Инновации в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.
Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере.
2.Выявить механизмы реализации инноваций.
3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.

Содержание работы

Введение
1.Основные понятия инноваций в социальной сфере
1.1 Инновации в социальной сфере
1.2 Инновационные процессы в социальной сфере
1.3 Механизмы реализации
2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ
2.1 Инновации в здравоохранении
2.2 Инновации в образовании
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Московский Государственный.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный

Медико-Стоматологический Университет

 им. А. И. Евдокимова

Кафедра социальной медицины и социальной работы

 

 

 

Курсовая работа по предмету

«Социальные инновации» на тему:

Инновации в социальной сфере

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

ф-та социальной работы

Федорук А.

Проверил:

профессор кафедры

Лукьянова И. Е.

 

 

 

2014 год

 

Содержание

 

Введение

1.Основные понятия инноваций в социальной сфере

1.1 Инновации в социальной сфере

1.2 Инновационные процессы в социальной сфере

1.3 Механизмы реализации

2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ

2.1 Инновации в здравоохранении

2.2 Инновации в образовании

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов. Социальная сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг. Социальная сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях социальная сфера представляет собой совокупность социальных отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.

Объектом работы является социальная сфера в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является инновации в социальной сфере.

В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России.

Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:

1.Рассмотреть основные  понятия социальной сферы и  инновации в социальной сфере.

2.Выявить механизмы реализации  инноваций.

3.Проанализировать механизмы  реализации инновации в социальной  сфере РФ.

 

1. Основные понятия  инноваций в социальной сфере

 

1.1 Инновации в социальной сфере

 

Современное социально-экономическое развитие России показывает, что инновационный путь развития это единственный путь роста. Только инновации могут способствовать экономическому росту. В тоже время инновации всегда связаны с большими рисками. Чтобы сгладить эти риски хотя бы частично, необходимы разработка и осуществление специальной государственной политики в области поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному предпринимательству, на что следует направить имеющиеся в руках государства силы и средства.

На современном этапе развития экономической науки, в частности теории инноваций, происходит выделение таких направлений, как формирование новшеств, распространение (диффузия) нововведений, выработка инновационных решений, адаптация и приспособление инноваций к человеческим потребностям.

Социально-экономическое развитие страны во многом определяется социальными инновациями, которые являются основным инструментом повышения качества жизни населения. В стране в настоящее время назрела необходимость поддержки социальной инновационной деятельности. Особенно актуальна их роль в сфере охраны здоровья, где сложилась очень неблагоприятная ситуация. На сегодняшний день широкое распространение получила платная медицина, но только 10-20% населения может себе позволить оплачивать медицинские услуги. В связи с этим, задача удвоения ВВП является вторичной, главной же задачей государства является повышения уровня и качества жизни человека.

Инновация представляет собой процесс развития с особыми характеристиками и закономерностями. Инновации стали восприниматься как метод ускоренного развития сложных систем социальных сфер.

Инновации - это процесс разработки новых подходов, технологий и способов работы. Данное понятие одинаково применимо как к средствам и технологиям работы, так и к тому, как организации или отдельные лица ведут себя, работают, действуют. Любая инновация начинается с хорошей идеи, но означает она гораздо большее. Инновация связана с процессом превращения хорошей идеи в нечто, что может быть использовано, реализовано или достигнуто.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в результате которых инновация превращается из идеи в конкретный продукт, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. В инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшеств, собственниками ресурсов и потребителями новшеств. Эти отношения опосредуются движением венчурного капитала и информации.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К С.С. относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь)

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

 

1.2 Инновационные  процессы в социальной сфере

Инновационный процесс в социальной сфере можно представить в следующей очерёдности этапов:

  1. Идея. Более или менее осознанное решение заняться предметом исследования, а также пробуждение интереса и любознательности к объектам, обещающим успех и экономическую выгоду.
  2. Открытие. Установление существования ранее не известных явлений, материалов, зависимостей, связей и т.п.
  3. Исследование. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка открытия или наблюдения, выявление причин и воздействий, функциональных взаимосвязей, усиление или ослабление эффекта с изменением параметров.
  4. Разработка. Превращение результатов исследования и наблюдений в конструкцию, опытный образец, прототип, чтобы теоретически выявленные взаимосвязи сделать полезными для достижения определенных целей.
  5. Изобретение. Выявление свойств и признаков нововведения, пригодных для патентирования или публикации.
  6. Внедрение. Продвижение нового продукта на рынок или новой технологии в производство с сопутствующими этой фазе инвестициями и презентацией продукта на рынке.
  7. Текущая реализация. Серийное производство, создание сбытовой сети.

Инновационный процесс должен охватывать, по крайней мере, все фазы до начала внедрения нового продукта на рынок или технологий в производство. Инновационный процесс всегда подвергается огромному риску. Степень риска при осуществлении различных инноваций различна.

Как показывает история многих стран, наиболее благоприятным периодом для появления инноваций является следующая за экономическим кризисом депрессия. Считается, что депрессия усиливает потребность в инновациях для выхода из кризиса. Если в периоды подъема экономики инновации могут способствовать дестабилизации относительно устойчивой экономики, то в периоды социально-экономического спада новые идеи призваны играть роль средства, способствующего выходу из кризиса.

Появлению инноваций в социальной сфере могут способствовать такие процессы, как:

  • обострение социальных проблем, что требует новых подходов к их решению;
  • отсутствие необходимых ресурсов для развития социальной сферы, что требует более действенных способов их поиска;
  • тенденция ужесточения требований к качеству услуг учреждений социальной сферы и приведения их к международным стандартам.

Идентификация потребности социальной сферы в инновациях определяет необходимость более четкой и адекватной формулировки понятия «инновация» и смежных понятий с учетом особенностей социальной сферы. Это позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность деятельности социальных организаций и служб при удовлетворении социальных потребностей населения.

Как отмечают многие исследователи, в точном определении инноваций существует ряд методологических разногласий - инновации представляют как процесс, результат, идея, возможность. Проведенный нами анализ современных подходов, а также публикаций и изданий на эту тему выявил следующее общее определение инноваций: инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую ценность. Опираясь на это определение можно сформулировать определение инновационного процесса как процесса преобразования идеи в инновацию, включающего три этапа:

  1. этап генерирования идеи (креативный этап),
  2. этап воплощения идеи,
  3. этап внедрения (коммерциализации) идеи.

Такое определение инновационного процесса позволяет взглянуть на задачу создания инноваций, в частности в социальной сфере, с точки зрения достижения целей каждого из этапов этого процесса. Поэтому рассмотрим этапы инновационного процесса более подробно и выделим их особенности применительно к социальной сфере.

Этап генерирования новых идей можно охарактеризовать как креативный аспект инновационного процесса. Некоторые исследователи определяют креативности ведущую роль, поскольку без идей не будет шансов на их реализацию. Процесс креативности, или творчества, «состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто». Данное определение отражает умение творческой личности рассматривать ситуацию «другими глазами» и видеть благоприятные возможности там, где другие видят лишь проблемы. Однако креативность важна не только на индивидуальном уровне: осознание того, что является допустимым в рамках определенной системы (группы, организации и т.п.), также влияет на уровень творческой деятельности.

Инновационные изменения станут тем успешнее, чем большая часть сотрудников будет вовлечена в выявление и решение ее проблем. Как показывает передовой опыт социальных служб и учреждений, участие работников в инновационном процессе - это важнейшая форма развития персонала организации. Успех в области управления инновациями в социальных организациях зависит от:

  • организационной сплоченности;
  • от степени включенности руководителя в управление инновациями;
  • от постоянного контакта с сотрудниками, делегирования им права принимать ключевые решения и от готовности руководителя к снятию барьеров на пути нововведений.

Важное значение приобретает обучение специалистов по социальной работе методам управления инновационными процессами и развития креативности для профилактики эффекта «сопротивления персонала нововведениями». В том случае, когда служебная деятельность специалиста обеднена, стереотипна, жестко закреплена в одних и тех же действиях и результатах, наблюдаются различные проявления профессиональных деформаций, снижение эффективности работы, профессиональное выгорание.

С целью усиления новаторской деятельности персонала в организациях социального профиля и профилактики сопротивления персонала нововведениям необходимо применение различных мотивирующих действий, включая материальное и моральное поощрение сотрудников-новаторов, поддержание эффективных коммуникаций сотрудниками как внутри организации, так и за ее пределами. Персонал учреждений должен быть хорошо осведомлен о стратегических и практических задачах, которые необходимы для развития организации.

Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

На креативном этапе инновационного процесса очень важно использовать все возможные источники инновационных возможностей. Среди них можно выделить:

  • поиск непредвиденных событий и учет их влияния;
  • поиск несоответствия между желаемым и действительным;
  • изменение в структуре рынка и законодательных ограничениях;
  • новые знания и технологии;
  • демографические изменения;
  • перемены в восприятии и стереотипах;
  • насущная потребность клиентов.

Информация о работе Инновации в социальной сфере