Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:50, контрольная работа
Не секрет, что азартные игры появились еще на заре цивилизации. Азарт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто, ни власть, ни церковь, и ни тем более доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.
Введение
1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии
2. Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр
2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью
2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия
2.3 Гипносуггестивная психотерапия
3 Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета
Заключение
Используемая литература
Игромания - одержимость азартными играми признана эмоциональным заболеванием.
Из-за игромании жизнь превращается в мучительное существование. Рушится все: взаимоотношения в семье, работа, отношения с любимыми, друзьями. Практически невозможно находиться наедине с самим собой, вся жизнь со стремительной скоростью летит под откос. Сердце наполняется горечью, отчаянием и негодование.
Психиатры отмечают три стадии развития игровой аддиктивности - стадия выигрыша, стадия проигрыша и стадия отчаяния. Первая стадия - вовлечение в процесс азартных игр. Когда посещение залов игровых автоматов (казино, виртуальных казино, покупка лотерейных билетов, игра на тотализаторе) приобретает более или менее регулярный характер. На первой стадии лудоман вполне способен контролировать себя, а именно прекратить сеанс игры волевым усилием. Для второй стадии характерна замена мотивации - для игрока важнее результатов становится сам процесс этой игры. Прекратить сеанс игры на данной стадии становится уже проблематичным - процесс игры способны остановить либо форс-мажорные обстоятельства извне, либо полное отсутствие денег и возможности их немедленно достать. В третьей стадии лудомании у игрока уже полностью сформирован букет социальных и психических отклонений. Если человек предрасположен к каким-либо психическим заболеваниям, то данная ситуация - превосходная почва для их развития. Кроме того, у лудомана уже практически потеряна способность к нормальной социализации: семья находится на грани развала, а игрок-сотрудник на грани увольнения с работы или отчисления из вуза. Многие проходят эту грань еще в азартном опьянении. Грань между второй и третьей стадиями аддиктивной зависимости от игры заключается в том, что игрок оправдывает свое пагубное пристрастие возможностью отыграться и раздать долги кредиторам.
Желание взять реванш в игре становится единственной целью в жизни. Крупье одного крупного казино вспоминал случай, когда от стресса и психоэмоционального истощения игрок умирал прямо в казино.
2. Технология и
методы реабилитации людей,
Последние несколько лет за психологической помощью стало обращаться все больше людей, страдающих игровой зависимостью и их близких.
В России медицинское изучение игромании началось совсем недавно - чуть более 10 лет назад. В 1996 году в Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева обратился мужчина с жалобами на неспособность контролировать свое увлечение азартными играми. С тех пор масштабы проблемы, по словам специалистов, значительно увеличились. Нередко к психиатрам и психологам обращаются отчаявшиеся родственники: "Дочь взяла кредит в 15 тысяч долларов и все проиграла, помогите!", "Сыну 45 лет, он проиграл 200 тысяч, которые вся семья копила на строительство дома. Масштабы проблемы осознает, но не может удержаться, срывается и снова играет".
Эта тема считается мало разработанной. Ведутся споры о том, является ли лудомания заболеванием и к какой из отраслей медицины она принадлежит, большой психиатрии (сверхценные и бредовые идеи) или наркологии (аддиктивное расстройство).
В связи с этим возникает множество разных мнений на тему лечения, реабилитации и профилактики данной проблемы. Как известно любое мнение имеет право на жизнь. А некоторые методики доказали свою эффективность на практике. Мы же, постарались взять, все самое лучшее из имеющегося опыта, и попытались объединить это в одной программе. Именно этим обуславливается наличие в программе разнообразия терапевтических подходов и методик, а именно: гештальт- подход, когнитивно-поведенческие вмешательства, психоаналитическое видение ситуации, тренинговые составляющие, личный опыт зависимости и выздоровления сотрудников программы - психологов-консультантов, опыт и идеология 12-шаговых программ анонимных сообществ.
В СМИ появляется все больше статей и передач, посвященных этой проблеме. Большинство из них посвящены описанию ситуации, признакам компульсивной игры, классификации игроков.
Как правило, игроки приходят на консультацию под давлением тех последствий, к которым привела их игра. Крайне редко человек решает обратиться за помощью или хотя бы получить информацию, если нет долгов или не стоит угроза потери семьи. В подавляющем большинстве случаев дела игрока пришедшего на консультацию обстоят весьма печально, это долги (кредиты в банках, частные займы и т.д.), разрушенные семьи, потерянные отношения с друзьями и близкими и пр.
Складывается впечатление, что причин вызывающих игровую зависимость так же много, как и в случае с любой другой зависимостью (алкоголизм, наркомания).
Безусловно, на формирование зависимости
влияют множество факторов социального,
биологического, психологического и
т.д. характера. С научной точки
зрения понимание механизма
Поскольку основной задачей нашей работы является помочь игроку научиться не играть, то для нас представляются важными другие вопросы.
Например:
· Зачем человек играет?
· Какие из своих потребностей игрок пытается удовлетворить в игре?
· Кто на его взгляд руководит его жизнью?
· Как случилось, что в реальной жизни не осталось ничего кроме игры?
· Каким образом ему удается выстроить свою жизнь, так что единственным комфортным местом представляется игровое заведение?
· Зачем и каким образом человеку удается сделать себя несчастным?
В связи с этим одной из главных задач является возможность увидеть и исследовать, привычные паттерны поведения игрока с целью их изменения.
Одна из основных особенностей отличающих игроков от остальных зависимых это "жизнь в фантазийном мире".
С точки зрения стороннего наблюдателя поражает, как человеку удается поверить в чудо, при чем это происходит молниеносно и игрок только что намеревавшийся (возможно вполне искренне) погасить часть кредита (взятого на игру) уже идет в игровое заведение в полной уверенности, что именно сегодня ему повезет, и он не только погасит все долги, но и купит новую машину (квартиру, домик в курортном городке и т.д.). И так продолжается из раза в раз, а тем временем проблемы в реальной жизни нарастают лавинообразно и чем больше проблем, тем больше игрок убежден, что игра это "единственный способ решить их". Он надеется выиграть решить финансовые проблемы, купить близким все то, в чем те давно нуждаются и т.д. В конце концов, к тому времени, когда выигрыш все же случается, его не может хватить на все то что "запланировал" игрок и он продолжает игру. Рано или поздно даже игрок вынужден признать, что играет он не ради денег, а ради игры. Порой он может делать попытки бросить, но потом снова удивительным образом убедив себя, что именно сегодня… и круг повторяется.
Итак, одна из особенностей азартных
игроков это жизнь в
Еще одной особенностью азартных игроков является изобретательность, с которой они находят деньги на игру, при чем суммы сильно превышают размеры долгов в случае любой другой зависимости.
Вне зависимости от внешних факторов,
которые провоцируют это
2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью
К существенным элементам любой игры относятся: правила, случай и выбор. В разных играх удельный вес этих компонентов различен. Азартные игры, особенно на деньги, относятся к играм, в которых доминирует роль случая. Основным методом в лечении игровой зависимости выступает психотерапия. Акопов А. Ю. разработал психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции (КАС). Он основан на признании неоспоримыми некоторых психологических закономерностей.
1. Если человек в течение
2. Игрок со сформированной
3. При выходе из зависимости необходим переход от Подмены к Замене (наркотических удовольствий на другие, естественные радости). В этом стержень метода КАС.
Основные причины игры - желание играть, игровой азарт и высокая позитивная значимость игры, рождающая пристрастное отношение к игре. Основными направлениями при психотерапии игровой зависимости являются:
1. Подавление желания играть
на осознанном и
2. Контроль поведения вне игры
и в частности, недопущение
нарастания азарта и других
гедонистических внутренних
3. Изменение субъективного
4. Коррекция всех ошибок
o Ошибок желания. Они возникают из-за выраженного желания играть, субъективно-пристрастного отношения к игре и крайней значимости результата (выигрыша). Из-за этого происходит аберрация восприятия игры с возникновением неопределенных надежд (иллюзий игрока), которые нуждаются в жестком и полном развенчании.
o Ошибок познания, познавательной деятельности - когнитивных ошибок (типичная ошибка игрока, тактики подлавливания крупного выигрыша; иллюзия выбора).
o Ошибок веры - иррациональных убеждений (например, безусловной веры в свои способности, успехи, фарт, везение, удачу, счастливый случай).
5. Формирование твердого, четкого
понимания невозможности
6. Подавление навязчивого - компульсивного (неудержимого) характера игры с изменением поведения.
7. Осознание неэффективности
8. Выявление абсурдности,
Это достигается путем:
1. Информирования, просвещения игрока.
2. Мощным эмоционально-
3. Психологического проигрывания
ситуации из его игровой
4. Изменением поведения игрока.
5. Экранированием, дистанцированием и исключением действия всех провоцирующих игру внешних и внутренних факторов.
6. Изменения когниции (познавательного мышления, направленности познания, познавательной активности).
7. Изменения мотивации игрока (необходимо
лишить игру побудительно-
8. Медикаментозной терапии.
9. Семейной и производственной психотерапии и реабилитации.
10. Подключения не
Выше было упомянуто о фактах, провоцирующих игру. Вот они:
1. Внешняя провокация (реклама автоматов казино; сами автоматы, казино, встречающиеся на пути; внешне обусловленные ассоциации).
2. Конфликты, ссоры,
3. Алкогольные эксцессы, алкоголизм.
4. Прием наркотиков.
5. Депрессия и другие
6. Экзистенциальный (жизненный) вакуум как симптом абстиненции.
7. Усталость, большие нагрузки.
8. Память, в том числе ассоциальная (об игре, игровых эпизодах, выигрышах, выигрышных комбинациях, удовольствий от игры, своих внутренних состояниях азарта, куража, наслаждения).
9. Наличие свободного времени.
10. Минимальная начальная сумма денег, необходимая для того чтобы данный игрок зашел в зал казино.
Последние два фактора - ведущие.
Итак, в основе игровой деятельности лежит желание играть, присоединяющиеся по ходу игры азарт (увлеченность игрой) и меняющееся отношение к игре (повышение субъективной значимости ее). Это три причины игры. Контрапунктом игровой зависимости и ее лечения выступает контроль (своего игрового поведения, дозы игрового наркотика, времени игры, игровой ситуации и т.д.) и, прежде всего, контроль игрового импульса.