Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа
Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти . Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий - все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и незави-симой.
Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ 7
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Традиционные технологии социальной работы с людьми с
ограниченными возможностями 11
2.2 Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 Инновации в системе
социальной реабилитации
Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур. В этой связи надо отменить, что не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными.
Последние характеризуется набором не только устаревших, но и неэффективных методов средств социального воздействия. Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладения клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты. Благодаря активной политике в области социального обслуживания инвалидов создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей.
В трансформирующемся обществе
инновационный процесс
1. соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для людей с ограниченными возможностями;
2. повышение качества жизни и сохранение самостоятельности инвалидов через предоставление социальных услуг;
3. оказание эффективной поддержки семьям, имеющих инвалидов;
4. налаживание партнерства на всех уровнях [16, 115].
Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих инвалидов в планировании деятельности социальных служб [16, 117].
При развитии профессиональных служб реабилитации лица с ограниченными возможностями сталкиваются с тем, что не всегда адекватно определяются и удовлетворяются их нужды, имеет место жесткий контроль со стороны профессионалов и стремление во всем управлять их жизнью. Инвалиды и социальные работники по-разному расценивают одни и те же ситуации. Поэтому люди с инвалидностью сами берут на себя ответственность за развитие и управление своей жизнью личными и общественными ресурсами [16, 116].
Центры независимой жизни (ЦНЖ)13 - распространенные на Западе организации инвалидов (общественные, некоммерческие, управляемые инвалидами). Благодаря активному привлечению самих людей с ограниченными возможностями к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить рычаги своей жизни. Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей [16, 16].
Центр оказывает своим клиентам целый комплекс услуг:
1. Обслуживание слепых: для слепых и слабовидящих Центр предлагает группы взаимного консультирования и поддержки, тренинг навыков независимой жизни, оборудование для чтения.
2. Обслуживание глухих и глухонемых: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, помощь в общении, тренинг навыков независимой жизни, индивидуальная помощь.
3. Помощь в трудоустройстве:
поиск работы для инвалидов,
подготовка к собеседованию,
4. Консультирование по финансовым вопросам: справочная, консультирование, просвещение по вопросам льгот и пособий.
5. Взаимная поддержка
и консультирование по
6. Юридическая консультация:
обсуждаются случаи
7. «Двигаться дальше» - программа развития навыков независимой жизни, разработанная для подростков и молодежи, которая предусматривает индивидуальные занятия с тренером [16, 21]
Цель Центров Независимой жизни: интеграция и адаптация людей с ограниченными возможностями, задача достижения оптимальных эмоционально-экспрессивных контактов людей с инвалидностью с окружающим миром, отход от распространенного ранее медицинского представления об инвалидах [28, 29]. Центр Независимой жизни способствует прогрессивному процессу принятия на себя гражданами с инвалидностью ответственности за развитие и контроль над общественными ресурсами. Центр объединяет людей со всеми видами инвалидности, проводит пропаганду независимого образа жизни, защищает права и интересы людей с инвалидностью, распространяет информацию об услугах, организует группы поддержки, оказывает транспортные и другие услуги.
В настоящее время идеи независимой жизни воплощаются в деятельности многочисленных общественных объединений инвалидов.
Технология групп взаимной поддержки (ГВП) позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что человек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый из участников группы взаимной поддержки получает информацию, которая может помочь ему решить свои личные проблемы самого разнообразного характера.
Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую всех тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и проблем, связанных с этим состоянием, например: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?».
В процессе проведения ГВП происходит следующее:
1. Обмен основной информацией (взаимная консультация). Такой обмен может начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инвалидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой захочет поинтересоваться: «В какие инстанции можно обратиться, как и в какой последовательности, решая тот или иной вопрос бытового или медицинского характера?»
2. Установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений. При такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и проявить участие.
3. Установление контактов. Некоторые люди чувствуют себя одинокими и изолированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников.
Отношения в каждой группе взаимной поддержки могут отличаться, но очень важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Можно предпочесть участвовать только при обсуждении каких-то определенных тем. Добровольное участие - основной принцип проведения ГВП [27, 16].
Одной из успешных технологий работы с лицами с ограниченными возможностями является оккупациональная терапия14 - терапия повседневным занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях.
Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков. Как направление в социальной реабилитологии оккупациональная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования.
Оккупациональная терапия позволяет:
1. увеличить возможности для самостоятельного функционирования в ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков;
2. расширить функции, используя терапевтическую деятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование;
3. помочь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы;
4. обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функции;
5. развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями.
Попутно оккупационный терапевт
может обучить необходимым
Оккупациональная терапия выгодна не только с социально-психологической, но и экономической точки зрения, так как позволяет:
1. значительно сократить пребывание человека в больнице;
2. уменьшить нужду в госпитализации;
3. обеспечить скорейшее возвращение на работу;
4. сократить число услуг и время ухода, требуемых после выписки из больницы;
5. предотвратить осложнения и последующую инвалидность;
6. облегчить возвращение человека в общество.
Таким образом, оккупациональная терапия представляет собой профессиональную деятельность в сфере социального развития, здравоохранения и реабилитации. В России эта специальность пока еще не получила своего официального статуса. Но как новое направление деятельности она, безусловно, перспективна [22, 300].
Одним из перспективных способов социальной помощи является использование людьми с ограниченными возможностями собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату людьми с инвалидностью прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни. Чаще всего эта технология применяется при работе с пожилыми инвалидами.
Новизна идеи заключается в применении технологии использования воспоминаний, которые способствуют восприятию инвалида в качестве субъекта социального действия, которому присущи вера в себя, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования. Воспоминания эмоционально восполняют жизнь человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии.
Эта технология терапии воспоминаниями
реализуется для успешного
Применение такой технологии в практике работы учреждений социального обслуживания и инвалидов позволит создать открытую среду, создающую предпосылки к широкой дискуссии и свободному обмену мнениями, будет способствовать развитию интеллектуальной, познавательной, творческой инициативы людей с ограниченными возможностями. Как терапевтическая деятельность, работа с воспоминаниями проводится индивидуально или на кружковом (клубном) занятии в разных формах: разговор, пение песен времен молодости, использование навыков и умений, при работе над творческими проектами, обучение других тем видам деятельности и умений, которыми владеют сами. Здесь воспоминания сами собой являются особым родом активности, которая обеспечивает чувство радости и удовольствия, поддержку и терапию старых клиентов.
Использование терапии воспоминаниями позволяет зачастую повысить качество жизни инвалидов, поднимает качество оказываемых им услуг. В качестве инновационной социально-реабилитационной технологии выступает создание и сопровождение семейных групп с детьми-инвалидами. Эта технология является не только способом приобретения этими группами социального опыта, но и доступным механизмом решения проблемы неготовности инвалидов к трудовой деятельности в коллективах.
Цели социально-
Семейные группы формируют
по принципам соседства и
Информация о работе Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов