Институциональный кризис семьи и брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..2
Семейный кризис первой трети ХХ века. Процесс формирования семьи в 90-е годы ХХ века……………………………………………………..3
Социальные проблемы современной семьи………………………….10
Практическое задание……………………………………………….…13
Заключение………………………………………………………………….....15
Список используемой литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Изменение семьи отражается также в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает семью, как форму эксплуатации женщины и борется против нее. 
Прогрессистская идеология утверждает, что семья-институт будет сменена семьей-товариществом, т.е. единственной основой семьи должны быть любовь и симпатия.

Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а по мнению некоторых исследователей, кризис. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе выполняют те же функции, кроме одной – рождения детей.

Особую заботу представляют семьи с одним родителем, число  которых растет под влиянием достаточно высокого процента разводов – от 30 до 50 к числу заключенных браков.

Продолжает оставаться актуальной проблема многопоколенной  семьи, когда два-три поколения  семей ведут совместное хозяйство, организуют свой повседневный быт, согласовывают  различные интересы, что представляет достаточно сложную задачу.

В связи с ростом феминистского  движения активно обсуждается вопрос о перераспределении функций  в семье, придании женщине больших  прав, о преодолении фактического неравенства между супругами  и т.д.

Нельзя не обратить внимания и на создание однополых семей, гражданские права которых уже признаны в ряде государств.

Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они  называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более позднем возрасте, увеличение числа людей, никогда не состоявших в браке, рост количества незарегистрированных браков, доступность контрацептивов, рассматривая эти факторы как силы, подтачивающие основы семьи и сводящие на нет ее главную функцию – продолжение рода. Если такая тенденция сохранится, предостерегают социологи и демографы, то индустриальные общества иссякнут, поскольку не смогут воспроизводить сами себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическое задание

Американские  социологи Э. Берджес и Х. Локк в книге «Семья от института к содружеству», вышедшей в 1945 г., утверждали, что в структуре и функционировании современной семьи произошли существенные перемены. «В прошлом основные факторы, объединяющие семью были внешние, формальные, такие как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитете главы семьи, строгая дисциплина. В настоящее время находится в стадии становления новая форма семьи – товарищество, ее единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов.» На основании этого утверждения авторы пришли к заключению о том, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. Можно ли согласится с подобным мнением? Выразите свое отношение к указанному подходу. Аргументируйте свой ответ.

 Я думаю, что частично можно согласиться с заключением авторов, что семья постепенно трансформируется от социального института к товариществу. С переходом к постиндустриальному обществу меняется и семья. 
      Во-первых, резко возрастает экономическая независимость женщины. Количество "чисто мужских" рабочих мест сокращается, а "универсальных" - растет. Это связано с развитием сферы услуг и с "машинизацией" и автоматизацией производства: мужская сила больше не нужна.   
      Во-вторых, рост экономической независимости женщин привел к уменьшению зависимости от мужчин и, как следствие, к раскрепощению женщины, в том числе сексуальному. В этом многие исследователи видят причины "сексуальной революции".  Таким образом, в постиндустриальном обществе институт брака постепенно теряет функцию регулирования сексуальных отношений.  
 В-третьих, потеря мужчиной и женщиной прежних жестко очерченных ролей подтачивает классическую концепцию брака, как союза мужчины и женщины. Обретение женщиной экономической независимости позволило массово появиться неполным семьям, а также "динамичным семьям" (когда супруги легко расстаются и подыскивают новых; некоторые уже рассматривают смену супруга как должное - по типу того, что нельзя всю жизнь работать на одном месте работы).

Современная традиционная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных  форм отклонений от сложившихся образов  и образцов, в том числе меняются основные внешние факторы, объединяющие семью, такие как закон, нравы, обычаи, общественное мнение, традиции, авторитет главы семьи, строгая дисциплина. Как правильно заметили американские социологи Э. Берджес и Х. Локк «в настоящее время…ее (семьи) единство все меньше зависит от давления общества и все больше от межличностных отношений, как взаимная привязанность, взаимопонимание и товарищество ее членов». Все большее число мужчин и женщин уклоняются от семейного образа жизни. В семейно-брачных отношениях меняются ценности и ориентации, складываются разные формы и типы семей.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенной  работы можно сделать следующие  выводы.

В процессе исторического  развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Прогресс общества в значительной степени был связан с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, с уменьшением дискриминации женщин на производстве, в социальной и духовной сферах, с существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышения их воспитательного потенциала.

Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения, а по мнению некоторых исследователей, кризис. В связи с неопределенностью будущего или еще не укрепившимся материально-экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных никакими официальными узами: союзы друзей, подруг, которые в принципе выполняют те же функции, кроме одной - рождения детей.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: культура и спорт, ЮНИТИ.
  2. Политология: Учебник / Под. ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова – М.: Юрайт-Издат, 2006 – 692 с.
  3. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи. Социологические исследования. -1999
  4. Социология: Учебник для вузов. Кравченко А.И. —М.; Академический Проект, 2001

 


Информация о работе Институциональный кризис семьи и брака