Информационно-психологическая война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 21:49, реферат

Описание работы

Понятие «информационно-психологическая война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления.
Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………….........3-4
2.Сущность понятий «информационная война» и «государственные интересы», их взаимосвязь……………………………………………………………………..4-6
3.Основные аспекты и структура информационно-психологических войн.......6-9
4. Методы проведения информационно-психологических операций в ходе информационно-психологических войн………………………………………..9-11
5. История возникновения информационно-психологических войн как средства реализации государственных интересов………………………………………12-15
6.Заключение………………………………………………………………………..16
7.Используемая литература.. …………………….. …………………………

Файлы: 1 файл

готовый.docx

— 132.42 Кб (Скачать файл)

4) используйте в этих  целях сотрудничество с самыми  подлыми людьми;

5) разжигайте ссоры и  столкновения среди граждан враждебной  вам страны;

6) подстрекайте молодежь  против стариков;

7) мешайте всеми средствами  работе правительства;

8) делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших  врагов и подорвать их веру  в своих богов;

9) посылайте женщин легкого  поведения с тем, чтобы дополнить  дело разложения.

10) будьте щедры на предложения  и подарки для покупки информации и сообщников.

Информационно-психологическая война является наиболее агрессивным средством достижения государствами-участниками информационного противоборства безусловного лидерства в информационно-психологической сфере, так называемого, информационного доминирования.

Новые возможности, предоставляемые доминированием в информационно-психологической сфере, имеют, как представляется, ряд следующих принципиальных особенностей:

1) скрытность и анонимность  оперирования информационно-психологическими  воздействиями, возможность проведения  их «под чужим флагом» и  с любой точки информационного  пространства;

2) плавность» переключения  информационных воздействий, регулируемая  в широких пределах интенсивность  и продолжительность их реализации: от организации информационных  «шоков», «ударов», «выбросов», «блокад» до вялотекущих, латентных, растянутых на годы микродозированных воздействий;

3) многоаспектность и многообъектность воздействия с высокой степенью координации во времени и пространстве;

4) способность «малыми»  информационными воздействиями  получить «большие» конечные  результаты. При обретении высокого  уровня в способности прогнозного  моделирования, дающего возможность  выявлять тенденции и управлять  не уже идущими процессами, а  предшествующими им изменениями (тенденциями): государства, участвующие  в информационно-психологической  войне, в состоянии вносить управляющие воздействия с малой затратой общей «энергетики» в упреждающем режиме;

5) перенос функций сдерживания  на информационную сферу. Ведущие  государства мира ориентируются  на превентивность действий в  реализации функций сдерживания. Достижение информационного доминирования создает базу и необходимые условия для этого. В случае успеха курса на ядерное разоружение мира информационное доминирование может стать главным механизмом сдерживания и обеспечения мирового, в том числе в силовом аспекте, лидерства.

6) информатизация как главный  резерв повышения эффективности  силовых (военных) акций. Существенным  доводом в пользу этого служит, как представляется, утверждение  американских специалистов о  том, что стоимость традиционных  систем оружия имеет «практический  потолок», который уже достигнут  большинством стран;

7) наведение хаоса в  подвергающейся информационному воздействию сфере и последующее управление им (или с помощью его) как один из принципов получения нужных результатов;

Информационно-психологическая война состоит из проведения различных информационно-психологических операций, имеющих целью:

- искажение получаемой  противником информации и навязывание  ему ложной и бессодержательной  информации, лишающей его возможности  правильно воспринимать события  или текущую обстановку и принимать  верные решения;

- психологическую обработку  социальных групп (населения в  целом);

- идеологические диверсии  и дезинформацию;

- поддержание благоприятного  общественного мнения;

- организацию массовых  демонстраций под ложными лозунгами;

- пропаганду и распространение  ложных слухов.

Информационная операция - это комплекс согласованных и

взаимосвязанных мероприятий по манипулированию информацией, осуществляемых по общему плану с целью достижения и удержания превосходства через воздействия на информационные процессы в системах противника.

Информационно-психологические операции являются главными элементами содержания психологической войны. Их проведение предполагает использование сложной совокупности согласованных, скоординированных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени, объектам и процедурам форм, способов и приемов психологического воздействия.

Существуют следующие основные этапы подготовки и осуществления психологических операций и мероприятий психологической войны:

1) планирование;

2) формулирование рабочих  целей;

3) определение и изучение  объекта воздействия;

4) выбор конкретных форм, методов и приемов осуществления  психологического воздействия;

5) разработка содержания (технологии применения основных  составляющих) психологического воздействия;

6) определение его коммуникативных  контуров и условий осуществления, а при необходимости и создание  их;

7) обеспечение контроля  эффективности проведения конкретных операций и мероприятий.

Информационно-психологические операции состоят из политических, военных, экономических, дипломатических и собственно информационно-психологических мероприятий, направленных на конкретные группы людей с целью внедрения в их среду чуждых идеологических и социальных установок, формирования ложных стереотипов поведения, трансформации в нужном направлении их настроений, чувств, воли.

 

4. Методы проведения информационно-психологических операций в ходе информационно-психологических войн

 

Информационно-психологические операции есть не что иное, как определенная структура навязывания картины мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения.

В соответствии с «Объединенной доктриной информационных операций», введенной в действие Министерством обороны США в октябре 1998 года, под информационно-психологической операцией понимаются мероприятия по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью СМИ, разнообразной печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем личного общения с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных целей.

Понятие «психологические операции» имеет широкое и узкое толкование.

В более узком плане психологические операции применяются вооруженными силами для деморализации и дезориентации противника.

В широком смысле под информационно-психологической операцией понимается спланированное использование средств, форм и методов распространения информации для оказания определенного воздействия на мнение, взгляды и поведение человека. Данные операции состоят из политических, военных и идеологических мероприятий, целью которых является изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных групп по тем или иным вопросам в желательном направлении.

Главными объектами воздействия считаются лидеры политических и общественных организаций, религиозных общин, наиболее влиятельные представители деловых кругов, военной элиты и творческой интеллигенции. Мероприятия могут также охватывать личный состав вооруженных сил, рабочих, крестьян, техническую интеллигенцию и государственных служащих.

Ввиду того, что объектом информационно-психологического воздействия являются люди, главная задача информационно психологических операций заключается в том, чтобы повлиять на духовную сферу — общественное мнение и настроение, ценностные ориентации, взгляды, социально-психологический климат, посеять страх и неуверенность перед будущим, вызвать недоверие к деятельности органов власти и государственного управления, создать атмосферу недовольства, тревоги, содействовать возникновению оппозиционных групп и стимуляции антиправительственной деятельности.

Информационно-психологическая операция, как правило, содержит три этапа, где каждый последующий шаг опирается на предыдущий:

1) разрушение противодействия, разрушение старой картины мира, что позволяет освободить нишу  для проведения следующего этапа;

2) введение новой информации  в отношении старых моделей, зачастую  противоположной старой;

3) введение информации о новых объектах.

Подобная схема позволяет перейти от введения информации к введению нового типа поведения, опирающегося на новую информацию, что оказывается возможным из-за произведенного изменения в модели мира у потребителя этой информации.

Информационно-психологические операции в политической борьбе структурно могут быть представлены как состоящие из трех основных компонентов, представленных на рисунке 1. 

 

 

 

Рисунок 1 - Компоненты информационно-психологических операций  

 

Информационно-пропагандистская (информационно-рекламная) деятельность осуществляется в виде кампаний, акций и отдельных мероприятий с использованием средств массовой коммуникации, а также прямых контактов с различными аудиториями с применением соответствующих приемов и эффектов воздействия на психику людей .

Демонстрационные действия представляют собой акции и мероприятия, основное отличие которых от реальных практических действий заключается в ориентации в первую очередь не на их результат, а на использование как средства психологического воздействия на людей. В качестве таких действий могут выступать:

- угроза применения каких-либо  санкций и мер по отношению  к конкретным лицам или организациям;

- проведение благотворительных  акций в период предвыборной  борьбы;

- выдвижение и принятие  значимых социальных программ.

Признаками отличия демонстрационных действий от реальных практических дел выступают их приуроченность к социально значимым событиям (например, выборам), сопровождение эффектной рекламной кампанией, а также часто для отсрочки планируемых основных (конечных) результатов и социально значимых последствий на некий период.

Организационно-практическая деятельность реализуется в виде мероприятий и акций обеспечивающего характера, которые направлены на оказание психологического воздействия на определенные лица и их группы или создание условий, повышающих его эффективность и эффективность информационно-психологических операций в целом или отдельных информационно-пропагандистских акций. В структуре этой деятельности выделяются три основные группы организационно-практических действий:

1) действия, направленные  на организационное, финансовое, материально-техническое  и иное обеспечение информационно-пропагандистских (информационно-рекламных) акций с  использованием средств массовой  коммуникации;

2) действия, направленные  на обеспечение демонстрационных  действий, различных акций поддержки, митингов, демонстраций, собраний, встреч;

3) действия по проведению  различных переговоров, привлечению  влиятельных сторонников, организации  финансовой и иной поддержки, проведению выгодных решений  в органах исполнительной и  законодательной власти на различных  уровнях. Основные организационные  формы таких действий — политические  игры и лоббирование.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главной целью информационно-психологических операций является дестабилизация общественной жизни, разложение изнутри, подготавливающее почву для успешного осуществления политических, экономических и военных действий.

 

5. История возникновения информационно-психологических войн как средства реализации государственных интересов

 

Развитие информационного противоборства как в условиях мирного, так и военного времени, происходило благодаря массовому распространению и доступности новых, более эффективных носителей и средств доставки информации, под воздействием и на основе которой происходит принятие решений. Выделяют четыре исторических этапа развития информационного противоборства, основанные на следующих технологиях: вербальной, бумажной, технической и телекоммуникационной. При этом каждый последующий этап вбирал в себя средства и методы предыдущего и развивал их.

В качестве основного носителя и средства доведения информации на первом, вербальном этапе выступал человек, в качестве объекта воздействия - психика человека, определяющая направленность его деятельности.

Способы ведения информационного противоборства в тот период были ограничены вербальными технологиями (выступления ораторов, распространение слухов, дезинформации), наглядными средствами устрашения (демонстрация военного превосходства, устрашающие знаки, пропагандистские письмена) и физического противодействия (аресты, убийства ораторов). Важнейшими субъектами информационного противоборства того времени являлись священнослужители как наиболее образованные лица, обладавшие значительным влиянием на все социальные слои населения.

Второй, "бумажный" этап информационного противоборства начался с распространением грамотности, в условиях широкого охвата населения новыми носителями информации: письмами, книгами, газетами, журналами и др. В этот период появилось и специальное эффективное средство информационного противоборства, используемое до сих пор, - листовка.

Информация о работе Информационно-психологическая война