Инновации в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – многоаспектный анализ инноваций в социальной работе.
Цель обусловливает следующие задачи:
1. Дать определение об инноватике и основные подходы к её изучению;
2. Выделить сущность, признаки и классификацию инноваций в социальной работе;
3. Рассмотреть инновационные процессы в социальной и социально-культурной сферах;
4. Обозначить инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы;
5. Описать социальные технологии в социальной работе;
6. Проанализировать инновационные направления в социальной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Общее понятие об инноватике и подходы к её изучению…………….6
2. Сущность, признаки и классификация инноваций в социальной работе……………………………………………………………………………..15
3. Инновационные процессы в социальной сфере……………………...18
4. Инновации в социально-культурной сфере. Инновационные тенденции в развитии социально-культурной сферы…………………………20
5. Социальные технологии в социальной работе……………………….21
6. Инновационные направления в социальной работе………………..28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………….34

Файлы: 1 файл

инновации.docx

— 64.08 Кб (Скачать файл)

     В узко профессиональном смысле под социальной работой понимается вид деятельности, направленный на реализацию комплекса  мер, гарантированных государством слабозащищенным и нуждающимся  в социальной помощи и поддержке  категориям населения.

     В настоящее время в нашей стране идет процесс институционализации (становления и оформления) системы  социальной работы в узкопрофессиональных рамках этой деятельности. В перспективе  же сферой деятельности социального  работника, объектом его воздействия  станут не только нуждающиеся в помощи, но и социальная сфера в целом.

     Важное  место в практике социальной работы занимают методы стимулирования деятельности и поведения индивида: требование, перспектива, поощрение и наказание. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение клиентов, вызывать их на те или иные поступки, организовывать их деятельность26.

     Требование  – метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с целью организации или координации его поведения и деятельности,) Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

     Поощрение – метод внешнего активного стимулирования, побуждения к положительной инициативной, творческой деятельности. Оно может осуществляться в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как форма общественного признания.

     Наказание как коррекционный метод педагогического  стимулирования, представляет собой  способ торможения, приостановления  нежелательной деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения провинившемуся физического  или нравственного страдания, а  сосредоточивает сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию самоторможения, внутреннего самоконтроля, способности  нравственного переживания общественного  осуждения. Реакция на наказание  проявляет особенности поведения  человека в критических ситуациях, что сможет помочь в выборе средств  взаимодействия с ним.

     Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной работы. Перспектива может быть близкой, средней и далекой. Близкая перспектива  составляет ту завтрашнюю радость, без  которой не может быть оптимистического настроя личности. Нужно, чтобы человек  жил в ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые  в силу обстоятельств оказались  в изоляции (инвалиды, престарелые  и др.). Средняя перспектива - ожидаемое  событие, несколько отодвинутое  во времени. Далекая перспектива  – это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности27.

     В заключение следует отметить, что  при разработке, апробации и внедрении  технологий социальной работы в практику целесообразно исходить не только из потребностей узкопрофессиональной направленности социальной работы, но из стратегически  перспективной социальной задачи установления взаимовыгодного паритета между  отдельными гражданами и общества в  целом.

     Целью этого паритетного состояния  должно быть улучшение уровня жизни, установление взаимовыгодного взаимодействия между человеком и обществом. Одной из основных задач на современном  этапе является внедрение инновационных  технологий социальной работы, направленных на «преобразование» клиента социальной работы в субъекта социального взаимодействия со специалистом. Субъект должен стать активным помощником социального работника в преодолении той трудной жизненной ситуации, в которой оказался клиент. 
 

 

     6. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

     Инновации в социальной работе являются предметом научных исследований. Среди новых подходов можно назвать, например, социальные исследования и развитие, исследования программ, исследование процесса решения проблем, экспериментальные социальные нововведения, эволюционные исследования, исследования в области создания методик и построения моделей, исследование оценок; также способы совершенствования деятельности социальных служб.

     Когда 15 лет назад в России встал  вопрос о необходимости введения специальности «социальный работник», во многих странах мира эта специальность уже давно существовала и развивалась. В этом ЕСТЬ положительный момент – возможность воспользоваться наработанными в западных странах моделями. Люди, которые в то время выбрали для себя социальную работу как профессию, могли выезжать за рубеж для изучения опыта коллег из Великобритании, Германии, Швеции, США.

     С началом административной реформы – слиянием министерств, перераспределением полномочий между центром и регионами, областной и местной властью – началась неразбериха, возникла угроза ломки созданной неимоверными усилиями и энтузиазмом людей системы. Можно сказать, что сейчас идет процесс удержания этой системы; введенные, но не проработанные новшества грозят ослаблением социальной сферы. Вследствие объединения Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития наблюдается подминание функций социальной защиты функциями здравоохранения. Это можно увидеть и на примере национальных проектов.

     Несовершенство  управления социальной сферой проявляется  еще и в неэффективном расходовании средств – не отработаны механизмы определения нуждаемости. Во всем мире услуга предоставляется в том объеме, в котором она нужна, после определения нуждаемости клиента.

     По  данным Минздравсоцразвития в социальной сфере России работают 532 тыс. человек. Только около 150 тыс. из них имеют  дипломы социального работника. Есть те, которые прошли переподготовку в рамках 3-6-месячных курсов (учителя, медицинские сестры). Вопрос в том, насколько квалифицированы все  сотрудники социальной сферы, обладают ли они достаточными специальными знаниями28. Проблемы функционирования системы социальной защиты подкрепляются еще и проблемой клиента –граждане не умеют грамотно составить и подать жалобу на предоставленную им некачественную услугу, не пользуются возможностью отстаивать свои права. Чтобы это происходило, необходимо внедрять специальные механизмы – например, анонимные ящики в домах-интернатах, где клиенты полностью зависят от обслуживающего персонала и могут бояться выказывать недовольство напрямую. В колониях для несовершеннолетних должны быть оборудованы специальные закрытые телефонные кабины, откуда ребенок мог бы позвонить в определенные службы. Все это – будущее социальной работы в России. Социальные работники должны учить клиентов пользоваться этими инструментами, что в результате поможет повысить качество нашей работы.

     Проблема  качества кадров напрямую связана с  притоком молодых специалистов. Пока, особенно в регионах, молодых людей  в социальной сфере работает очень  мало. Молодежь поступает в вузы, заканчивает их с дипломами социальных работников, приходит работать в учреждения социального обслуживания, но очень  быстро уходит оттуда. Ее не устраивает тот уровень зарплаты, который  предлагается. Ее не удовлетворяет  низкий уровень престижа профессии.

     Несмотря  на фундаментальные проблемы, сфера  социальной работы продолжает развиваться  – как вширь, захватывая все больше и больше социальных проблем, так и вглубь – разрабатывая и внедряя новые модели и методики работы.

     Традиционно социальные работники обслуживают  такие социально уязвимые группы населения, как инвалиды, пожилые  люди, брошенные дети, подростки, которые  находятся в местах лишения свободы, люди, подверженные проблемам алкоголизма  и наркомании. Система социальной работы начинается с усилий по решению проблем, требующих немедленного внимания: с изменения отношения к инвалидам, с ломки стереотипов по отношению к пожилым людям.

     В то же время годом  появляются новые  направления, которые  внедряются в социальную работу. Например, это работа с ВИЧ-инфицированными. Одна из проблем в этой области – дети, рожденные ВИЧ-инфицированными матерями, которые становятся изгоями общества. Решение этой проблемы требует не только внимания общественности, но и профессиональных навыков социальных работников.

     Все более угрожающей становится проблема наркомании, поэтому в вузах, где  готовят социальных работников, преподается  специальный курс по изучению этой проблематики29.

     Одно  из новейших направлений  социальной работы – работа с семьями жертв терроризма. Это работа, с одной стороны, с семьями, которые пострадали в результате террористических действий, с другой стороны, с социальными работниками, которые работали с семьями погибших. Выполняя свой гражданский и профессиональный долг, они сами пострадали и нуждаются в поддержке. Это известный в социальной работе «синдром профессионального сгорания», так называемая со-травматизация30, когда человек не может справиться с огромным количеством горя, выплеснувшимся на него, без специальной профессиональной помощи.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В завершение работы кратко подведем основные итоги, к которым мы пришли в процессе многоаспектного анализа инноваций  в социальной работе.

     Мы  пришли к пониманию социальной инновации как сознательно организуемого нововведения или нового явления в практике социальной работы, формирующегося на определённом этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере.

     Инновационные социальные технологии представляют собой  такие методы, приёмы инновационной  деятельности, которые направлены на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию таких инициатив, которые вызывают качественные изменения  в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию  материальных и других ресурсов в  обществе.

     Сегодня практически нет ни одной сферы  в обществе, которая в той или  иной степени не была бы охвачена инновационными процессами. Динамика преобразований, происходящих в стране, практически  не отразилась на учреждениях социального  обслуживания. Даже о реальных перспективах зарождения и развития рынка социальных услуг говорить не приходится в то время, когда государство не торопится  расстаться со своей ведущей ролью. Соответственно, такой консерватизм сдерживает инициативу как существующих государственных учреждений соцобслуживания, так и не приветствует появления  учреждений негосударственного сектора.

     Основной  целью инновационной деятельности в социальной сфере является решение социальных проблем современного общества. Если предлагаемое нововведение позволяет хотя бы снизить остроту социальной проблемы, то им должна быть обеспечена поддержка государственных органов управления. Такие инновации являются результативными, поскольку они улучшают качество жизни населения.

     Кроме достижения основной цели, инновации  призваны решить следующие задачи:

     - повышения эффективности деятельности предприятий и организаций социальной сферы;

     - улучшения качества услуг социальной сферы за счет более полного соответствия меняющимся требованиям общества;

     - снижения социального неравноправия путем увеличения доступности оказываемых услуг.

     Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:

     - высокой неопределенностью последствий крупных инноваций;

     - сложностью оценки эффекта инновации;

     - комплексностью инновации: новая концепция образования порождает необходимость развития новых методов, изменения организационной структуры.

     Кроме того, инновации в социальной сфере  оказывают влияние на большие  группы людей и зачастую имеют  некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.

     Основными направлениями инновационной  деятельности в социальной работе сегодня являются:

     Расширение  круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения  социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения.

     Информатизация  социальной сферы. Под информатизацией  социальной сферы здесь понимается социально-экономический и научно-технический  процесс создания оптимальных условий  для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

     Индивидуализация  социальных услуг, отход от массового  производства.

Информация о работе Инновации в социальной работе