели на основании высочайшего уровня развития производительных сил и обобществления производства [6; с.38-40].

Механистические и ряд других теорий общества не рассматривали общество и человека как продукт истории, а человеческую историю - как результат человеческой деятельности. Напротив, эти теории представляли общество отвлеченно, определяли его как совокупность абстрактных индивидов. В противоположность таким представлениям К. Маркс и Ф. Энгельс дали новое понятие общества, которое неотделимо от их взгляда на родовую сущность человека. В соответствии с их пониманием труд составляет сущность родовой жизни человека, и посредством труда человек не только утверждает себя, но и реализует свое единство с природой как существо созидающее. Согласно их пониманию, человек есть интегральная часть природы, но своим трудом он создает условия своего существования, присваивая тем самым свою сущность. «Человек, - писал К. Маркс, - присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следовательно, как целостный человек. Каждое из его человеческих отношений к миру - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуальности, равно как и те органы, которые непосредственно по своей форме есть общественные органы, являются в своем предметном отношении, или в своем отношении к предмету, присвоением последнего. Присвоение человеческой действительности, ее отношение к предмету, это - осуществление ни деле человеческой действительности, человеческая действенность и человеческое страдание...». «Поэтому человеческая действительность столь же многообразна, как и многообразны определения человеческой сущности и человеческая деятельность».

Классики марксизма рассматривали человека как телесное, чувственно-предметное существо; тем самым они возвращали человека природе, подчеркивая его природные свойства. В то же время К. Маркс отмечал, что человек - прежде всего человеческое существо: «...человек - не только природное существо, он есть человеческое природное существо, т.е. существующее для самого себя существо и потому родовое существо. Он должен проявить и утвердить себя как родовое существо и в своем бытии и в своем знании. Таким образом, подобно тому как человеческие предметы не являются природными предметами в том виде, как эти последние непосредственно даны в природе, так и человеческое чувство, как оно есть непосредственно, в своей непосредственной предметности, не есть человеческая чувственность, человеческая предметность. Ни природа в объективном смысле, ни природа в субъективном смысле непосредственно не дана человеческому существу адекватным образом. И подобно тому как все природное должно возникнуть, так и человек имеет свой акт возникновения, историю, которая, однако, отражается в его сознании и потому в качества акта возникновения является сознательно снимающим себя актом возникновения. История есть истинная естественная история человека».

Информация о работе Характеристика общества в социологических концепциях К. Маркса и М. Вебера