Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа
Актуальность данной работы объясняется тем, что в настоящее время численность инвалидов в России приближается к 13 млн. чел. (около 9% населения) и продолжает расти . Работа с людьми с ограниченными возможностями относится к категории сложнейших аспектов в социальной работе и предполагает особое внимание и социальную защиту со стороны государства. Необходимость совершенствования системы социального обслуживания, улучшение качества услуг на основе учета специфических потребностей клиентов, расширения рынка социальных услуг при помощи внедрения в практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологий - все это позволит сделать жизнь инвалидов максимально комфортной и незави-симой.
Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫ 7
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ
2.1 Традиционные технологии социальной работы с людьми с
ограниченными возможностями 11
2.2 Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новой мерой социальной поддержки
инвалидов стало внедрение
Услуга «тревожная кнопка» рассчитана, в первую очередь, на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие «тревожной кнопки» не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для человека с ограниченными возможностями. Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.
Инновационность технологии «тревожная кнопка» заключается в системном подходе организации и предоставления самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь населению. Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Так получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии: Арттерапия15 - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме [16, 187].
Лица, профессионально осуществляющие арттерапию, специально подбирают художественные произведения - картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения. Основными функциями арттерапии являются:
1. Компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого.
2. Развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемые им в нужной мере.
3. Обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел [16, 189].
Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно. Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь, художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному [25, 151].
Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях - улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует его эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой [20, 87].
Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия16. Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.
Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. В сущности, иппотерапия - есть не что иное, лечебной физкультуры, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности [20, 93].
Игровая терапия17, как один из видов инновационных технологий реабилитации детей - инвалидов. Чтобы понять детей, найти подход к ним нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
Игровая терапия - это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами [20, 202]
Применение новых технологий
социального обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение инновационных технологий позволяет существенно повысить эффективность и результативность реабилитации, добиться заметных преимуществ перед другими поставщиками и, тем самым, повысить свою конкурентоспособность на рынке реабилитационных услуг.
Инновационные технологии реабилитации инвалидов могут отражать различные аспекты системы и процесса реабилитации: организационные, управленческие, технологические, технические и т.п. Но их суть одинакова – они относятся к категории нововведений, опирающихся на достижения науки и техники в области реабилитации инвалидов.
Нововведения приводят к позитивным качественным изменениям в системе и процессе реабилитации, позволяют более рационально и эффективно использовать материальные, экономические, социальные и иные ресурсы.
Эволюция инноваций в области реабилитации инвалидов представляет собой системный процесс. Простой переход от идеи к новой реабилитационной услуге развивается по линейной траектории движения от нового знания к новому продукту. Системный процесс включает в такой переход дополнительные промежуточные элементы и обратные связи: внешнюю среду, взаимодействия между людьми, взаимодействия людей со средой, организационные взаимодействия, перекрёстные взаимодействия и т.д.
Инновационные технологии предоставления реабилитационных услуг, являясь составной частью инновационной стратегии реабилитации инвалидов, тесно взаимосвязаны с другими областями этой стратегии: инновационными продуктами, организацией, процессами, инновационным маркетингом. Инновационные технологии реабилитации инвалидов должны внедряться в практику поэтапно. Слишком высока цена возможных рисков. В этом смысле разумный консерватизм является лучшим спутником социальных инноваций. На первом (подготовительном) этапе одним из необходимых условий внедрения инноваций является установление партнёрских отношений с клиентами реабилитационных учреждений, для которых создаются инновации. Это предусматривает вовлечение инвалидов, членов их семей, попечителей, общественные организации в качестве соинноваторов, которые сотрудничают в процессе внедрения новых реабилитационных услуг с руководителями реабилитационных учреждений, разработчиками инноваций, участвуют в работе коллегиальных органов, взаимодействуют с персоналом и т.д.
Другим важнейшим условием, формируемом на подготовительном этапе, является готовность реабилитационного учреждения к инновационной деятельности. Это предполагает, прежде всего, готовность руководителей, сотрудников, персонала учреждений квалифицированно осуществлять инновационную деятельность, а также формирование рабочей среды, обеспечивающей внедрение инноваций. Руководители реабилитационного учреждения должны формировать инновационный стиль работы, задавать тон и определять направления инновационной деятельности, формировать «прокладывающие путь» кросс-функциональные18 мультидисциплинарные команды. С этой целью в реабилитационном учреждении должна быть создана корпоративная архитектура нормативных документов, обеспечивающих его инновационное развитие. Структура корпоративной архитектуры может включать оформленные надлежащим образом политику учреждения, уставные документы, регламенты, положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты, программы, планы, порядки, методики, модели, нормативно-справочную информацию. Сотрудники-инноваторы и персонал учреждения должен быть наделён определёнными обязанностями и полномочиями, закреплёнными в указанных документах.
Рабочая среда реабилитационного учреждения должна состоять из процессов, практик и систем, поддерживающих инновации, иметь корпоративную культуру, воспринимающую инновации, как очевидную необходимость для развития учреждения, опираться на участие сотрудников и персонала в реализации поставленных целей и их осознанную поддержку этой деятельности. После подготовки почвы, для того, чтобы «зёрна инноваций» проросли, можно приступать ко второму этапу (инновационной диагностики). На этом этапе необходимо спрогнозировать и предусмотреть возникновение возможных проблем, связанных с конкретным нововведением, процессами, условиями и средой его внедрения, определить пути их решения.
Третий этап (внедрения) предусматривает
реализацию нововведения в рамках чётко
очерченной схемы. Такая схема одновременно
должна быть и достаточно гибкой, перенастраиваемой,
предусматривать возможность
Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и применение инновационных технологических процедур. Использование новых эффективных методов социальной работы с людьми с ограниченными возможностями позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Для развития сети учреждений и оказания более эффективной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотворительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Не следует прекращать поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у человека с ограниченными возможностями не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь, окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холостова, Е.И.Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии [Текст]: / Е.И. Холостова.- М.: МГСУ, 2003.- 310 с.
2. Маренков, Н.Л. Инноватика [Текст]: учеб. пособие. – / Н.Л. Маренков.- М.: Ком. Книга, 2005.- 304 с.
3. Дятченко, Л.Я. Социальные
технологии в системе
4. Иванов, В.Н. Социальные технологии [Текст]: учеб. пособие /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев - М.: Муниципальный мир ,2004.- 345 с.
5. Федеральный закон Российской
Федерации «О социальной
6. Дэндрет, Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений [Текст]: / Г.Л. Дэндрет. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 310с.
7. Указ Президента Российской
Федерации «О научном и
8. Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» [Текст]: принят Гос. Думой 25 марта 1993 г. №394
9. Указ Президента РФ
«О мерах по обеспечению
10. Постановление Правительства
РФ «Об обеспечении
Информация о работе Инновации в системе социальной реабилитации инвалидов