Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 21:05, реферат
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. Д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
1. ИСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 3
2. СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ УКРАИНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 6
3. ВЫВОДЫ 13
4. ЛИТЕРАТУРА 14
При неопатримониализме общественные
институты используются для достижения
экономических и политических целей
частных лиц. Например, силовые и фискальные
функции государства фактически становятся
эффективным инструментом для подавления
любого политического сопротивления и
для устранения экономических конкурентов
— по принципу «друзьям все, врагам —
закон». Институт многопартийности не
выступает важнейшей характеристикой
демократического общества, поскольку
взаимоотношения партий и исполнительной
власти прямо противоположны канонам
западных демократий. Во-первых, при неопатримониализме
отсутствуют оппозиционные партии как
в парламенте, так и во всей публичной
политике; во-вторых, не государственно-
Кроме того, неопатримониальная бюрократия формируется не столько на основе отбора бюрократов по деловым качествам, сколько по принципу преданности патрону. Соответственно, и её реальные практики соответствуют не столько букве и духу закона, сколько интересам патрона, да и персональным корыстным интересам самих чиновников, преданность которых покупается раздачей прибыльных должностей. В таких условиях коррупция выступает не просто следствием режима, но и его содержанием. Еще Вебер указывал, что присвоение служебного положения приводит к «утрате чиновничеством своих бюрократических функций», и патримониальный чиновник перестает быть государственным служащим, поскольку государственные и общественные интересы подменяются его личными или корпоративными.
Необходимо отметить, что неопатримониальная система общества содействует усилению социального отчуждения граждан от участия в политике и развитию правового нигилизма. Эти черты сейчас являются весьма характерными особенностями политической культуры населения Украины [9]. Именно поэтому расширение социального включения граждан в процесс институциональных изменений и сужение пространства реализации неопатримониальных практик, на мой взгляд, будут зависеть от формирования у украинцев таких социальных качеств, как гражданственность, самостоятельность, ответственность, развитое правовое сознание.
ВЫВОДЫ
Процесс институционализации
социологии в Украине совпал и
был следствием во многом системных
трансформаций украинского
Украинская социология прошла довольно долгий и сложный путь развития формируя собственную идентичность методологическую культуру, профессиональную этику исследовательские программы культуру научных коммуникаций формирования и передачи знания завоевывая признание в науке и обществе. Глубокий кризис позднего советского общества и последовавший крах системы государственного социализма стимулировали интерес к рефлексивным и гуманистическим возможностям социологии подтолкнули процессы реновации и трансформации в социологическом знании и познании Все это нашло выражение в институционализации украинской социологии как национальной научной школы формирующей собственную идентичность и традиции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Штомпка П. Социология социальных изменений / П. Штомпка; [Пер. с англ., под ред. В. А. Ядова]. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 223 с.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и развитие экономики / Д. Норт. — М., 1996. — 360 с.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман; [Пер. с анг.] — М., 1995. — 323 с.
4. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.
5. Головаха Е. И., Панина Н. В. Постсоветская деинституализация и становление новых социальных институтов в украинском обществе / Е. И. Головаха, Н. В. Панина // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — № 4. — С. 5–22.
6. Seeman M. On the Meaning of Allienation // Amarican Sociological Review. — 1959. — Vol.24. — P. 783–791.
7. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева, Ж. Коэннен-Хуттера. — М., 1999. — С. 128–143.
8. Фисун А. А. Постсоветские
неопатримониальные режимы: генезис, особенности,
типология. — Режим доступа: http://politzone.in.ua/index.
9. Головаха Е. И., Панина Н. В. Політична культура українського суспільства (за даними соціологічного моніторингу та міжнародного порівняльного дослідження) // Українське суспільство 1992–2007. Динаміка соціальних змін / За ред. д-ра економ. наук В. Ворони, д-ра соц. наук М. Шульги. — К.: Інститут соціології НАН України, 2007. — С. 4–23.