Инновации в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.
Цель обусловливает следующие задачи:
1. Дать определение об инноватике и основные подходы к её изучению;
2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;
3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;
4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;
5. Описать социальные технологии в социальной работе;
6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15
3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
5. Социальные технологии в социальной работе……………………….21
6. Инновационные направления в социальной работе………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ИННОВАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Саратов 2009

     СОДЕРЖАНИЕ

     Введение…………………………………………………………………….3

    1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6

     2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15

     3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18

     4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20

     5. Социальные технологии в социальной  работе……………………….21

     6. Инновационные направления в  социальной работе………………..28

     Заключение………………………………………………………………..31

     Список  использованной литературы…………………………………….34

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере современного общества.

     Учитывая  актуальность и необходимость инновационного развития в современном мире, под  которым понимается процесс генерации, освоения и внедрения новых идей, процессов, товаров и услуг, можно выделить общие черты понятия инновации1:

     - инновация является целесообразным и полезным изменением в предшествующем состоянии, предложенным человеком;

     - это изменение должно получить практическое применение, причем оно должно быть применено впервые в данной области;

     - предметом этих изменений является изделия, технологии, социальные, экономические, экологические процессы;

     - инновации являются средством реализации целей, развития предприятия, а также положительно воздействуют на повышение эффективности работы предприятия.

     Таким образом, инновация – это все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему экономическую и (или) социальную пользу, то есть инновация представляет собой не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений, таких как: новые или улучшенные услуги; новые или улучшенные производственные процессы и технологии; измененные социальные отношения на предприятии; новые или улучшенные производственные системы.

     Укрупненно  инновации можно классифицировать на продуктовые, заключающиеся в  разработке и внедрении новых  продуктов и услуг; технологические, реализующиеся путем изменений в технологии произ-водства продукции, оказания услуги; организационно-управленческие, являющиеся новыми формами осуществления процесса удовлетворения потребностей; социальные, влекущие за собой изменение социальных отношений в процессах потребления и производства2.

     Особый  интерес представляют социальные нововведения. В первую очередь следует отметить то, что они осуществляются особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и конкретное состояние их реализации. У социальных инноваций очень тесная связь  с обществом и культурой. Поэтому  одно и то же нововведение по-разному  проявляет себя в разных странах, обществах, организациях.

     К основным предпосылкам этого явления  следует отнести3:

     - глобальные изменения в социально-экономической жизни и социально-политическом устройстве РФ, что привело к изменению требований к продукции всех отраслей, удовлетворяющих социальные потребности населения: обострение большинства социальных проблем, требующее выработки новых подходов к их решению; острая нехватка ресурсов для развития социальной сферы, приводящая к необходимости поиска новых, более дешевых способов решения социальных проблем; резко возросшая открытость российского общества, что привело к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;

     - тенденцию ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;

     - стремление к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.

     Воздействие этих факторов на социальную сферу  приводит к необходимости внедрения  новых концепций, методик и технологий оказания услуг в отраслях социальной сферы.

     Основной  целью инновационной деятельности в социальной сфере должно быть решение  социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет  хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов  управления.

     Таким образом, актуальность изучения инноваций  в социальной работе становится несомненной.

     Цель  курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.

     Цель  обусловливает следующие задачи:

    1. Дать  определение об инноватике и основные подходы к её изучению;

     2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;

     3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;

     4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;

     5. Описать социальные технологии в социальной работе;

     6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.

     Объектом  исследования является социальная инноватика, предметом – инновации в социальной работе.

 

     1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИННОВАТИКЕ И ПОДХОДЫ К ЕЁ ИЗУЧЕНИЮ

     Инноватика  – это область знаний о том, какой должна быть стратегия создания новых вещей. Инноватика является междисциплинарной  наукой. Специалисты по инноватике используют научные данные самых  различных областей знания – инженерии, истории техники, социологии, экономики, психологии, креатологии, акмеологии, технической эстетики, истории и  теории культуры.

     Само  понятие «инновация» заимствовано из исследований культурологов XIX века, связанных с введением европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.

     В рамках инноватики и в другой научной литературе термины «инновация», «нововведение «инновационный процесс» часто употребляются как синонимы. Кроме того, как синонимы могут использоваться понятия «нововведение» и «изменение», то есть нововведение может пониматься расширительно, включая любые управляемые изменения4.

     Таким образом, понятие «инновация» может иметь такое значение: множество изменений, возникающих как стихийно, не целенаправленно, так и инициируемых и контролируемых изменений разного рода, вида, уровня. В этом смысле изменения и нововведения достаточно широко исследуются инноватикой, по относительно самостоятельным направлениям: формирование новшеств; сопротивление нововведениям; диффузия новшеств; адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям и т.д.

     Определений инноватики много, в общем их можно свести к одному – это «нововведение или преобразование в экономической, технической и социальной отраслях, основанные на прогрессивных идеях, изобретениях, открытиях»5.

     Инноватика  – теория инноваций, область научного знания, возникшая в индустриальных странах во второй половине XX в связи  с интенсивным развитием научно–технического прогресса. Изучает формирование инноваций от зарождения инновационной идеи до ее реализации и выработки инновационных решений. Одна из новых специальностей высших учебных заведений. Интегрирует идеи кибернетики, новейших информационных и социальных технологий, социально–философских и культурологических доктрин, социологии, общей и социальной психологии.

     Инновационная деятельность – форма профессиональной деятельности по переосмыслению целей, средств, результатов деятельности и процесса их достижения в связи с переходом общества на новую ступень развития. При этом отличительной чертой инновационной деятельности является воплощение этих новых идей на практике.

     Инновационный потенциал – совокупность разноуровневых ресурсов, необходимых для осуществления  инновационной деятельности6.

     В настоящее время выделяют два основных подхода в изучении инновации7:

     1)организационно–ориентированный;

     2) индивидуально–ориентированный.

     В организационно–ориентированном подходе термин «инновация» используется как синоним понятия «изобретение» и относится к созидательному процессу, где два или более представления, идеи, объекта сочетаются вовлеченным в процесс социальным субъектом неким особым образом с целью сформировать ранее не существовавшую конфигурацию (Дж. Хэйдж, М. Айкен, X. Шепард, Э.М. Роджерс, Р. Данкан, Дж. Холбек, С.Беккер, Т.Л. Уайслер, Дж.К. Уилсон, Дж. Залтмен, Г. Уатсон и др.). Этот субъект называется агентом инновации.

     Инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных  процессов и является результатом  концептуализации новой идеи, направленной на решение проблемы и далее – к практическому применению нового явления. Реализация инновационных концепций связана с использованием стандартных ресурсов, применяемых в других видах социальной деятельности людей – это ресурсы экономические: капитал (финансовые ресурсы, изъятые из текущего потребления и отведенные под будущие результаты); материальные ресурсы (сырье и оборудование): труд, управление и время. Нововведение интегрируется в систему в контексте процесса интенсификации процессов функционирования социальной системы. При идентификации инновационного процесса акцент делается на программируемом характере нововведений, связанных с появлением новых товаров или услуг. Новизна измеряется не по отношению к обществу, а по отношению к исследуемой организации. В этом плане инновация – это первое, самое раннее использование идеи одной или несколькими организациями, имеющими сходные цели8.

     Социальное  изменение связано с инновационным  процессом только на ранней стадии его диффузии, причем инновация может  быть как причиной, так и следствием социальных нововведений, а результирующее изменение привносит в систему  новые идеи (не только те, в которых  есть необходимость). Процесс диффузии – это феномен, который, как считает П.Блау (1964), возникает из согласия потенциальных реципиентов инновации с предлагаемыми нововведениями и частично является результатом взаимодействия этих единиц. Это нечто большее, чем простая сумма положительных решений многих индивидов, и представляет собой эмерджентное свойство подсистемы релевантного социального субъекта. Он включает феномен взаимодействия сторонника (агента) и потенциального сторонника инновации. Результатом принятия и диффузии процессов является структурно–функциональное изменение релевантной социальной системы.

     Диффузию  можно определить и как процесс  распространения инновации по каналам  коммуникаций к членам социальной системы. Изменение происходит, когда процесс  диффузии превращает инновацию в  интегрированную часть нормативных  образцов системы. Эксперты убеждены, что природа инноваций прямо  связана со степенью успешности диффузии, т.е. положительным восприятием инновации членами социальной системы9.

     В анализируемой исследователем социальной системе изменение можно признать состоявшимся, когда инновация распространена и принята значительным количеством  релевантных субъектов–реципиентов инновации в рамках данной системы ровно настолько, насколько можно говорить о регистрации влияния рассматриваемых факторов на систему в форме интегрирования инновации в нормативные образцы системы10.

Информация о работе Инновации в социальной работе