Институциональный кризис семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века……………………………………………………..3
Социальные проблемы современной семьи………………………….10
Практическое задание……………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………….....15
Список используемой литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

ФГОБУ ВПО 

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владимирский  филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Социология»

 

на тему: «Институциональный кризис семьи и брака»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                             

                                                 

                                                  

                                                   

Владимир 2012 г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..2

  1. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века……………………………………………………..3
  2. Социальные проблемы современной семьи………………………….10
  3. Практическое задание……………………………………………….…13

Заключение………………………………………………………………….....15

Список используемой литературы…………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выделение института  семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями  основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она  возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций  и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала. Для социологии семья, прежде всего, интересна совокупностью всех тех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду. С этой целью обычно и исследуются мотивы, установки, ценностные ориентации, ожидания как молодых людей, стремящихся создать семью, так и супругов на всем протяжении их личной жизни.

 

    1. Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века

Семья – основанное на браке или кровном родстве  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью. Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя множественные социальные функции, играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека.

Тесная взаимосвязь  и взаимозависимость членов семьи, четкое распределение семейных ролей и статусов, уважительное отношение друг к другу являлись основой стабильности  и воспроизводства общества. Так из столетия к столетию, претерпевая определенные изменения и преодолевая множество различных трудностей (в том числе и защищая себя, например, от государства и церкви), жила и развивалась семья российская.

Правительство большевиков, пришедшее к власти в октябре 1917 г., осудило семью как буржуазный институт и обещало освободить женщин от брака, считая его главным препятствием на пути к женской эмансипации. Ведущий большевистский специалист по вопросам феминизации А.М. Коллонтай в 1923 г. заявила, что советское правительство «снимет бремя материнства с женских плеч и переложит его на государство». Она также добавляла, что «семья в ее буржуазном понимании вымрет».

Стали распространяться идеи женского равноправия, идеи понимания брака как любовного и товарищеского союза двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Женщина должна была стать не только финансово, но и духовно независимой.

Идеологическая позиция, что семья – это один из старых институтов, который должен быть разрушен и заменен другими социальными формами, имела много приверженцев среди членов коммунистической партии. В частности, Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский указывал, что семьи создают неправильные типы людей, т.е. «не людей, которые сделают вклад в общественный коллектив, но людей, которые будут индивидуалистами». А.М. Коллонтай также утверждала, что ребенок, воспитанный обществом, будет лучше подготовлен к новому образу жизни, чем ребенок, воспитанный в семье: «Человек, воспитанный в учреждениях республики рабочих, будет лучше приспособлен к жизни в рабочей коммуне, чем человек, чье детство прошло в закрытой среде эгоистичных семейных привычек».

Несмотря на согласие между коммунистическими лидерами и ведущими педагогами в том, что семья должна быть уничтожена, все же в первое десятилетие после революции семье не нашлось подходящей замены.

Такая идеология вела общество не к укреплению, а к  разрушению и разложению семьи. Ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств в ходе коллективизации усиливает  «пролетаризацию» семьи. Происходят разрывы  родственных связей, которые авторитетно оправдываются и поддерживаются. «Если «кровный» родственник, - разъясняет А.М. Горький, - является врагом народа, так он уже не родственник, а просто враг и нет больше никаких причин щадить его».

В обществе широко распространяется идея и проводится соответствующая ей государственная политика, согласно которым при социализме формируется «коллективистская» модель семьи с доминирующей ролью государства, целями и мерами стимулирующего характера (значительным объемом ассигнований, разнообразием государственных программ, наличием централизованного финансовораспределительного механизма, с определенным отстранением семьи от воспитания детей и передачей этой функции в руки общественных институтов и организаций).

Разрушая традиционные основы семьи, одновременно наносятся удары по религии, вековым обычаям, экономическому укладу, повседневному быту. Расшатывание семейных устоев вызывает у людей раздражение и недовольство. В их сознании все более крепнет нетерпимое отношение к распущенности в брачных связях.

Здесь следует отметить небольшую, но очень содержательную статью Питирима Сорокина «Кризис современной семьи». В этой работе отчетливо выделены основные тенденции развития и изменения семейных отношений в первой трети ХХ века, получившие позже подтверждения в работах других исследователей: «ослабление» союза мужа и жены, и союза родителей и детей, изменения процесса первичной социализации и характеристик экономической функции семьи и т.д. Тем не менее, прогноз Сорокина оптимистичен: все обнаруженное «…не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы их будут иными». 

О перспективах развития семьи в  коммунистическом обществе высказалась и А.М. Коллонтай. Утверждая, что семья при коммунизме сохраниться, она подробно обсуждает вероятные ее изменения, касающиеся отмирания основных функций – бытовой и воспитательной – и делегирования этих функций обществу. По мнению А.М. Коллонтай, в результате указанных прогрессивных изменений возникнет новая семья как форма общения мужчины и женщины, равноправных членов коммунистического общества, связанных взаимной любовью и товариществом. Взамен брачно-семейных «скреп» родства должны будут

вырасти новые «скрепы» создания коллективной ответственности, веры в коллектив как высшее моральное законодательное начало.

Со второй половины 30-х  г. начинается процесс «укрепления» семьи, что выразилось в ограничении  свободы разводов, запрете абортов. Семья как институт официально реабилитируется  и становится институтом государства.

В начале 90-х гг. ХХ века в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, в моральных устоях и ориентациях людей. В обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий общесистемный кризис.

Кризис проявился в спаде  производства, в росте инфляции, в увеличении безработицы взрослых, беспризорности и сиротстве детей, в бедственном положении инвалидов, коррумпированности чиновников и всесилии бандитских группировок, в бездомных и беженцах, в нарастающем вале преступности, наркомании, алкоголизма, болезней, в суицидальном поведении молодежи. После распада СССР институт традиционной семьи (как и после 1917 г.) подвергся испытаниям; происходят глубокие изменении я в жизнедеятельности семьи, ее роли и функций в обществе.

Внутри семьи заметно  наблюдается падение уровня жизни, снижение расходов на питание, отдых, жилище. Плоды материальной и духовной культуры, созданные многими поколениями, становятся для большинства людей недоступными, теряются ценностные ориентиры, происходят катастрофическое падение жизненного уровня.

В результате обнаружилось снижение численности населения, т.е. его депопуляция. До настоящего времени  в сфере семьи наблюдается  сокращение рождаемости и рост смертности. За 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. человек, причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя детьми.

Семья как институт общества в своем традиционном варианте явно расстраивается. Во-первых, в 90-е годы начинает наблюдаться процесс эмансипации  детей от родителей, роль личностной свободы каждого из членов семьи, переход от закрытой к открытой системе формирования брака. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных браков и возрастает количество разводов. В-третьих, разрывается сложившаяся связь между поколениями по линии родства, и девальвируются ценности «семейного очага».

Государство же, которое  в недавнем прошлом большую часть  семейных функций (экономических, общественно-воспитательных) брало на себя, теперь отстранилось от семьи, предоставив ей полную свободу выйти в открытое социальное пространство и самой решать проблемы собственного воспроизводства и развития.

В обществе провозглашаются  ключевые принципы, согласно которым семья суверенна перед собой. Она самостоятельно принимает решения относительно собственного экономического и демографического воспроизводства. Мужчины и женщины в семье имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.

Российская семья, попав  в такую ситуацию, оказалась не подготовленной к обозначенному  повороту событий, не способной адаптироваться к происходящим переменам в обществе. Ценности, привычные представления, стереотипы, менталитет, усвоенные людьми в течение десятилетий и столетий и сформированные в основном в традиционной семье, вошли в противоречия с так называемой либеральной идеологией государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социальные проблемы современной семьи

При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется.

  • Домашнее хозяйство перестает быть основной экономической единицей, происходит разделение дома и работы.
  • Осуществляется переход от расширенной семьи, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы ставятся выше родовых, родительских.
  • Происходит переход от стабильной многодетной семьи к малодетной и массовой однодетной семье.
  • Происходит переход от семьи, основанной на социокультурных предписаниях, к межличностным предпочтениям.

Трансформации семьи  можно наблюдать на примере изменения  содержания функций семьи. Функции  социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция  экономическая часто сводится к  минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей.

Социальные институты  все более совмещают с семьей и выполнение функций образования  и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Питирим Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи, в т. ч. специфических, негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".  
Трансформацию семьи можно наблюдать на примере новых форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети).

Информация о работе Институциональный кризис семьи и брака