Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 19:21, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена ролью государственной семейной политики как политического инструмента сохранения и дальнейшего развития социального института семьи, её значением в укреплении и развитии государства, демократизации общества и обеспечении устойчивости его политической системы.
В условиях политической и социально-экономической трансформации возрастает роль семьи как структуры, обеспечивающей социальную стабильность и национальную безопасность, уникального консолидирующего и интегрирующего начала во взаимодействии государства и индивидов, универсального и комфортного образа жизни, действенной системы социализации личности, воспитания патриотизма и гражданственности, транслятора культуры и духовности. В семье формируются новые стереотипы мышления и новая ментальность общества.
Современная государственная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач в условиях глобального экономического кризиса, но прежде всего на долгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизацию демографического положения13.
Основные задачи государственной семейной политики
Эти интегральные задачи распадаются на множество более частных задач, направленных на решение самых различных проблем функционирования семей в социуме, осуществление ими социальных функций.
На основе изученных
данных можно сделать следующие выводы.
Государственная семейная политика, являясь
важным направлением современной социальной
политики, представляет собой комплекс
целенаправленных мер, реализуемых федеральными,
региональными, муниципальными органами
управления в отношении института семьи.
Государственная политика не сводится
лишь к материальной помощи семье в виде
пособий, компенсаций и льгот, а представляет
собой комплекс мер политического, правового,
медико-социального, информационно-
Текущие социально-экономические изменения в мире обостряют множество противоречий, для разрешения которых необходима сильная социальная политика, особенно в области поддержки семьи. Задачи семейной политики направлены на укрепление института семьи и повышение ее статуса в обществе, более полную реализацию репродуктивных намерений, улучшение физического, психического, нравственного и социального здоровья населения, профилактику детской безнадзорности, а также обеспечение самореализации семьи и адресность социальной поддержки семьи.
Основные направления государственной семейной политики разработаны исходя из:
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.
Объектом государственной семейной политики является семья. Сегодня преобладающим типом российской семьи является простая семья, состоящая из супругов с детьми или без них, - 67 процентов семей.
Еще 12 процентов супружеских пар живут с одним из родителей супругов или с другими родственниками. Сложных семей, включающих две или более супружеские пары, в семейной структуре всего 3,4 процента.
Все возрастающую долю семей составляют неполные семьи - 13 процентов. В подавляющем большинстве случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов с детьми, в которых один, реже два ребенка.
Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.
Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально - экономического положения в стране.
В настоящее время, в условиях выхода страны из кризиса, необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.
Учитывая невозможность разработки конкретных мер государственной семейной политики без детальной оценки социально - экономической ситуации, которая сложится в условиях стабилизации и подъема, Основные направления государственной семейной политики включают в себя только неотложные мероприятия на переходный период.
Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.
Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи15.
Основные принципы государственной семейной политики:
1. Самостоятельность
и автономность семьи в
2. Равенство семей
и всех их членов в праве
на поддержку независимо от
социального положения, национальности,
места жительства и
3. Приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается. Меры семейной политики должны быть направлены на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития.
4. Равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности.
5. Единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях. Утверждение Президентом Российской Федерации Основных направлений государственной семейной политики и обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
6. Партнерство семьи
и государства, разделение ответственности
за семью, сотрудничество с
7. Принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами.
8. Осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе.
9. Преемственность
и стабильность мер
Заключение
Таким образом, семья должна быть источником любви, уважения, солидарности и привязанности. Она выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Сегодня семья сталкивается с рядом острых проблем, порожденных экономическими трудностями, неразвитостью социальной инфраструктуры, несовершенством законодательства.
Эти проблемы сказываются на основных функциях семьи: репродуктивной, воспитательной, экономической.
Трансформация семьи находит свое выражение в следующих процессах.
Ломка традиционных семейных стереотипов происходит на фоне социально-экономических трудностей, общей дестабилизации жизненного уклада и усиливает неустойчивость семьи.
В современном российском обществе достаточно остро ощущаются проблемы семьи, связанные экономическим и финансовым состоянием, наличием психо-эмоциональных перегрузок, жилищных проблем, асоциальным поведением взрослых и детей, насилием по отношению к членам семьи. Подобное положение российских семей есть следствие неэффективности семейной политики, проводимой в современной России. Следовательно, крайне необходимо развитие и совершенствование системы социальной поддержки и помощи семье со стороны общества и государства. Поскольку большинство российских семей не может самостоятельно справиться со своими проблемами, потому растет доверие населения к деятельности социозащитных учреждений.
Государственная политика призвана, способствовать стабилизации семейного образа жизни, укреплению позитивных тенденций в жизнедеятельности института семьи в будущем, а так же влиять на благополучие семьи, активизировать и обеспечивать позитивную динамику семейных отношений
Для укрепления и стабилизации института семьи в нашей стране сегодня важно, чтобы поддержку чувствовали все семьи, проживающие на территории государства, независимо от их социального и экономического положения. Необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты семей, оказание психологической подготовки, чтобы дать им оптимальные возможности развития.
Тем самым повысить уровень брачности, рождаемости, поднять интерес к семейным ценностям среди молодежи – а значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.
Список использованной литературы
1 Семья и семейная политика: опыт междисциплинарных исследований //Социально-политические науки. - 2009. - № 9 -10. - С. 43 – 53
2 Голод С.И., Клецин А.А. Состояние и перспективы развития семьи. — М., 2008.
Информация о работе Характеристика семьи в России: тенденции трансформации семейного института