Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:50, контрольная работа
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Введение ………………………………………………………………………..2
Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века……………………………………………………..3
Социальные проблемы современной семьи………………………….10
Практическое задание……………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………….....15
Список используемой литературы…………………………………………...16
ФГОБУ ВПО
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимирский филиал
Контрольная работа
по дисциплине «Социология»
на тему: «Институциональный кризис семьи и брака»
Владимир 2012 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Семья - один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с устранением дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала. Для социологии семья, прежде всего, интересна совокупностью всех тех элементов общественного сознания и поведения, которые приводят к созданию семьи, к ее развитию, функционированию, укреплению или распаду. С этой целью обычно и исследуются мотивы, установки, ценностные ориентации, ожидания как молодых людей, стремящихся создать семью, так и супругов на всем протяжении их личной жизни.
Семья – основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья, будучи одним из важнейших элементов социальной структуры и выполняя множественные социальные функции, играет ничем не заменимую роль как в общественном развитии в целом, так и в жизни каждого человека.
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость членов семьи, четкое распределение семейных ролей и статусов, уважительное отношение друг к другу являлись основой стабильности и воспроизводства общества. Так из столетия к столетию, претерпевая определенные изменения и преодолевая множество различных трудностей (в том числе и защищая себя, например, от государства и церкви), жила и развивалась семья российская.
Правительство большевиков, пришедшее к власти в октябре 1917 г., осудило семью как буржуазный институт и обещало освободить женщин от брака, считая его главным препятствием на пути к женской эмансипации. Ведущий большевистский специалист по вопросам феминизации А.М. Коллонтай в 1923 г. заявила, что советское правительство «снимет бремя материнства с женских плеч и переложит его на государство». Она также добавляла, что «семья в ее буржуазном понимании вымрет».
Стали распространяться идеи женского равноправия, идеи понимания брака как любовного и товарищеского союза двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых. Женщина должна была стать не только финансово, но и духовно независимой.
Идеологическая позиция, что семья – это один из старых институтов, который должен быть разрушен и заменен другими социальными формами, имела много приверженцев среди членов коммунистической партии. В частности, Народный комиссар просвещения А.В. Луначарский указывал, что семьи создают неправильные типы людей, т.е. «не людей, которые сделают вклад в общественный коллектив, но людей, которые будут индивидуалистами». А.М. Коллонтай также утверждала, что ребенок, воспитанный обществом, будет лучше подготовлен к новому образу жизни, чем ребенок, воспитанный в семье: «Человек, воспитанный в учреждениях республики рабочих, будет лучше приспособлен к жизни в рабочей коммуне, чем человек, чье детство прошло в закрытой среде эгоистичных семейных привычек».
Несмотря на согласие между коммунистическими лидерами и ведущими педагогами в том, что семья должна быть уничтожена, все же в первое десятилетие после революции семье не нашлось подходящей замены.
Такая идеология вела общество не к укреплению, а к разрушению и разложению семьи. Ликвидация индивидуальных крестьянских хозяйств в ходе коллективизации усиливает «пролетаризацию» семьи. Происходят разрывы родственных связей, которые авторитетно оправдываются и поддерживаются. «Если «кровный» родственник, - разъясняет А.М. Горький, - является врагом народа, так он уже не родственник, а просто враг и нет больше никаких причин щадить его».
В обществе широко распространяется идея и проводится соответствующая ей государственная политика, согласно которым при социализме формируется «коллективистская» модель семьи с доминирующей ролью государства, целями и мерами стимулирующего характера (значительным объемом ассигнований, разнообразием государственных программ, наличием централизованного финансовораспределительного механизма, с определенным отстранением семьи от воспитания детей и передачей этой функции в руки общественных институтов и организаций).
Разрушая традиционные основы семьи, одновременно наносятся удары по религии, вековым обычаям, экономическому укладу, повседневному быту. Расшатывание семейных устоев вызывает у людей раздражение и недовольство. В их сознании все более крепнет нетерпимое отношение к распущенности в брачных связях.
Здесь следует отметить небольшую, но очень содержательную статью Питирима Сорокина «Кризис современной семьи». В этой работе отчетливо выделены основные тенденции развития и изменения семейных отношений в первой трети ХХ века, получившие позже подтверждения в работах других исследователей: «ослабление» союза мужа и жены, и союза родителей и детей, изменения процесса первичной социализации и характеристик экономической функции семьи и т.д. Тем не менее, прогноз Сорокина оптимистичен: все обнаруженное «…не ведет к гибели семьи вообще. Семья как союз супругов и как союз родителей и детей, вероятно, останется, но формы их будут иными».
О перспективах развития семьи в коммунистическом обществе высказалась и А.М. Коллонтай. Утверждая, что семья при коммунизме сохраниться, она подробно обсуждает вероятные ее изменения, касающиеся отмирания основных функций – бытовой и воспитательной – и делегирования этих функций обществу. По мнению А.М. Коллонтай, в результате указанных прогрессивных изменений возникнет новая семья как форма общения мужчины и женщины, равноправных членов коммунистического общества, связанных взаимной любовью и товариществом. Взамен брачно-семейных «скреп» родства должны будут
вырасти новые «скрепы» создания коллективной ответственности, веры в коллектив как высшее моральное законодательное начало.
Со второй половины 30-х г. начинается процесс «укрепления» семьи, что выразилось в ограничении свободы разводов, запрете абортов. Семья как институт официально реабилитируется и становится институтом государства.
В начале 90-х гг. ХХ века в России принципиально меняется ситуация в политической организации общества, в экономической системе, в моральных устоях и ориентациях людей. В обществе наступает период перехода от одного качественного состояния к другому. Данный переход породил глубокий общесистемный кризис.
Кризис проявился в спаде
производства, в росте инфляции,
в увеличении безработицы взрослых,
беспризорности и сиротстве детей,
в бедственном положении
Внутри семьи заметно наблюдается падение уровня жизни, снижение расходов на питание, отдых, жилище. Плоды материальной и духовной культуры, созданные многими поколениями, становятся для большинства людей недоступными, теряются ценностные ориентиры, происходят катастрофическое падение жизненного уровня.
В результате обнаружилось снижение численности населения, т.е. его депопуляция. До настоящего времени в сфере семьи наблюдается сокращение рождаемости и рост смертности. За 1992-1999 гг. население России сократилось на 2,8 млн. человек, причем «естественная» убыль населения превысила 5 млн. человек. Словом, если раньше семья ассоциировалась с мужем и женой, их родителями, 5-6 детьми, то сейчас, в лучшем случае – мужем с женой и двумя детьми.
Семья как институт общества
в своем традиционном варианте явно
расстраивается. Во-первых, в 90-е годы
начинает наблюдаться процесс
Государство же, которое в недавнем прошлом большую часть семейных функций (экономических, общественно-воспитательных) брало на себя, теперь отстранилось от семьи, предоставив ей полную свободу выйти в открытое социальное пространство и самой решать проблемы собственного воспроизводства и развития.
В обществе провозглашаются ключевые принципы, согласно которым семья суверенна перед собой. Она самостоятельно принимает решения относительно собственного экономического и демографического воспроизводства. Мужчины и женщины в семье имеют одинаковые права, обязанности и равные возможности во всех сферах жизнедеятельности.
Российская семья, попав в такую ситуацию, оказалась не подготовленной к обозначенному повороту событий, не способной адаптироваться к происходящим переменам в обществе. Ценности, привычные представления, стереотипы, менталитет, усвоенные людьми в течение десятилетий и столетий и сформированные в основном в традиционной семье, вошли в противоречия с так называемой либеральной идеологией государства.
2.Социальные проблемы современной семьи
При переходе от традиционного общества к современному семья существенно изменяется.
Трансформации семьи можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция экономическая часто сводится к минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных потребностей.
Социальные институты
все более совмещают с семьей
и выполнение функций образования
и воспитания (школы и детсады),
защиты и охраны (полиция и армия),
функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции
благосостояния и передачи социального
статуса (индустриальный наемный труд).
Питирим Сорокин видел в уменьшении и
сворачивании социокультурных функций
семьи, в т. ч. специфических, негативное
воздействие индустриально-урбанистской
цивилизации, неизбежно превращающее
семью в бездетное сожительство мужчин
и женщин "где дом будет местом ночных
встреч для сексуального общения".
Трансформацию семьи можно наблюдать
на примере новых форм семьи (например,
материнские семьи, как сознательно выбранное
женщиной материнство вне брака; двоеженство,
как сознательное действие создания второй
семьи, где рождаются желанные дети).