Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 21:49, реферат
Понятие «информационно-психологическая война» становиться всё более популярным. Оно используется не только в научных трудах, но и в художественных фильмах. Появление киноплёнок и выступлений различных общественных деятелей, утверждающих наличие информационных атак и манипуляций сознанием, позволяет констатировать актуальность изучения этого явления.
Психологическая война как реальный политико-психологический процесс направлена на подрыв массовой социальной базы политических оппонентов, на разрушение уверенности в правоте и осуществимости идей противника, на ослабление психологической устойчивости, морального духа, политической, социальной и всех иных видов активности масс, находящихся под влиянием оппонентов.
1.Введение…………………………………………………………………….........3-4
2.Сущность понятий «информационная война» и «государственные интересы», их взаимосвязь……………………………………………………………………..4-6
3.Основные аспекты и структура информационно-психологических войн.......6-9
4. Методы проведения информационно-психологических операций в ходе информационно-психологических войн………………………………………..9-11
5. История возникновения информационно-психологических войн как средства реализации государственных интересов………………………………………12-15
6.Заключение………………………………………………………………………..16
7.Используемая литература.. …………………….. …………………………
Третьему этапу информационного противоборства дало начало возникновение новых носителей информации (в середине XIX века изобретение фотографии) и новых средств доставки информации, появившихся благодаря открытию электричества (конец XIX века): телеграфа, телефона, радио, кино, а позднее телевидения. В этот период стало возможным оказание как оперативного, так и долгосрочного, как избирательного, так и массового информационного воздействия на сознание, волю и чувства населения.
Все это дало начало разработке и реализации идей информационно-психологических войн, подразумевающих достижение стратегических внешнеполитических целей путем оказания управляющего информационного воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание противника.
Современный, четвертый, этап развития информационного противоборства начался с появления персональных компьютеров и открытых телекоммуникационных сетей. Стало возможным оказание скрытого персонального информационного воздействия на конкретного пользователя компьютерной сети и неконтролируемого массового воздействия на широкую аудиторию глобальных сетей.
Средствами информационного противоборства в древние времена решались соответствующие задачи не только в военное, но мирное время. В истории известны случаи успешного проведения, по существу, первых информационно-психологических операций в мирное время. Например, в Шумерских памятниках (IV тысячелетие до н. э.) приводится пример ведения "войны нервов": правитель шумерского города Уруку преднамеренно систематически страшными слухами запугивал жителей и правителя города Аратта, богатого благородным металлом, в результате чего последние безо всякого физического принуждения платили Шумеру большую дань.
Из документально зафиксированных разработок в области теории информационного противоборства исторически первыми можно считать труды китайских исследователей.
Сунь-Цзы поставил психологическое воздействие на противника на одно из первых мест в военном противоборстве в своем "Трактате о военном искусстве ".
С древних времен важнейшей частью информационного противоборства являлась выработка психологической устойчивости мирного населения к влиянию чужеземных нравов путем его воспитания в духе патриотизма и верности нравственным ценностям своей страны. Цицерон (I в. до н. э.) указывал на отрицательное воздействие чужеземных нравов и языков, нарушающих отечественные установления и стабильность строя, и призывавший противостоять им.
Важную роль средствам информационного противоборства отводил русский царь Иван IV. Князь А. М. Курбский, бежавший в Литву от опалы, сочинил несколько посланий к Ивану IV и обширный исторический труд под названием "История о великом князе Московском". Каждая строка писаний Курбского - обличение деяний царя. Иван IV в своем ответном письме, которое по своему объему фактически составило целую книгу, опираясь на изречения Ветхого и Нового завета, исторические свидетельства и богословские толкования, обвинил Курбского в предательстве и дал свое понимание долга перед царем и Отечеством.
Свой вклад в развитие средств и методов информационного противоборства с военным противником внес великий русский полководец А. В. Суворов. В своем военно-теоретическом труде "Наука побеждать".
Первым в истории войн использования пропагандистского текста, который объединил в себе призыв к определенным практическим действиям и документ, имеющего юридическую силу и поэтому становящимся особенно привлекательным для пропагандируемых, принадлежит русскому полководцу М. И. Кутузову. Это была первая в истории листовка-пропуск в плен.
Одна из ключевых ролей в развитии теории информационного противоборства в военных условиях принадлежит Наполеону Бонапарту. Ему принадлежат слова: "Четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия". Пресса, по мнению Наполеона, должна писать только то, что ей прикажут, и молчать о том, что ей не следует говорить.
В русской армии формированию международного общественного мнения начали уделять целенаправленное внимание, начиная с войны по освобождению Болгарии (1877-1878 года). Военный противник в этот период активно занимался антироссийской пропагандой среди европейских стран. В этой связи при Верховном главнокомандующем был создан штаб прессы, введена аккредитация корреспондентов, выезжающих к месту боевых действий.
В 1874 году по инициативе России Брюссельская конференция по регламентации обычаев войны впервые осудила применение дезинформации. Декларация этой конференции была подтверждена на последующих Гаагских конференциях в 1899-1907 гг. Однако, ни одно из государств, включая Россию, не изъяло из арсенала военных методов борьбы дезинформацию, они просто переименовали её активную и пассивную тактическую и оперативную маскировку.
Немецкая разведка накануне и в ходе Первой мировой войны (а позже - и Второй мировой войны) проводила стратегические информационно -психологические и дезинформационные операции в целях ослабления и деморализации политического и военного руководства всех государств-противников. Использовались такие методы, как компрометация наиболее активных военных и политических деятелей, дезинформация населения и оказание на него психологического давления, пропагандистское "оправдание" перед общественностью начала германской агрессии .
В начале Первой мировой войны наиболее успешной была пропагандистская работа стран Тройственного союза, хотя позже, в силу использования большого количества явно ложных сведений, она потеряла свою эффективность.
Именно Англия оказалась самой подготовленной к информационному противоборству в ходе Первой мировой войны. Своими победами на информационном поле она обязана, прежде всего, такой фигуре, как лорд Нортклифф, газетному магнату, возглавлявшему во время войны английскую пропаганду. Важнейшей задачей пропаганды лорд Нортклифф считал разложение армии и населения неприятельских государств. Помимо пропаганды, английская сторона в лице своей разведки активно использовала СМИ для осуществления дезинформации противника.
Таким образом, Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии теории и практики информационного противоборства, на исследованиях опыта которой в целом завершилось формирование теоретических основ ведения пропаганды в военный период.
В 1927 г. в Лондоне была издана книга англичанина Гарольда Ласвеля "Техника пропаганды в мировой войне". В ней впервые была выделена информационно-психологическая сфера войны, а пропаганда рассмотрена как особый вид оружия, воздействующий на нравственное (психическое) состояние неприятеля, призванный либо нарушить его состояние или отклонить ненависть неприятельской стороны от воюющей с ним страны.
В начале 1939 года министерством пропаганды и штабом верховного командования вермахта было подписано соглашение "О ведении пропаганды в период войны". Пропаганда в данном соглашении рассматривалась в качестве важнейшего средства ведения войны, приравненного по своей роли к одному из родов войск.
Стоит отметить высокую эффективность пропагандистской деятельности в военный период специалистов из Великобритании, США и особенно СССР.
Таким образом, информационно-психологическая деятельность органов политической власти иностранных государств, зародившаяся еще на ранней стадии человеческой истории в виде отдельных разрозненных операций, в процессе исторического развития претерпела существенные изменения и превратилась в постоянно действующий фактор внешней политики - информационно-психологическую войну, которая ведется не только в военное, но и в мирное время.
Целью данного реферата являлся анализ результатов информационно-психологических войн, как с участием Республики Беларусь, так и с участием других стран, когда Беларусь выражала свой нейтралитет, определение предпочтений мирового и белорусского сообществ в рассматриваемых конфликтах, и рассмотрение возможных путей совершенствования информационно-психологической безопасности белорусского общества.
На основе изучения и обоснования теоретического материала была описана сущность понятий «информационно-психологическая война», «национальные интересы», также были определены основные аспекты и структура информационно-психологических войн, кроме того выявлены методы проведения информационных операций в ходе информационно-психологических войн. Результаты данной работы позволили показать, что информационно-психологические войны в современных условиях являются важным инструментом в обеспечении и защите национальных интересов современных стран.
В работе была проанализирована история возникновения информационных войн как средства реализации государственных интересов. Данный анализ показал, что информационно-психологическая деятельность органов политической власти государств, зародившаяся еще на ранней стадии человеческой истории в виде отдельных разрозненных операций, в процессе исторического развития претерпела существенные изменения и превратилась в постоянно действующий фактор внешней политики информационно-психологическую войну, которая ведется не только в военное, но и в мирное время.