Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 10:01, курсовая работа
Описание работы
В работе проводится анализ настоящего и будущего развития социальной сферы России. Целью работы является исследование состояния и тенденций развития инноваций в социальной сфере Российской Федерации. Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе: 1.Рассмотреть основные понятия социальной сферы и инновации в социальной сфере. 2.Выявить механизмы реализации инноваций. 3.Проанализировать механизмы реализации инновации в социальной сфере РФ.
Содержание работы
Введение 1.Основные понятия инноваций в социальной сфере 1.1 Инновации в социальной сфере 1.2 Инновационные процессы в социальной сфере 1.3 Механизмы реализации 2. Анализ инноваций в социальной сфере в РФ 2.1 Инновации в здравоохранении 2.2 Инновации в образовании Заключение Список используемой литературы
Причем наиболее значимым с
позиции достижения цели социальной работы
является удовлетворение потребностей
клиентов в социальных услугах. Оценка
потребностей в таких услугах может осуществляться
с точки зрения их объема, номенклатуры,
имеющихся ресурсов государственных органов,
организации или конкретного социального
работника. Несмотря на то, что система
социального обслуживания развивается
в нашей стране уже полтора десятка лет,
из всех видов услуг наиболее распространенными
по-прежнему являются выдача денежной
и вещевой помощи.
Опыт ряда стран показывает,
что инновационная социальная работа
должна строиться на опережающем, эвристическом
предложении услуг, которое будет порождать
осознанный спрос на них. В частности,
инновации в социальной сфере могут касаться
в большей степени:
занятости, доходов, качества
жизни населения;
здравоохранения, материнства
и детства, жизни сбережения людей;
всех видов и форм образования;
культуры и досуга;
социальной защиты;
обеспечения прав граждан на
жилье;
общественной безопасности;
охраны окружающей среды;
работа с беженцами и вынужденными
переселенцами;
общественного попечительства
в отношении детей, инвалидов, стариков
и малоимущих граждан.
Основным результатом креативного
этапа инновационного процесса должны
являться инновационные идеи. Но любая
идея, какой бы она замечательной не была,
требует усилий по ее воплощению. Воплощение
инновационной идеи представляет собой
четко организованные действия по ее превращению
в продукт (товар, услугу, процесс, технологию).
Этап воплощения предполагает оценку
потенциала идеи, определение необходимого
объема ресурсов на ее воплощение и разработку
необходимой организационной модели.
Для расширения качественных
социальных услуг социального сервиса
требуется серьезная государственная
поддержка социальных учреждений, выступающих
центром по разработке и внедрению инновационных
методов и технологий в работе с разными
группами населения. Источники финансирования
инновационной деятельности таких учреждений
могут быть как внешние, так и внутренние.
Внешнее финансирование предполагает
привлечение средств государства, финансово-кредитных
организаций, отдельных граждан и нефинансовых
организаций. Внутренние источники финансирования
инновационной деятельности социальных
организаций могут включать в себя часть
прибыли организации, часть амортизационных
отчислений, акционерный капитал и т.д.
Широкое распространение в ряде регионов
России имеют также полное или частичное
финансирование на конкурсной основе
инновационных программ и проектов за
счет средств бюджета региона; предоставление
бюджетных ссуд на реализацию социальных
инноваций. Важное значение приобретает
разработка и внедрение в деятельность
социальных служб нормативно-правовых
документов, способствующих развитию
инновационной деятельности в регионах.
В настоящее время процесс воплощения
инновации достаточно хорошо разработан
на теоретическом уровне, существует множество
моделей, описывающих различные аспекты
процесса воплощения инноваций. Одним
из наиболее распространенных методов
реализации инноваций в социальной сфере
является проектный метод. Среди достоинств
этого метода специалисты называют возможность
в рамках проекта эффективно достигать
поставленных целей в условиях заданных
параметров: сроков, стоимости, качества
и т.п.
Однако при реализации инноваций
в социальной сфере необходимо учитывать
особенности, связанные некоммерческим
характером отношений. Как известно, модель
финансирования некоммерческой организации
основана на бюджете (внешние средства),
а не прибыли (собственные средства). Кроме
того, некоммерческая организация имеет
большое количество заинтересованных
сторон, что при социальной специфике
деятельности снижает потенциал нововведений.
Нацеленность деятельности некоммерческих
организаций на достижение определенных
идеалов затрудняет оценку их деятельности
с точки зрения сопоставления затрат и
результатов. Именно этими особенностями
определяются трудности воплощения инноваций
в социальной сфере.
Этап первый - создание инноваций,
научные исследования и разработки, подготовка
конструкторской, технологической документации.
Второй этап - внедрение (коммерциализация)
инноваций. Поскольку инновация может
считаться таковой только при условии,
что ее внедрение принесло результат, полезный для целевой группы, основная цель инновационного процесса на этом этапе - получить ценность от внедрения инновационной идеи. Ценность может определяться качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также выступать дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. Для организации, внедряющей инновацию, основной задачей является повышение до максимума ценности конечного продукта, получаемой от реализации креативной идеи. На практике ценность определяется по-разному: как финансовый выигрыш, увеличение качества, повышение удобства, сокращение затрат. В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха инновации и поэтому ценность должна определяться другими критериями, связанными, прежде всего, с социальными установками и нормами общества.
Важным вопросом при внедрении
инноваций является учет рисков этого
процесса и использование наиболее подходящих
организационных структур. Из-за сложности
и комплексности процесса внедрения социальных
инноваций, наличия большого количества
заинтересованных сторон, высокого риска
этого процесса возникает необходимость
создания специализированных структур,
задача которых состояла бы в объединении
усилий и ресурсов участников взаимодействия
для достижения взаимовыгодных целей.
Эти структуры могут представлять собой
технологические активные комплексы с
интегрированной структурой организации,
специализированные формы, научно-исследовательские
центры, различные поддерживающие структуры.
Данные комплексы должны быть направлены
на обеспечение устойчивой взаимосвязи
внутри обширной инновационной инфраструктуры,
иметь развитые сети неформального обмена
информацией для создания каналов внедрения
социальных инноваций.
Поскольку для социальной сферы
в большей степени характерны инновации
эффективности (поддерживающие инновации),
направленные на модификацию уже существующих
механизмов и практик, усовершенствование
или видоизменение в социальных услугах
и социальных программах, возникает необходимость
трансформации деятельности непосредственно
социальных организаций.
Как показывает практика, потребность
в инновациях в социальной сфере во многом
обусловлена внутренней потребностью
социальной организации в повышении своих
ресурсов за счет инноваций. Главное отличие
инновационных организаций заключается
в ориентации на изменения, которые становятся
нормой для их деятельности. Для деятельности
таких социальных организаций характерны
следующие особенности:
постоянная деятельность по
созданию инноваций;
финансирование создания нововведений,
осуществляемое отдельно от текущей деятельности.
Таким образом, результативность
инновационного процесса определяется
суммарным эффектом от внедрения инновационных
идей, т.е. ценностью для целевой группы.
Социальные инновации должны быть нацелены
на решение наиболее актуальных проблем,
стоящих перед государством и обществом
в обеспечении социального благополучия
и социальных прав населения.
В качестве перспективных направлений
инновационной деятельности в социальной
сфере можно выделить такие направления,
как:
расширение спектра социальных
услуг по удовлетворению социальных потребностей
разных групп населения (социальный сервис);
увеличение субъектов инновационной
деятельности, вовлечении их в процесс
решения социальных проблем широких слоев
населения (социальное партнерство);
информатизация социальной
сферы как основы современного научно-технического
прогресса;
внедрение в практику социальных
учреждений, служб инновационных стратегий
развития, связанных с разработкой новых,
более качественных товаров и услуг для
населения и т.д.
Устойчивое инновационное развитие
предполагает осуществление социальной
политики на новых принципах, включающих:
взаимную солидарную ответственность
всех субъектов социальной политики (государства,
неправительственных организаций, бизнес
- структур, социальных работников, непосредственно
граждан за результаты социального развития);
открытость социальной политики
обществу;
развитие традиционных форм
социальной работы с гражданами, оказавшимися
в трудной жизненной ситуации.
Миссия социальной работы как
формы деятельности направлена на достижение
позитивных изменений в различных сферах
жизнедеятельности. Как особая технология
управления интеграционными процессами
в обществе, социальная работа призвана
обеспечивать социальный мир и социальное
благополучие в обществе. Поэтому поиск
альтернативных путей обновления тесно
связывается с внедрением инноваций во
все сферы жизнедеятельности.
3 Механизмы реализации
Формирование и функционирование
механизма реализации и управления социальными
процессами определяются объективными
потребностями и тенденциями общественного
развития. Именно потребности и тенденции
предопределяют структуру механизма,
набор и использование его компонентов.
По своей сути, механизм реализации
социальной политики представляет собой
сложную систему институциональных и
не институциональных субъектов социальной
жизни, взаимодействие которых позволяет
теоретически осмыслить оформить социальные
интересы граждан, социальных групп населения
в целом, разработать социальную стратегию
государства и социальные программы и
организовать скоординированную предметно-практическую
деятельность государственных органов,
институтов гражданского общества, граждан
по их реализации на основе имеющейся
нормативно-правовой базы.
Механизм реализации социальной
политики в России ориентирован на решение
важнейших социальных проблем.
Механизм реализации социальной
сферы имеет сложную структуру:
субъект сферы политики - государство
в совокупности всех его органов, ориентированных
на регулирование социальных отношений;
политические партии; общественно-политические
движения и другие институты гражданского
общества;
объект сферы политики - социальные
процессы в обществе во всем их содержательном
многообразии и разнообразных формах
проявления;
системы нормативно-правовых
актов, регулирующие взаимодействие между
субъектами и объектами социальной сферы;
методы реализации социальной
сферы:
предметно-политическая деятельность
по решению задач социальной сферы на
различных стадиях, включая и оценку эффективности
реализации социальных программ.
2. Анализ инноваций
в социальной сфере в РФ
Сегодня в России колоссальный
голод на социальные инновации. В обновлении
нуждаются все аспекты социальной сферы.
Традиционно считалось и считается,
что социальная сфера очень консервативна.
Люди привыкают жить в определённых условиях
и опасаются перемен даже там, где они
крайне необходимы. Во-вторых, практически
все инновации в социальной сфере принимаются
без учёта позиций самих граждан. Мы, к
сожалению, так и не научились взаимодействовать
с людьми, готовить их к инновационным
изменениям.
Например, как трудно идёт процесс
перехода на электронные носители. Просто
потому, что многие, особенно пожилые люди,
не владеют самыми простыми навыками работы
за компьютером. Порой они даже не умеют
его включать. Поэтому программа обучения
пожилых людей компьютерной грамотности
возникла неслучайно. Пока мы не научим
граждан пользоваться благами инновационных
достижений, мы так и будем встречать с
их стороны отпор любым изменениям.
За последние три года через
Центр социальных инноваций прошли порядка
200 проектов. Но, одним из первых направлений,
в котором начались инновационные изменения,
стало здравоохранение.
2.1 Инновации в
здравоохранении
Нововведения в сфере здравоохранения
осуществляются в виде создания новых
технологий, медицинских приборов, препаратов,
лечебных методик, или организационных
процессов, внедряемых в производство
товаров или оказание услуг.
С позиции управления инновационной
деятельностью целесообразно выделить
следующие виды инноваций в области здравоохранения:
Медицинские технологические
инновации, которые связаны с появлением
новых методов (способов, приемов) профилактики,
диагностики и лечения на базе имеющихся
препаратов (оборудования) или новых комбинаций
их применения;
Организационные инновации,
реализующие эффективную реструктуризацию
деятельности системы здравоохранения,
совершенствование организации труда
персонала и орг. структуры управления.
Экономические инновации, обеспечивающие
внедрение современных методов планирования,
финансирования, стимулирования и анализа
деятельности учреждений здравоохранения;
Информационно-технологические
инновации, направленные на автоматизацию
процессов сбора, обработки, анализа информационных
потоков в отрасли;
Медико-фармацевтические, медико-технические
инновации, являющиеся разновидностью
медицинских технологических инноваций,
однако предполагающих, как императив,
использование новых лекарственных средств
(технических систем), конкурентоспособных
по цене и основным параметрам медицинской
эффективности.
К продуктовым и процессным
инновациям в системе здравоохранения
следует отнести те, которые охватывают
как систему предупреждения и лечения
заболевания, реабилитации больных, создания
принципиально новых лекарственных препаратов,
новой медицинской техники и оборудования,
новых информационных, учетных, управленческих
и других благ, способствующих повышению
качества медицинских услуг и т.д.
В области инвестирования в
медицинские инновации российская специфика
такова, что основным инвестором в передовые
медицинские технологии выступает государство.
Для успешного развития медицины
необходимо правильное сочетание ясных
государственных гарантий населению и
равных прав всех участников рынка вне
зависимости от форм собственности. Что
касается возможности частичного инвестирования
в инновационные технологии, то оно сдерживается,
с одной стороны, недостаточным информационным
обеспечением, а с другой - отсутствием
чётких государственных гарантий и преференций.