Однако белорусские
внутриполитические события и
их оценка привели к резкому
ухудшению отношений Беларуси
с Западом. Проведение референдума
1996 г. стало отправной точкой
разногласий и конфликтов. 12 декабря
1996 года Европейским парламентом
принята резолюция, приостанавливающая
дальнейшие шаги ЕС по ратификации
СПС и введению в силу Временного
соглашения. 15 сентября 1997 года Совет
министров ЕС принял Заключения
о взаимоотношениях ЕС с Беларусью.
Документ носил более жесткий
характер по сравнению с принятыми
ранее заявлениями. Европейский
союз отказался признавать легитимность
Конституции Республики Беларусь,
действующей после референдума
1996 года. Двухсторонние отношения
на уровне министров были приостановлены,
а также было заморожено оказание
технической помощи Беларуси
со стороны ЕС в рамках программы
TACIS, за исключением гуманитарной
помощи, региональных программ и
программ, содействующих процессу
демократизации. Страны ЕС также
отказывались поддерживать кандидатуру
Беларуси на вступление в Совет
Европы. По мнению Евросоюза, причиной
такого содержания документа
явилось отсутствие в Беларуси
прогресса в области демократических
преобразований и рыночных реформ.
Весьма негативное
воздействие на отношения Беларуси
с ЕС оказал инициированный
белорусскими властями конфликт
летом 1998 г. по поводу резиденций
иностранных, в основном западных,
послов в Дроздах. Беспрецедентные
действия официального Минска
привели к отзыву всех западных
послов. Ответом на это явилось
решение, принятое Советом ЕС,
о признании белорусских высших
должностных лиц персонами нон
грата на территории стран
Союза. К данному решению также
присоединились абсолютное большинство
стран Центральной и Восточной
Европы. Подобными действиями белорусский
режим сам загнал себя в
международную изоляцию.
Попытки нормализовать
отношения с Западом, которые
время от времени предпринимались
белорусскими властями, не принесли
ощутимых результатов. Со своей
стороны, в 1999 году ЕС отменил
визовые ограничения на контакты
руководителей высокого уровня
и разработал по отношению
к Беларуси подход, основывающийся
на политике осуществления взаимных
встречных шагов по нормализации
взаимоотношений. Таким образом,
можно сказать, что ключ для
улучшения отношений с Евросоюзом
находится в руках официального
Минска, от которого ждут демонстрации
доброй воли и конкретных шагов.
Прошедшие в
начале сентября 2001 г. в Беларуси
президентские выборы были расценены
странами ЕС как не соответствующие
стандартам ОБСЕ. По словам европейцев,
их недемократический характер "не
приблизил страну до европейской
демократии". Стоит, однако, заметить,
что заявления представителей
европейских структур были менее
резкими, чем аналогичные заявления
американцев
В конце ноября
2006 г. Евросоюз сделал первый
шаг навстречу Лукашенко. Он
выразился в 12 пунктах, выполнение
которых сделает возможным переговоры
Беларуси с ЕС
Вот эти требования:
1. Уважать право
народа Беларуси избирать своих
лидеров демократическим путем
- их право слышать все мнения
и видеть всех кандидатов на
выборах; право оппозиционных
кандидатов и групп поддержки
проводить кампании без давления,
судебного преследования; право
на независимое наблюдение за
выборами белорусскими неправительственными
организациями; право волеизъявления
и право на справедливый подсчет
голосов.
2. Уважать право
народа Беларуси на независимую
информацию и свободу слова.
Предоставить журналистам свободу
работать без притеснения или
судебного преследования. Прекратить
закрытие газет и устранить
препоны в их распространении.
3. Уважать права
негосударственных организаций
как жизненно важной части
здоровой демократии - больше не
усложнять их легальное существование,
не угнетать и не преследовать
членов общественных объединений,
позволять им получать международную
помощь.
4. Освободить всех
политических заключенных - членов
политических оппозиционных партий,
членов НГО и простых граждан,
арестованных в ходе мирных
демонстраций и митингов.
5. Обеспечить независимое
и надлежащее расследование исчезновений
людей.
6. Обеспечить право
белорусов на независимую и
непредвзятую судебную систему
- с судьями, независимыми от
политического давления, без надуманного
уголовного судебного преследования
граждан, которые мирно высказывают
свое мнение.
7. Остановить произвольные
аресты и задержания, плохое обращение
с людьми.
8. Уважать права
и свободы тех белорусских
граждан, которые относятся к
национальным меньшинствам.
9. Уважать права
белорусских трудящихся - их право
вступать в профсоюзы и право
профсоюзов работать в защиту
людей.
10. Уважать право
белорусских предпринимателей на
осуществление деятельности без
чрезмерного вмешательства властей.
11. Присоединиться
к отмене смертной казни вслед
за другими народами Европы.
12. Использовать
поддержку, которую ОБСЕ, ЕС и
другие организации предлагают
Беларуси для помощи в исполнении
прав своих граждан [34].
Право принимать
эти пункты остались за Минском,
и многое будет зависеть от
него.
Однако определенные
изменения в Беларуси за последний
год действительно произошли.
В первую очередь, в сфере
экономики. Если раньше 80% белорусского
экспорта шло в Россию, то теперь
доли РФ и ЕС составляют 50 на
50.
Любопытные процессы
идут и в сфере приватизации.
Все промышленные предприятия
фактически подготовлены к разгосударствлению:
они преобразованы в акционерные
общества (пока со 100-процентным государственным
капиталом) и избавлены от социальной
сферы - поликлиники, детские сады и т.д.
Уже началась
приватизация предприятий среднего
бизнеса. И тут вскрылись любопытные
факты. Многие имеют западный
капитал. Пивоваренный завод "Сябар"
- на 100% американский, стеклозавод "Елизово"
- на 69% австрийский. В пищевке
- латвийский капитал, литовский,
эстонский, польский... При этом
российским банкам было отказано
в продаже крупного пакета
ОАО "Белшина", до сих пор
остающегося в 100-процентной государственной
собственности.
Но в связи
с начавшимися последствиями
мирового финансового кризиса
в РБ, президент и правительство
заявили о необходимости либерализации
в стране, и были частично выполнены
некоторые из условий ЕС. Были
отпущены политические заключённые,
которых требовал отпустить Брюссель,
также разрешили продавать оппозиционные
газеты "Наша Нiва" и Народная
воля" в киосках Белсоюзпечати,
а также с 4 попытки было
зарегистрировано движение Александра
Милинкевича "За свободу".
О необходимости
либерализации заговорил и сам
Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко. Так в
интервью руководителям основных
средств массовой информации 18 января
2009 года президент разъяснил свое
понимание либерализации: "Что
же я имел в виду, когда говорил
о либерализации? Я говорил
о том, что надо прекратить
бюрократическое издевательство
над экономикой. Засилья бюрократии
в данный период, когда кругом
полыхает финансово-экономический
кризис, быть не должно... Но это
не значит, что мы сейчас распустим
все здесь, отдадим на откуп
какому-то рынку, от которого
сегодня, правильно вы сказали,
отказываются люди, наелись этого
рынка. Поняли, что без этого
управления, без функций, которые
государство должно осуществлять,
это главная функция государства,
не обойдешься. А экономика - главная
сфера, как же без управления
в экономике быть? Все это поняли,
чего мы должны от этого
уходить? Но в сложной ситуации,
имея полный контроль в стране
над ситуацией, надо ослабить
эти бразды, пусть люди сами
пошевелятся и защитят себя
в сложных и трудных условиях"
Суть либерализации состоит в
отходе государства от координации
экономической деятельности и
передачи большей части этих
функций рынку. Рынок - это система
саморегулирования, где цена играет
роль обратной связи. Ценой
регулируется и потребитель, и
производитель. И, как показывает
исторический опыт, в странах,
где люди еще не "наелись
рынка", рыночная экономика обеспечивает
гораздо более высокий уровень
благосостояния и продолжительности
жизни населения, чем в Беларуси.
Как в дальнейшем
буду развиваться процессы в
стране и в отношениях между
республикой и Европейским союзом
многое будет зависть от тех
либерализационных процессов, которые
происходят в республике Беларусь.
Заключение
Либерализм
отличается рядом особенностей
в рамках разных национальных
традиций. Отдельные аспекты его
теории (экономические, политические,
этические) иногда противопоставляются
друг другу. Таким образом,
есть определенный смысл в
заключении, что либерализма как
чего-то единого никогда не
было, была лишь семья либерализмов.
По-видимому, мы имеем дело с множеством
теорий, объединенных некими общими принципами,
приверженность которым отличает либерализм
от других идеологий
Большинство
либералов отдают предпочтение
равенству возможностей перед
социальным равенством. По их
мысли, государство гарантирует
равенство всех без исключения
граждан перед законом, равные
права участия в политической
жизни и равенство возможностей
в социально-экономической сфере,
что, собственно, и обеспечит реализацию
принципов справедливости. Это, пожалуй,
самое уязвимое место в позициях
либералов. Ни одному из них,
в сущности, не удалось разрешить
извечную антиномию между равенством
и свободой, между равенством, свободой
и справедливостью. Да вряд
ли есть смысл упрекать их
в этом. Ведь это одна из
кардинальных проблем самого
человеческого существования. А
кардинальные проблемы не могут
иметь окончательных решений.
“Новые либералы”
пересмотрели классическую теорию
собственности. Источником всех
прав, по их мнению, является общество,
и если доход не соответствует
вкладу человека в общее благо,
то часть его может быть
через налоги присвоена государством
и перераспределена на социальные
нужды. Улучшение условий жизни
беднейших слоев, окажется выгодным
для общества в целом, поскольку
приведет к расширению внутреннего
рынка и будет способствовать
экономическому росту. Программа
“нового либерализма” представляла
собой альтернативу радикальным
социалистическим теориям и должна
была способствовать смягчению
конфликтов и мирной трансформации
“капитализма эпохи свободной
конкуренции” в общество с
“социальной экономикой”, основанной
на частной собственности и
регулируемых рыночных отношениях.
Список литературы
1. Бабосов
Е.М. Основы идеологии современного
государства. - Мн., 2004.
2. Гидденс
Э. Социология. - М., 2005.
3. Данилов
А.Н. Социология власти. Теория
и практика глобализма. - Мн., 2002.
4. Основы
идеологии белорусского государства:
История и теория. Учебное пособие
для студентов учреждений, обеспечивающих
получение высшего образования;
2-ое изд./ С.Н.Князев и др. –
Мн., 2006.
5. Шинкарев
В.В. В интересах народа и
государства: белорусская модель
развития //Инф. бюл. Администрации
Президента Республики Беларусь.
2001, №6.
6. Яскевич
Я.С. Основы идеологии белорусского
государства. - Мн., 2004.