Игромания и её психотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Не секрет, что азартные игры появились еще на заре цивилизации. Азарт нельзя назвать патологией. На Востоке и на Западе с удовольствием предавались азартным играм, и ничто, ни власть, ни церковь, и ни тем более доводы рассудка не смогли остановить азартные игры.

Содержание работы

Введение
1. Игровая зависимость: основные понятия и стадии
2. Технология и методы реабилитации людей, страдающих игровой зависимостью от азартных игр
2.1 Лечение и реабилитация людей с игровой зависимостью от азартных игр другой игровой деятельностью
2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия
2.3 Гипносуггестивная психотерапия
3 Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Валеология (реф).docx

— 53.66 Кб (Скачать файл)

Здесь важны такие факторы:

1. Необходимость включения контроля  до принятия решения об игре.

2. Учет постоянного желания играть  на осознанном и бессознательном  уровнях.

3. Понимание невозможности контроля  над своим поведением после  принятия решения об игре.

4. Устранение причин игры (осознанного  желания играть; надвигающегося  азарта; изменения субъективного  отношения к игре).

5. Обнуление мотивов игры, т.е.  побудительно-энергетических факторов  ее (познавательного интереса; стремления  к выигрышу; влияние проигрыша  на отыгрыш; наличия долга;  всех иллюзий игрока; внутренних  гедонических состояний куража, азарта; влияния самого процесса  игры на ее продолжение; памяти  об игре; идеальных игровых эпизодах; компульсивно-навязчивого характера игры).

6. Устранение (по возможности) и  блокирование внешних.

7. И внутренних провоцирующих  игру факторов.

8. Контроль за принятием решения.

9. Фиксация признаков надвигающегося  срыва: нарастания психоэмоционального напряжения, усиления фантазирования об игре, прекращения борьбы мотивов играть - не играть в пользу игры.

По нашему мнению, одним и наиболее удачных общих вариантов замены патологической игры являются коллективные спортивные игры, в частности, питербаскет.

Питербаскет и его разновидность - новая игра с мячом. Это и настольная игра, а также варианты игры для дошкольного возраста. Кроме того: ватерпитербаскет, айспитербаскет, питербаскетвалид, питербаскетпопули. Таким образом, имеем возможность реализовать идею всепродолжающейся игры с мячом от детского возраста до совершенства лет. От игры детской до олимпийской.

Питербаскет - спортивная игра с мячом, презентация которой состоялась в декабре 2002 года в Санкт-Петербурге во Дворце спорта "Юбилейный" на 9-м международном турнире "Кубок Владимира Петровича Кондрашина и Александра Белова". Впервые правила питербаскета опубликованы в 2002 году. Играют на площадке, выполненной в виде круга диаметром 18 метров с тремя концентрическими окружностями, ограничивающими зоны 3 секунд (R-3м), двухочковых (R-6м) и трехочковых бросков (R-9м). В центре игровой площадки установлена стойка с закрепленными на ней щитами с корзинами в виде равностороннего треугольника. Участвуют по три игрока от каждой команды, играют три 15- минутных периода с 5-минутными перерывами. Каждая из команд имеет право забрасывать мяч в любую корзину.

Игра зрелищна, эмоциональна, что  увеличивает ее привлекательность  и вызывает азарт не только у игроков, но и у болельщиков. Первые соревнования по питербаскету состоялись в 2003 году в программе Всероссийской универсиады по летним видам спорта, среди студентов, обучающихся по специальности "Адаптивная физическая культура" (физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая и инвалидов). Финал с участием 20 женских и 20 мужских команд - студентов различных регионов России - состоялся в Санкт-Петербурге с 26 по 28 ноября 2003 года на Большой спортивной арене Дворца спорта "Юбилейный". Отныне универсиада стала ежегодной. Питербаскет включен в ее программу.

В период проведения выставки INTER Спорт  Ленэкспо 26-29.02.04 г. был проведен юношеский турнир по питербаскету на кубок "Наследие В.П. Кондрашина".

Питербаскет посвящен предстоящему 100-летию отечественного баскетбола (Петербург, 1906 г.), 30-летию победы на XX олимпийских играх (Мюнхен, 1972 г.) и 300-летию Санкт-Петербурга (2003 г.).

Новая игра с мячом и ее разновидности (питербаскет-валид, ватер-питербаскет, айс-питербаскет) взяты под опеку и патронаж Российской академии естественных наук (РАЕН), придавшей ей статус академической с правом проведения соревнований под флагом РАЕН. Игра и ее авторы награждены почетными медалями академии "За практический вклад в укрепление здоровья нации" (2003 г.). Питербаскет включен в программу участия РАЕН в ЭКСПО-2005 (Япония, г. Анчи). Питербаскет - лауреат "Золотой книги Отечества" (2004 г.). Федерация питербаскета Санкт-Петербурга участвует в организации турнира по питербаскету на кубок академика Несмеянова, посвященного памяти тренера по баскетболу Александра Константиновича Сухоносова (г. Нальчик, КБР, апрель 2004 г.). Федерация питербаскета принимает участие в подготовке к турниру по питербаскету, посвященному 70-летию кафедры спортивных игр Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург, май 2004 г.).

Простота правил игры, зрелищность, возможность многочисленно атаковать  и добиваться желанных попаданий  в ту или иную корзину превращают новую игру питербаскет в массовую, семейную, народную, сохраняя все признаки классической, претендующей на олимпийскую оптимальную коллективную спортивную игру.

Федерация питербаскета предлагает свои услуги по изготовлению площадок, по поставке оборудования и инвентаря, проведению мастер-классов и организации соревнований.

А в коллективных спортивных играх (в частности питербаскет) заложены большие возможности:

1. Создают ситуацию управляемого  азарта (чего нет у зависимых).

2. Создают условия (это смысл  спортивных игр) для коллективного  взаимодействия (и, конечно, общения).

3. Позволяют диаметрально противоположным  образом менять направленность, вектор поля сознания (всех устремлений,  усилий, планов, целей, программ деятельности) с направления на себя (эгоцентризм,  присущий многим старикам, больным,  точнее, любой болезни, и азартным  игрокам с зависимостью) на ориентацию, на коллективные действия, что  и приводит к вынесению вектора  своего поля сознания вовне,  на других (людей, объекты, любую  внешнюю деятельность) как противоположность  прежней эгоцентрической направленности  личности.

4. Коллективный характер спортивной  игры создает эффекты группового  психотерапевтического взаимодействия, аналогичные таковым при групповой  психотерапии психотерапевтической  группы. Это дает, в частности,  возможность проследить динамку  команды как психотерапевтической  группы в процессе обучения (тренировок). То есть, при таком использовании  игры команда выступает как  психотерапевтическая группа, где  корректируется индивидуальные  негативные особенности каждого,  а тренер - судья берет на себя  функции психотерапевта.

5. Особенностью вовлечения в  спортивные игры и инвалидов,  и игроков с зависимостью от  азартных игр на деньги является  то, что замена и болезни и  азартной игры на спортивную  коллективную игру осуществляется  в основном не путем информирования (то есть вербально), а через  деятельность, т.е. это более глубокое, неформальное по сути, доходчивое, невербальное воздействие на  психологию человека.

6. Спортивная игра формирует  умение планировать свои действия, контролировать ход событий и  динамическую ситуацию ("читать  игру") и предвосхищать результат  деятельности и своей, и команды  в целом, что совершенствует  процессы антиципации и прогнозирования.

7. Она формирует чувство ответственности  за себя и всю команду через  принятие важных, ответственных  решений (например, в ситуации, когда  игрок берет игру на себя).

8. Она дает уверенность в достижении  успеха, и эта уверенность в  успехе реальна, как и сама  победа, в отличие от бесконечных  иллюзий игрока в азартные  игры на деньги. Особенности психологии  отмеченные в трех предыдущих  пунктах, являются слабыми местами,  психологическими качествами у  азартных игроков.

9. В спортивной игре тренируются  механизмы принятия индивидуальных  и коллективных решений (а именно  совершенствуется их качество, быстрота  и эффективность), а также - самоконтроля (контроля своего игрового поведения  и коррекции неудачных решений), т.е. замыкания обратной связи  результата и последующего витка  поведения в единое рефлекторное  кольцо совершенного, гармоничного  действия.

10. Создаются навыки частной,  коллективной игры с подавлением  во многом своих мелких личных  интересов (борьба с эгоизмом  и индивидуализмом), то есть происходит  вовлечение в процесс социализации  через коммуникативную деятельность.

11. Коллективные спортивные игры (в частности обсуждаемых в  частности питербаскета и его разновидностей) выступают не только методом, способом в структуре комплексного лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью, но и являют собою прямо противоположную модель и психологии, и принятия решения, и поведения таковым у азартного игрока.

Коллективная спортивная игра (в  данном обсуждении - питербаскет и его разновидности) является не только эффективным методом (способом) лечения и реабилитации при игровой зависимости (по существу, деятельностным вариантом психотерапии в отличие от большинства ее вербальных методов), но и полным антиподом ее, идеальной моделью любого позитивного социального поведения вообще (алкоголизм, наркомания др.).

2.2 Когнитивно-поведенческая психотерапия

Метод когнитивно-поведенческой терапии - это сочетание когнитивного и поведенческого подхода. Эта терапия сосредоточена на настоящем моменте, то есть когнитивно-поведенческий терапевт не будет искать причины психологического дискомфорта в прошлом, а просто поможет понять, что в настоящем способствует его поддержанию и научит, как это изменить в будущем.

Чисто поведенческие терапевты  рассматривают симптомы или проблемы, которые возникают у человека, как проявление неадаптивного, т.е., неуместного, не помогающего в данной ситуации, поведения. Соответственно считается, что научение человека правильному, адаптивному, подходящему поведению, выработка новых навыков и как следствие угасание старых, наработка новых поведенческих стратегий поможет разрешить его проблему. Для усиления эффекта используется метод домашних заданий, когда клиенту предлагают повторять и опробовать изученное в промежутках между сеансами.

Конгитивные терапевты считали, что причиной негативных чувств и последствий различных психотравмирующих ситуаций является не сама ситуация как таковая, и не наше поведение, а то, как люди воспринимают эти события и что думают о них. Ведь одно и тоже событие можно воспринимать по-разному. Например, увольнение с работы для одного будет веселым и даже радостным событием, т.к. это хотел, потому что нашел лучшую и более высокооплачиваемую, а для другого - это трагедия, потому что это все, что он умел делать, и очень хотел работать на этом месте. Когнитивные терапевты, считают, что для повышения комфортности нашего существования в социуме, для расширения наших способностей справляться с различными ситуациями, необходимо научиться видеть ситуацию с разных сторон, изменять стереотипы мышления, научиться отслеживать свои негативные мысли, изучать и осваивать новые способы мышления.

Когнитивно-поведенческие терапевты признают оба из описанных выше подхода и резонно считают, что сочетание изменений, которые происходят в нашем поведении и одновременно в образе мышления позволяет увеличить эффективность терапии.

В настоящее время КПТ признана эффективным методом краткосрочной  терапии. Она может быть использована как в индивидуальной, так и  в групповой работе. Метод позволяет  работать с огромным множеством различных  проблем, в том числе с депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, нарушениями сна.

Главным условием, впрочем, как и  для любого психотерапевтического  подхода, - это желание клиента  измениться и его активное включение  в процесс работы с терапевтом.

2.3 Гипносуггестивная психотерапия

Сам феномен гипноза был известен веками. Например, исцеление с помощью  молитвы, с помощь возложения рук  священнослужителями или царскими особами, имеет гипнотическую природу. Гипнотические состояния знакомы  каждому человеку, ибо каждый испытывает их неоднократно в течение дня. Так, например, случалось ли Вам, во время  поездки в метро глубоко задуматься, так что Вы постепенно перестали  замечать то, что происходит вокруг Вас, а полностью погрузились  в свои мысли, и, возможно, даже проехали нужную Вам остановку? А занимались ли вы аутогенной тренировкой? Это и  есть те особые состояния сознание, одним из названий которых является гипноз.

Термин "hypnos" был впервые предложен для обозначения данного понятия только в 1843 году шотландским врачом Джеймсом Бредом, и в переводе с греческого означает "сон". Однако, это не сон. Это особое состояние сознания, промежуточное между сном и бодрствованием, характеризующееся резкой фокусировкой на содержании внушения.

Впервые феномен гипноза был  описан Францем Антоном Мейсмером, которые объяснял явления, происходящие в гипнозе - "животным магнетизмом", который он считал аналогом физического магнетизма. И хотя в последующем его взгляды были опровергнуты и установлено, что явления трансового состояния достигаются не благодаря магнетизму, а благодаря силе бессознательного внушения.

Внушение, или суггестия, - это подача информации, воспринимаемой без критической  оценки и оказывающей влияние  на течение нервно-психических и  соматических процессов. Путем внушения вызываются ощущения, представления, эмоциональные  состояния и действия, а также  оказывается влияние на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Сам по себе гипноз не является терапией. Он представляет собой вспомогательную  технику, которая должна применяться  в рамках существующей терапии там, где это благоприятно. Так, врачи  различных специальностей могут  прибегать к гипнозу для контроля над болью, для облегчения депрессии, тревоги и других психологических  расстройств.

3. Реабилитация людей с игровой зависимостью от компьютерных игр и интернета

Зависимость от компьютерных игр - проблема, которой было уделено довольно много  внимания в прессе и различных  научных работах. К примеру, ученые выяснили, что 30% игроков проводят за компьютером слишком много времени, а 10% находятся в сильной психологической  зависимости от своей любимой  игры. Заодно посмотрели, чем эта  зависимость иногда кончается - а  кончается она плохо, и потому нуждается как минимум в научном  присмотре. Что же такое эта "компьютерная игровая зависимость" и в чем  она проявляется?

Игровая зависимость являет собой  форму сильной психологической  привязанности к игре - в компьютерном варианте вплоть до желания жить в  виртуальном мире. Возвращение в  реальный мир связано исключительно  с удовлетворением естественных потребностей, общение с живыми людьми сведено к минимуму. Особенно тяжелые  формы игровой зависимости предполагают также крупные денежные траты  на игру, злоупотребление кофе и  энергетическими напитками, злость и раздражение при отрывании  от игры, пренебрежение питанием и  сном. Зависимость от игр сравнима с наркотиками и алкоголем, человек  не может контролировать себя в плане  времяпровождения за игрой, живет в  своем собственном мире и не желает общаться с родными и друзьями - ибо они пока еще не "виртуальны". Любое время, проведенное вне  игры, является для такого человека мучением.

Информация о работе Игромания и её психотерапия