Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:05, реферат
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. Д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
1. ИСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 3
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ УКРАИНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 6
3. ВЫВОДЫ 13
4. ЛИТЕРАТУРА 14
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. Д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:
1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. Д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.
2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их эл ментов и определенной изменчивостью их функций. Что же это за системы? Каковы их основные элементы? Прежде всего, это система ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей и других элементов социокультурного процесса Эта система гарантирует сходное поведение людей, согласовывает и направляет в русло их определенные стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом. Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупности лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. Д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. Д.). Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты – это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ УКРАИНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
За годы социальной трансформации украинского общества основные системообразующие институты общества (экономические, политические, культурные, правовые и др.) подверглись преобразованиям неодновременно и с разным успехом. Несмотря на быстрые изменения в институциональной структуре украинского общества в начале 1990-х годов, не произошло качественной институциональной определённости становящейся общественной системы. Характерный для многих переходных обществ период ослабления институциональных систем приводит к тому, что формальные институты могут «прорастать» неформальными отношениями и личными связями, подвергаются своего рода мутации и в результате ведут не к формированию демократического правового государства, а в прямо противоположную сторону. Поэтому особенно важным становится анализ факторов, способствующих или препятствующих возникновению и воспроизводству институциональных структур и социальных практик, формирующих реальную жизнь украинского общества.
В современной социологии
осмысление процессов институциональных
изменений в современных
1) возникновение новых правил игры, их легитимность и выполнимость;
2) предоставление новых прав и свобод личности;
3) модернизационная
4) общественный контроль выполнения новых правил и норм (например, на парламентских выборах 2006 года был использован новый институциональный формат электорального соперничества, который повлиял на «правила игры» институтов государственной власти в Украине).
Истоком всякой институализации П. Бергер и Т. Лукман считали хабитуализацию (опривычивание) человеческой деятельности и взаимодействия [3, с. 87]. Любое действие, — отмечали они, — которое часто повторяется, становится образцом [3, с. 89–90]. Эти процессы предшествуют любой институализации и могут быть применимы как к совокупности взаимодействующих индивидов, так и «к гипотетически уединённому индивидууму, удалённому от какого-либо социального взаимодействия» [3, с. 91]. С. Хантингтон в работе «Политический порядок в меняющихся обществах» отмечает, что институализация — это «процесс, посредством которого организации и процедуры приобретают ценность и устойчивость» [4, с. 32]. По мнению С. Хантингтона, если в обществе отсутствуют прочные социальные институты, значит ему недостаёт средств для определения и реализации общественных интересов. Так, правительство с низким уровнем институализации — это не только слабое правительство, но и плохое правительство.
Слабое правительство, не имеющее авторитета, не в состоянии успешно выполнять свои функции. Среди украинских социологов безусловный интерес вызывают работы Е. Головахи, С. Макеева, В. Матусевича, О. Куценко, Н. Паниной, И. Поповой, А. Резника, в которых исследователи анализируют сущность, характер и тенденции институциональных изменений в современном украинском обществе. Кроме того, необходимо отметить, что значительный вклад в изучение специфики постсоветского институционального процесса внесла предложенная Е. Головахой и Н. Паниной теория «двойной институционализации» [5].
Целью работы является анализ социального включения/отчуждения и неопатримониальных практик как социальных факторов институциональных изменений в современном украинском обществе. Важнейшим результатом трансформационного процесса и реформистской политики в украинском обществе последних двадцати лет стало создание институциональной инфраструктуры демократического государства.
Однако произошедшая институционализация элементов рыночных экономических и демократических политических отношений не стала продуктом национальной культуры и эволюции гражданского общества (свободного участия граждан в обществе, полноценной реализации своего «социального Я»). Это привело к тому, что в украинском обществе были созданы новые общественные институты, однако они, получив легальность, не получили легитимности в массовом сознании. Поскольку процесс функционирования общественных институтов реализуется в социальных практиках, понятие социального включения характеризует возможности полноценного участия индивида во всех институциональных структурах, которые аккумулируют различные и значимые ресурсы и правила, имеющиеся в обществе.
Если в основе социального включения (участия) лежит сознание свободы и свобода действий, то понятие социального отчуждения определяет структурные и социокультурные ограничения свободы. В явлении социального отчуждения можно выделить объективную и субъективную стороны.
Объективные проявления отчуждения
связаны с отсутствием
1) «бессилие», связанное
с ощущением невозможности
2) «утрата смысла» как ощущение того, что достичь значимые цели законным путём невозможно;
3) «изолированность», связанная с чувством отстранённости от норм и ценностей общества;
4) «самоотстранённость» как неспособность заняться деятельностью, которая могла бы приносить психологическое удовлетворение [6].
Субъективным выражением состояния социального отчуждения являются распространённые в украинском обществе чувства социального бессилия, изолированности, самоотстранённости от общества. Наличие социального отчуждения — это почва возникновения специфических социальных практик, которые в конечном счёте способствуют преобразованию социальных
институтов. Более того, как
отмечает Н. Луман, проблема социального
отчуждения перерастает в социально опасную
проблему разделения общества на «личностей»,
«граждан» и «индивидов», не способных
включиться в институциональные структуры
общества [7]. В результате качество и направленность
деятельности социальных институтов определяются
прежде всего интересами определённых
управленческих групп и структурой того
пространства (не законодательного, а
административно-
В то же время эффективность деятельности общественных институтов во многом зависит от взаимного соответствия: во-первых, формально-правовых и административных норм, устанавливаемых и контролируемых государственными структурами, и социокультурных норм, формирующихся в процессе исторического развития общества и контролируемых гражданскими структурами, и во-вторых, неформальных норм, правил и реальных практик. Д. Норт в работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» отмечает, что неформальные правила складываются стихийно, в процессе множества взаимодействий между агентами, а формальные правила являются письменным закреплением уже существующего неформального [2]. Таким образом, по мнению Д. Норта, формальные правила предстают как фиксация устойчивого ядра социального института, а неформальные — как его изменчивая периферия. В трансформирующихся обществах, не имеющих ни демократических традиций, ни развитых гражданских структур, нередко появляются внеправовые, нелегитимные правила, нормы и практики, выражающие интересы элит (чиновников, руководителей и пр.), которые в конечном итоге влияют на процесс функционирования общественных институтов. А. Фисун отмечает, что постсоветские трансформации 1990-х привели к построению в украинском обществе не демократии, а неопатримониализма, который предполагает, в первую очередь, не традиционные и/или идеологические мотивы поведения факторов, а скорее материальные стимулы рентоориентированного типа. Он выделяет три основных принципа функционирования неопатримониальной системы:
1) политический центр отделен и независим от периферии, он концентрирует политические, экономические и символические ресурсы власти, одновременно закрывая доступ всем остальным группам и слоям общества к этим ресурсам и позициям контроля за ними;
2) государство управляется как частное владение (патримониум) правящих групп — носителей государственной власти, которые приватизируют различные общественные функции и институты, делая их источником собственных частных доходов;
3) этнические, клановые, региональные
и семейно-родственные связи
Концепция неопатримониализма исходит из того, что современные общественные институты в постсоветских странах выполняют всего лишь роль легитимного фасада для патримониального режима. Ключевую роль в функционировании базовых общественных институтов при неопатримониализме играют не рационально-легальные отношения в рамках официальных систем взаимодействия, а клиентарно-патронажные связи, которые регулируют доступ неопатримониальных игроков к различного рода ресурсам на основе отношений личной зависимости. Представляется, что неопатримониальные практики — действительные формы и способы функционирования базовых общественных институтов в неопатримониальной системе государства.