Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 21:01, контрольная работа
Социальный конфликт - в широком смысле - конфликт как объективное проявление социальных связей людей; специфический способ взаимодействия личностей и социальных групп при расхождении во мнениях и взглядах, столкновении интересов, противоборстве преследующих свои цели сторон.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Понятие социального конфликта…………………………………………….5
2. Условия возникновения и типы конфликтов………………………………..6
3. Этапы протекания конфликта………………………………………………...9
4. Характеристики конфликта………………………………………………….13
4.1. Причины конфликта…………………………………………………13
4.2. Острота конфликта…………………………………………………..15
4.3. Длительность конфликта……………………………………………15
4.4. Последствия социального конфликта………………………………16
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ
(МГЮА)
ФИЛИАЛ МГЮА В Г.ВОЛОГДЕ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ: ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ И УРОВНИ КОНФЛИКТОВ
Проверил:
Выполнила работу:
студентка 2 курса, 1 группы заочной формы обучения
Комарова Татьяна Александровна
г.Харовск
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Оглавление……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Понятие социального конфликта…………………………………………….5
2. Условия возникновения и типы конфликтов………………………………..6
3. Этапы протекания
конфликта………………………………………………...
4. Характеристики конфликта………………………………………………….
4.1. Причины конфликта…………………………………
4.2. Острота конфликта…………………………………
4.3. Длительность конфликта……………………
4.4. Последствия социального конфликта………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Социальный конфликт - в узком смысле - конфликт, непосредственной причиной возникновения которого становятся разногласия социальных групп в мотивации трудовой деятельности, ухудшение их экономического и статусного положения в целом или в сравнении с другими группами, снижение степени удовлетворенности совместной работой.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Таким образом, исходя из актуальности и значимости рассматриваемой проблемы, суть которой заключается в анализе проблем социологии конфликта, можно сформулировать тему контрольной работы: Социология конфликта и обозначить цель исследования – дать характеристику основным понятиям и проблемам социологии конфликта. Задачами контрольной работы являются:
1. Дать понятие социального конфликта;
2. Указать условия
возникновения и типы
3. Проанализировать этапы протекания конфликта;
4. Дать характеристику конфликтов.
Структура контрольной работы состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие социального конфликта
В социогуманитарной литературе встречаются различные определения конфликта. Но все они сходны в одном: конфликт - это противоречие, борьба противоположностей. Общественный конфликт порождается социальными противоречиями.
Социальное противоречие — это взаимодействие социальных слоев, групп, связанное с несовпадением их интересов и целей. Природа и суть его в том, что в силу стремления одних социальных субъектов удовлетворить, реализовать свои потребности, цели, интересы, их действия не соответствуют действиям других социальных субъектов, не согласуются с ними. Причинами социальных противоречий и проблем могут быть отсутствие средств и условий; препятствия на пути к цели; несогласованность целей между субъектами и т. д. Будучи различными по уровню значимости противоречия на определенном этапе зачастую приводят к социальному конфликту. Конфликтом (от лат. confliktus — столкновение) принято называть наивысшую стадию противоречия, его острую форму, когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента отрицания друг друга.
Социальный конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.
Противоречия пронизывают все сферы жизни общества — экономическую, политическую, социальную, духовную. Обострение тех или иных противоречий создает зоны кризиса. Кризис проявляется в резком усилении социальной напряженности, которая нередко перерастает в конфликт1.
2. Условия возникновения и типы конфликтов.
Конфликт возникает тогда, когда одна сторона стремится к реализации своих интересов в ущерб интересам другой, стремящейся к сохранению своего положения.
Основными признаками конфликта выступают: 1) наличие ситуации, которая воспринимается противодействующими сторонами как конфликтная; 2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения; 3) взаимодействие конфликтующих сторон; 4) результаты конфликтного взаимодействия.
Возникновение конфликта возможно при наличии совокупности условий. Прежде всего необходима такая ситуация, при которой достижение значимых целей или удовлетворение потребностей субъекта блокировалось бы со стороны других участников социального взаимодействия. Она, в свою очередь, должна восприниматься сторонами как значимая и вызвать раздражение и нетерпимость к субъектам, препятствующим осуществлению целей. В результате складывается конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация складывается из трех составляющих: объекта конфликта — того, что вызывает конфликтное взаимодействие участников; субъектов конфликта — участников конфликтного взаимодействия и сознания возможности конфликта — представлений участников о возможности конфликта и его вероятных последствиях для каждой из сторон.
Типы конфликтов. В социологии отсутствует единая типологизация конфликтов. Выделение их различных типов зависит от предлагаемых критериев.
В соответствии с объектом конфликта выделяются конфликты ценностей и конфликты интересов. Первые — основываются на стремлении сторон утвердить и отстоять свою систему ценностей. Конфликты подобного рода являются наиболее острыми и плохо поддаются регулированию, т.к. признание иных ценностей воспринимается сторонами как полное поражение. Конфликты второго типа связаны со стремлением к перераспределению ресурсов. В том случае, если при подобных конфликтах существуют и действуют нормы их протекания, они могут быть трансформированы в "торг". Это означает, что противодействие сторон сочетается с социальным обменом. Конфликты интересов, если они возникают достаточно часто, могут носить довольно мягкий характер и способствовать структурным изменениям.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции2.
Конфликты делятся по длительности: кратковременные (от минуты до часа); длительные (от часа до суток); затяжные (конца не видно);
по проявлению: скрытый (внешне проявляется мало, чтобы судить о ком то); частично скрытый ( о котором можно судить); открытые (хотел не заметить но не возможно);
по организации: преднамеренные (заранее спланировали и проведение по плану); нечаянные (возникают случайно, спонтанность, спровоцированные); инициированные (начинаются по инициативе одного из участников, слова, действия, поступки).
Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.
Личностный конфликт - включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.
Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.
Межгрупповой конфликт - это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.
Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.
Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.
Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:
Конфронтация - пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления.
Соперничество - борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы, социальной организации. Цель соперничества - приобретение лучших позиций, признания, демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.
Конкуренция - особый тип конфликта, его цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей3.
3. Этапы протекания конфликта.
Анализ конфликтов надо начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. Все эти потребности можно подразделить на пять основных типов:
1 - физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
2 - потребности в безопасности;
3 - социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
4 - потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
5 - высшие потребности
в самовыражении,
Все поведение человека упрощенно можно представить как ряд элементарных актов, каждый из которых начинается с нарушением равновесия в связи появлением потребности и значимой для индивида цели, а заканчивается восстановлением равновесия и достижением цели. Любое вмешательство (или обстоятельство), создающее преграду, перерыв в уже начавшемся или намечаемом действии человека, называется блокадой.
В случае появления блокады от индивида или социальной группы требуется переоценка ситуации, принятие решения в условиях неопределенности, постановка новых целей и принятие нового плана действий.
Ситуация блокирования – это всегда некоторое первоначальное замешательство различной степени интенсивности (от легкого недоумения до шока), а затем побуждение к новым действиям. В такой ситуации каждый человек пытается избежать блокады, ищет обходные пути, новые эффективные действия, а также причины блокады. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением, неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.
Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям - это может быть или отступление, или агрессия.
Отступление - это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов: 1) сдерживание - состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха; 2) подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация постоянно присутствует внутри индивида, но загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.
Агрессивное поведение, вызываемое фрустрацией, может быть направлено на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.
Информация о работе Характеристика, типы и уровни конфликтов