Тема 10. Идеология либерализма:
ее функции и распространение
в общественной и политической жизни
Республики Беларусь
План:
1.Введение
2. Истоки и основные
положения либерализма.
3. Место либеральных идей
в системе идеологии белорусского
государства, программных документах
политических партий и общественных
объединений.
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Одним из
важных политических идеологий
и социально-политических течений
современности является либерализм.
Либерализм
стал исторически первой формой
идеологий в Новое время. Он
оформился в борьбе против
феодальных порядков в XVII–XVIII
вв. С тех пор вплоть до настоящего
времени либерализм является
одним из ведущих направлений
в области социально-философской,
политической мысли и одним
из влиятельнейших социально-политических
течений.
Либерализм
имеет много ипостасей как
в историческом, так и в национально-культурном
и идейно-политическом измерениях.
В трактовке основополагающих
вопросов, касающихся взаимоотношений
общества, государства и отдельного
индивида, либерализм представляет
собой весьма сложное и многоплановое
явление, проявляющееся в различных
вариациях, отличающихся как внутри
отдельных стран, так и особенно
на межстрановом уровне. Он ассоциируется
с такими ставшими привычными
для современного общественно-политического
лексикона понятиями и категориями,
как идеи самоценности индивида
и соответственности за свои
действия; частной собственности
как необходимого условия индивидуальной
свободы; свободного рынка, конкуренции
и предпринимательства, равенства
возможностей и т.д.; разделения
властей, сдержек и противовесов;
правового государства с принципами
равенства всех граждан перед
законом, терпимости и защиты
прав меньшинств; гарантии основных
прав и свобод личности (совести,
слова, собраний, создания ассоциаций
и партий и т.д.); всеобщего избирательного
права и т.д.
Термин либерализм
происходит от латинского ''liberalis''
- свободный, имеющий отношение
к свободе. В древнеримской
мифологии бог Либер соответствует
древнегреческому богу Дионису.
У древних греков он олицетворял
экстаз, энергию, избыток жизненных
сил, их раскрепощение''. Из этого
закономерно вытекает то, что
все определения либерализма
включают в себя идеи личной
свободы индивида, не скованной
рамками традиций.
Таким образом,
либерализм в научной литературе
исследуется достаточно широко
и многосторонне. Этот анализ
идет и в русле изучения
идеологии как идейно-политического
течения или отдельных его сторон, и как
исследование теоретических взглядов
его наиболее выдающихся представителей.
Истоки и основные положения
либерализма.
Само понятие
"либерализм" вошло в европейский
общественно-политический лексикон
в начале XIX в. Первоначально оно
использовалось в Испании, где
в 1812 г. либералами называли
группу делегатов-националистов
в кортесах (испанской разновидности
протопарламента), заседавших в Кадисе.
Затем оно вошло в английский
и французский, а вслед за
ними во все крупные европейские
языки.
Своими корнями
либеральное мировоззрение восходит
к Ренессансу.
Теоретическими
источниками либерализма были
принципы права, разработанные
французскими мыслителями Ж.-Ж.Руссо,
А.Вольтером, Ш.Монтескье; философия
ценностей, изложенная в трудах
Д.Локка, Д.Юма, Д.Милля и Г.Спенсера;
учение о причинах общественного
богатства, обоснованное в политической
экономии А.Смита и Д.Рикардо.
Среди белорусских либералов
можно выделить А.Волана, Л.Сапегу.
В частности, принцип «либерум
вето», ориентированный на учет
голоса каждого народного представителя
в выработке определенного государственного
решения, созвучный политическому
идеалу либеральной идеологии,
не только был теоретически
обоснован корифеями либерализма,
но и использовался практически.
Существенный вклад
в формирование либерального
мировоззрения внесли представители
европейского и американского
Просвещения, французские физиократы,
приверженцы английской манчестерской
школы, представители немецкой
классической философии, европейской
классической политэкономии.
При всех различиях
общим для этих мыслителей
было то, что каждый из них
по-своему, в соответствии с реальностями
своего времени высказывался
за пересмотр устоявшихся, но
устаревших ценностей и подходов
к решению важнейших социально-экономических
и политических проблем, за
перестройку потерявших эффективность
общественно-политических и государственных
институтов, за ревизию, определенную
модификацию и модернизацию основных
положений, доктрин и концепций
в соответствии с изменившейся
ситуацией в обществе, с новыми
тенденциями общественно-исторического
развития. Участники Английской
буржуазной революции середины XVII
в., Славной революции 1688 г., Войны
за независимость США (или американской
революции) руководствовались многими
из тех идеалов и принципов,
которые позже стали составной
частью либерального мировоззрения.
"Декларация независимости США",
обнародованная 4 июля 1776 г., стала первым
документом, в котором эти идеи
и принципы получили формальное
выражение. Они были сформулированы
и приняты к исполнению на
официальном государственном уровне.
Авторы Декларации заявили , что
все люди созданы разными и
наделены Творцом определенными
неотъемлемыми правами, среди
которых - право на жизнь, на
свободу и на стремление к
счастью.
Все же поворотным
пунктом в формировании либерализма,
да и в размежевании основных
течений западной общественно-политической
мысли Нового и Новейшего времени
следует считать Великую французскую
революцию. В частности, один
из ее главных политико-идеологических
документов - "Декларация прав
человека и гражданина" (1789) - в
емкой и чеканной форме в
сущности легитимизировала те
идеи, ценности и установки, которые
впоследствии стали важнейшими системообразующими
составляющими классического либерализма.
С этой точки зрения наибольший интерес
для нас представляет вторая статья Декларации
в которой говорится, что целью всякого
политического объединения является сохранение
естественных неотъемлемых прав человека.
Эти права суть свобода, собственность,
безопасность и сопротивление угнетению.
Либерализм формировался,
развивался и утверждался в
различных социально-исторических
и национально-культурных условиях.
При ближайшем рассмотрении либерализм
обнаруживает весьма причудливое
разнообразие оттенков, переходных
ступеней, противоречий и т.д.
В различные периоды и в
разных общественно-исторических
и национально-культурных условия
он выступал в различных формах.
Но, как правило, выделяют две
исторически сложившиеся либеральные
традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую.
В XIX в. англосаксонская традиция
ассоциировалась со свободной
торговлей, интернационализмом, развитием
конституционных норм и укреплением
демократических ценностей. На
политической арене носительницей
важнейших ценностей и принципов
этой традиции стала либеральная
партия Великобритании, которая,
постепенно наращивая поддержку
со стороны избирателей и влияние
в обществе, во второй половине
XIX в. стала одной из двух
ведущих политических партий
страны. Последовательно выступая
за свободную рыночную экономику
и реформу политической системы,
в которой расширение избирательного
права занимало центральное место,
либералы добились существенных
успехов с принятием избирательных
законов в 1867 и 1884 гг. и особенно
в 1918 г., когда был принят закон
о всеобщем избирательном праве.
Однако с выдвижением на политическую
авансцену лейбористской партии,
которая привлекла на свою
сторону рабочий класс, либералы
стали постепенно утрачивать
свои позиции. В 1940-1945 гг. они
в последний раз участвовали
в правительственной коалиции.
В континентально-европейской
традиции больший акцент делался
на процессы национальной консолидации
и отказ от всех форм экономического,
политического и интеллектуального
авторитаризма. В силу большого
разнообразия исторических условий
либерализм обрел собственную
окраску в разных странах. Постепенно
в нем выделились два соперничающих
между собой течения - умеренных
и прогрессистов. Последние в
свою очередь также характеризовались
разнообразием идеологических позиций,
что, в частности, проявилось
в названиях их партий - от либералов
до радикалов.
Разнородность
как самого либерализма в качестве
особого течения общественно-политической
мысли, так и либеральных партий
объяснялась главным образом
тем, что в разных странах
с различной степенью остроты
вставали проблемы обеспечения
экономических свобод, конституционных
реформ или секуляризации государства.
Дополнительным фактором, определивший
различие идеологической окраски
либеральных партий, стала проблема
национального возрождения и
объединения.
Либерализма
проявляется в двух основных
формах: как система теоретических
идей и как совокупность практических
идей и убеждений, ценностей
и идеалов. Эти проявления обнаруживаются
в различных измерениях: в экономике
и политике, в социальной психологии
и функционировании общественных
структур, в индивидуальной и
коллективной деятельности.
Формирование либеральной
идеологии было тесно связано
с таким направлением социального
творчества, которое иногда называется
конструктивизмом. Социальный конструктивизм
– методология действия, подразумевающая
сознательное формирование различных
элементов общества как системы, общественных
отношений и институтов, целенаправленное
улучшение общественной жизни, ее усовершенствование,
подчинение идеалу.
Основными принципами
либерализма являются:
1.принцип индивидуализма
обозначает право на выбор
и признание собственных ценностей,
а также использование независимой
деятельности во имя их реализации.
2.принцип невмешательства
является утверждением приоритетного
значения и верховенства частной
жизни.
3.принцип демократии
означает систему социальных
институтов и процедур, которые
составляют в своей совокупности
демократическое государство и
обязательно включают развитую
систему представлений о правах
человека.
4.принцип конкуренции
содержит обоснование оправданием
соперничества и соревнования
в материальной жизни.
5.принцип ненасилия
выражает требование ограничения
агрессии и использования разрушительных
средств в межличностных связях
и отношениях людей.
Как утверждают
идеологи либерализма, группу
подлинно гражданских прав, создаваемых
государством, составляют политические
права. Основными политическими
права считаются избирательное
право, свобода слова, свобода
печати, свобода собраний и объединений,
свобода митингов и демонстраций.
Их основные особенности –
законодательное происхождение
и стремление уравновесить личность
и государственную власть. Именно
в этом обнаруживается гарантия
индивидуальной свободы.
Место либеральных идей в
системе идеологии белорусского
государства,программных документах
политических партий и общественных
объединений.
Процесс модернизации
и либеральных идей повлияли
на кардинальные перемены в
СССР и последующего его распада,
а также на процессы либерализации,
которые начали проходить в
БССР и далее в Республике
Беларусь.
Начиная с конца
80-х и начала 90-х годов, либеральные
ценности повлияли на процессы,
которые проходили в Республики
Беларусь.
После провозглашения
независимости политическая ситуация
в Республике Беларусь существенно
изменилась и стала приобретать
черты демократического государства.
В 1994 году была
принята конституции Республики
Беларусь, где были закреплены
основные либеральные ценности.
Так, человек,
его права и свободы были
закреплены в ст. 21 - 28, свобода
совести и убеждений были закреплены
в ст. 31,33; свобода собраний митингов
в ст. 35, свобода объединений в
ст. 36, права на собственность
в ст. 29,44, др.
Но, не смотря
на закрепления этих либеральных
ценностей в конституции, возникли
проблемы с их реализацией
в республике, что вызвало обострение
отношений с Европейским союзом
и США, где либерализм прочно укрепился
и влияет на внешнюю политику этих стран.
Что на себе и испытала Республика Беларусь.
В начале 1990-х
гг. Беларусь установила контакты
как с европейскими странами,
так и с ЕС. Уже в августе
1992 года были установлены дипломатические
отношения между Республикой
Беларусь и Европейскими сообществами.
В ноябре 1992 года во время визита
в г. Минск делегации Комиссии
Европейских сообществ было принято
решение о заключении между
Беларусью и ЕС Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве.
Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Республикой
Беларусь и Европейским союзом
(СПС) было подписано 6 марта
1995 года в Брюсселе и ратифицировано
Верховным Советом Республики
Беларусь 6 апреля 1995 года.