Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:43, реферат

Описание работы

Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идеи самоценности индивида и соответственности за свои действия; частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.

Содержание работы

1.Введение
2. Истоки и основные положения либерализма.
3. Место либеральных идей в системе идеологии белорусского государства, программных документах политических партий и общественных объединений.
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Тема 10.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Тема 10. Идеология либерализма: ее функции и распространение  в общественной и политической жизни  Республики Беларусь

План:

1.Введение

2.  Истоки и основные  положения либерализма.

3. Место либеральных идей  в системе идеологии белорусского  государства, программных документах  политических партий и общественных  объединений.

4. Заключение

5. Список литературы

 

Введение

 

    Одним  из  важных политических идеологий  и социально-политических течений  современности является  либерализм.

     Либерализм  стал исторически первой формой  идеологий в Новое время. Он  оформился в борьбе против  феодальных порядков в XVII–XVIII вв. С тех пор вплоть до настоящего  времени либерализм является  одним из ведущих направлений  в области социально-философской,  политической мысли и одним  из влиятельнейших социально-политических  течений.

     Либерализм  имеет много ипостасей как  в историческом, так и в национально-культурном  и идейно-политическом измерениях. В трактовке основополагающих  вопросов, касающихся взаимоотношений  общества, государства и отдельного  индивида, либерализм представляет  собой весьма сложное и многоплановое  явление, проявляющееся в различных  вариациях, отличающихся как внутри  отдельных стран, так и особенно  на межстрановом уровне. Он ассоциируется  с такими ставшими привычными  для современного общественно-политического  лексикона понятиями и категориями,  как идеи самоценности индивида  и соответственности за свои  действия; частной собственности  как необходимого условия индивидуальной  свободы; свободного рынка, конкуренции  и предпринимательства, равенства  возможностей и т.д.; разделения  властей, сдержек и противовесов; правового государства с принципами  равенства всех граждан перед  законом, терпимости и защиты  прав меньшинств; гарантии основных  прав и свобод личности (совести,  слова, собраний, создания ассоциаций  и партий и т.д.); всеобщего избирательного  права и т.д.

     Термин либерализм  происходит от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение  к свободе. В древнеримской  мифологии бог Либер соответствует  древнегреческому богу Дионису.  У древних греков он олицетворял  экстаз, энергию, избыток жизненных  сил, их раскрепощение''. Из этого  закономерно вытекает то, что  все определения либерализма  включают в себя идеи личной  свободы индивида, не скованной  рамками традиций.

    Таким образом,  либерализм в научной литературе  исследуется достаточно широко  и многосторонне. Этот анализ  идет и в русле изучения  идеологии как идейно-политического  течения или отдельных его сторон, и как исследование теоретических взглядов его наиболее выдающихся представителей.

Истоки и основные положения  либерализма.

 

    Само понятие  "либерализм" вошло в европейский  общественно-политический лексикон  в начале XIX в. Первоначально оно  использовалось в Испании, где  в 1812 г. либералами называли  группу делегатов-националистов  в кортесах (испанской разновидности  протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в английский  и французский, а вслед за  ними во все крупные европейские  языки.

    Своими корнями  либеральное мировоззрение восходит  к Ренессансу.

    Теоретическими  источниками либерализма были  принципы права, разработанные  французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо,  А.Вольтером, Ш.Монтескье; философия  ценностей, изложенная в трудах  Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера; учение о причинах общественного  богатства, обоснованное в политической  экономии А.Смита и Д.Рикардо.  Среди белорусских либералов  можно выделить А.Волана, Л.Сапегу. В частности, принцип «либерум  вето», ориентированный на учет  голоса каждого народного представителя  в выработке определенного государственного  решения, созвучный политическому  идеалу либеральной идеологии,  не только был теоретически  обоснован корифеями либерализма,  но и использовался практически.

    Существенный вклад  в формирование либерального  мировоззрения внесли представители  европейского и американского  Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской  школы, представители немецкой  классической философии, европейской  классической политэкономии.

    При всех различиях  общим для этих мыслителей  было то, что каждый из них  по-своему, в соответствии с реальностями  своего времени высказывался  за пересмотр устоявшихся, но  устаревших ценностей и подходов  к решению важнейших социально-экономических  и политических проблем, за  перестройку потерявших эффективность  общественно-политических и государственных  институтов, за ревизию, определенную  модификацию и модернизацию основных  положений, доктрин и концепций  в соответствии с изменившейся  ситуацией в обществе, с новыми  тенденциями общественно-исторического  развития. Участники Английской  буржуазной революции середины XVII в., Славной революции 1688 г., Войны  за независимость США (или американской  революции) руководствовались многими  из тех идеалов и принципов,  которые позже стали составной  частью либерального мировоззрения. "Декларация независимости США", обнародованная 4 июля 1776 г., стала первым  документом, в котором эти идеи  и принципы получили формальное  выражение. Они были сформулированы  и приняты к исполнению на  официальном государственном уровне. Авторы Декларации заявили , что  все люди созданы разными и  наделены Творцом определенными  неотъемлемыми правами, среди  которых - право на жизнь, на  свободу и на стремление к  счастью.

    Все же поворотным  пунктом в формировании либерализма,  да и в размежевании основных  течений западной общественно-политической  мысли Нового и Новейшего времени  следует считать Великую французскую  революцию. В частности, один  из ее главных политико-идеологических  документов - "Декларация прав  человека и гражданина" (1789) - в  емкой и чеканной форме в  сущности легитимизировала те  идеи, ценности и установки, которые  впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма. С этой точки зрения наибольший интерес для нас представляет вторая статья Декларации  в которой говорится, что целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

    Либерализм формировался, развивался и утверждался в  различных социально-исторических  и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении либерализм  обнаруживает весьма причудливое  разнообразие оттенков, переходных  ступеней, противоречий и т.д.  В различные периоды и в  разных общественно-исторических  и национально-культурных условия  он выступал в различных формах. Но, как правило, выделяют две  исторически сложившиеся либеральные  традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую.  В XIX в. англосаксонская традиция  ассоциировалась со свободной  торговлей, интернационализмом, развитием  конституционных норм и укреплением  демократических ценностей. На  политической арене носительницей  важнейших ценностей и принципов  этой традиции стала либеральная  партия Великобритании, которая,  постепенно наращивая поддержку  со стороны избирателей и влияние  в обществе, во второй половине XIX в. стала одной из двух  ведущих политических партий  страны. Последовательно выступая  за свободную рыночную экономику  и реформу политической системы,  в которой расширение избирательного  права занимало центральное место,  либералы добились существенных  успехов с принятием избирательных  законов в 1867 и 1884 гг. и особенно  в 1918 г., когда был принят закон  о всеобщем избирательном праве.  Однако с выдвижением на политическую  авансцену лейбористской партии, которая привлекла на свою  сторону рабочий класс, либералы  стали постепенно утрачивать  свои позиции. В 1940-1945 гг. они  в последний раз участвовали  в правительственной коалиции.

    В континентально-европейской  традиции больший акцент делался  на процессы национальной консолидации  и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального  авторитаризма. В силу большого  разнообразия исторических условий  либерализм обрел собственную  окраску в разных странах. Постепенно  в нем выделились два соперничающих  между собой течения - умеренных  и прогрессистов. Последние в  свою очередь также характеризовались  разнообразием идеологических позиций,  что, в частности, проявилось  в названиях их партий - от либералов  до радикалов.

    Разнородность  как самого либерализма в качестве  особого течения общественно-политической  мысли, так и либеральных партий  объяснялась главным образом  тем, что в разных странах  с различной степенью остроты  вставали проблемы обеспечения  экономических свобод, конституционных  реформ или секуляризации государства.  Дополнительным фактором, определивший  различие идеологической окраски  либеральных партий, стала проблема  национального возрождения и  объединения.

     Либерализма  проявляется в двух основных  формах: как система теоретических  идей и как совокупность практических  идей и убеждений, ценностей  и идеалов. Эти проявления обнаруживаются  в различных измерениях: в экономике  и политике, в социальной психологии  и функционировании общественных  структур, в индивидуальной и  коллективной деятельности.

    Формирование либеральной  идеологии было тесно связано  с таким направлением социального  творчества, которое иногда называется  конструктивизмом. Социальный конструктивизм  – методология действия, подразумевающая  сознательное формирование различных  элементов общества как системы, общественных отношений и институтов, целенаправленное улучшение общественной жизни, ее усовершенствование, подчинение идеалу.

    Основными принципами  либерализма являются:

    1.принцип индивидуализма  обозначает право на выбор  и признание собственных ценностей,  а также использование независимой  деятельности во имя их реализации.

    2.принцип невмешательства  является утверждением приоритетного  значения и верховенства частной  жизни.

    3.принцип демократии  означает систему социальных  институтов и процедур, которые  составляют в своей совокупности  демократическое государство и  обязательно включают развитую  систему представлений о правах  человека.

    4.принцип конкуренции  содержит обоснование оправданием  соперничества и соревнования  в материальной жизни.

    5.принцип ненасилия  выражает требование ограничения  агрессии и использования разрушительных  средств в межличностных связях  и отношениях людей.

    Как утверждают  идеологи либерализма, группу  подлинно гражданских прав, создаваемых  государством, составляют политические  права. Основными политическими  права считаются избирательное  право, свобода слова, свобода  печати, свобода собраний и объединений,  свобода митингов и демонстраций. Их основные особенности –  законодательное происхождение  и стремление уравновесить личность  и государственную власть. Именно  в этом обнаруживается гарантия  индивидуальной свободы.

Место либеральных идей в  системе идеологии белорусского государства,программных документах политических партий и общественных объединений.

 

    Процесс модернизации  и либеральных  идей повлияли  на кардинальные перемены в  СССР и последующего его распада,  а также на процессы либерализации,  которые начали проходить в  БССР и далее в Республике  Беларусь.

    Начиная с конца  80-х и начала 90-х годов, либеральные  ценности повлияли на процессы, которые проходили в Республики  Беларусь.

    После провозглашения  независимости политическая ситуация  в Республике Беларусь существенно  изменилась и стала приобретать  черты демократического государства.

    В 1994 году была  принята конституции Республики  Беларусь, где были закреплены  основные либеральные ценности.

    Так, человек,  его права и свободы были  закреплены в ст. 21 - 28, свобода  совести и убеждений были закреплены  в ст. 31,33; свобода собраний митингов  в ст. 35, свобода объединений в  ст. 36, права на собственность  в ст. 29,44, др.

    Но, не смотря  на закрепления этих либеральных  ценностей в конституции, возникли  проблемы с их реализацией  в республике, что вызвало обострение  отношений с Европейским союзом  и США, где либерализм прочно укрепился и влияет на внешнюю политику этих стран. Что на себе и испытала Республика Беларусь.

    В начале 1990-х  гг. Беларусь установила контакты  как с европейскими странами, так и с ЕС. Уже в августе  1992 года были установлены дипломатические  отношения между Республикой  Беларусь и Европейскими сообществами. В ноябре 1992 года во время визита  в г. Минск делегации Комиссии  Европейских сообществ было принято  решение о заключении между  Беларусью и ЕС Соглашения  о партнерстве и сотрудничестве. Соглашение о партнерстве и  сотрудничестве между Республикой  Беларусь и Европейским союзом (СПС) было подписано 6 марта  1995 года в Брюсселе и ратифицировано  Верховным Советом Республики  Беларусь 6 апреля 1995 года.

Информация о работе Идеология либерализма: ее функции и распространение в общественной и политической жизни Республики Беларусь